Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 августа 2006, 14:30 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Лютер заговорит по-русски. В Москве прошло Учредительное собрание и Генеральный Синод Новой Лютеранской Церкви, ориентированной на российские ценности и русскую паству


 Три россиянина, чьи этнические корни никак не указывают на "врожденную" принадлежность к лютеранству, инициировали появление новой Евангелическо-Лютеранской Церкви России (ЕЛЦР). Каждый из трех "отцов-основателей" - фигура по-своему уникальная и личность яркая. Это Владимир Пудов - бывший сотрудник Совета по делам религий при Совмине СССР, а ныне член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России; Владимир Солодовников - бывший баптистский профессор, а ныне лютеранский пастор в Рязани; Константин Андреев - директор "Служения Лютеранского часа", из радиопередач и фильмов которого большинство россиян узнают о старейшей протестантской традиции.

Вполне "традиционная" конфессия

С лютеранством Россия знакома со времен самого Мартина Лютера - пламенного немецкого реформатора, вознамерившегося восстановить простоту и чистоту первоначального христианства, утраченную папством. "Лют ваш Лютер", - говаривал царь Иван Грозный, охотно, тем не менее, приглашая в Московию разных немецких специалистов. Собственно, тогда, во второй половине XVI века, в московской Немецкой слободе возник первый лютеранский приход - во имя св. Михаила. Два века спустя, при Екатерине Великой, почти все российские генерал-губернаторы были немцами и лютеранами - такой была этно-конфессиональная политика молодой империи. А лютеранство благодаря этому широко распространилось по стране и считалось верой элиты. К 1917 году в стране насчитывалось около миллиона лютеран.

К 1945 году в России по понятным причинам не осталось ни одного легального лютеранского прихода. Какое-то религиозное шевеление началось среди немцев, сосланных в Казахстан, в 50-е годы, но официальный духовный центр у российских лютеран возник лишь в год 1000-летия Крещения Руси. В 1988 г. на Генеральном синоде в Санкт-Петербурге была образована Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Советского Союза, которую возглавили пасторы из Германии. Спустя 6 лет приехал и епископ - гражданин ФРГ Георг Кречмар. Тогда же церковь получила новое название - Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (чаще ее называют аббревиатурой - ELKRAS). Она достаточно либеральна и следует во всем примеру "старших братьев" из Германии - вводит женское священство, признает венчание гомосексуальных пар...

Главный конкурент ELKRAS - более консервативная Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии, задуманная как религиозное гетто для финнов и прибалтов, проживающих в России. Она также базируется в Петербурге (он и стоит на древних землях Ингрии или Ингерманландии), а возглавляет ее епископ-финн Арре Кугаппи. Много веков эти "этнические" церкви существовали в России параллельно, мирно и никаким миссионерством не занимались, и только сейчас столкнулись с неожиданным для обеих "вызовом" русского лютеранства.

Национальная лютеранская идея

Новая церковь, претендующая олицетворять особое, российское, лютеранство, выглядит пока скромно. Ее "кафедральный собор" располагается в подвале панельной многоэтажки на бульваре Яна Райниса в московском Тушине. Собственно, это никакой не собор, а часовня организации "Служение Лютеранского часа". Благодаря трудам и изданиям этой организации новая церковь и приобрела основную массу своих прихожан и сформулировала свою "национальную идею".

28 июня в этой подвальной часовне собрались представители трех лютеранских общин - из Москвы, Рязани и Красноярска. В соответствии с российским законом о свободе совести они создали новую организацию, которая сейчас проходит регистрацию в Минюсте и Федеральной регистрационной службе. Собранию предшествовали консультации главы новой церкви - избранного на подвальном собрании президентом ее Генерального синода Владимира Пудова - с Отделом внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). Официально стороны не подтверждают факт этой встречи, но источник "МН" в ОВЦС ее подтвердил, заметив, что Пудов как опытный аппаратный работник просто не смог бы пойти на какую-то авантюру, не договорившись с "заинтересованными сторонами".

Владимир Пудов - личность действительно колоритная. В советские годы он курировал лютеранство в Совете по делам религии. Затем стал бессменным представителем ELKRAS в Москве и в этом качестве вошел в разные серьезные государственные структуры. По его словам, к трем общинам-учредителям в случае успешной регистрации присоединятся приходы в Воронеже, Моршанске, Саратове, Ижевске, а также не менее пяти общин в Татарстане.

Владимир Пудов жалуется на непонимание со стороны руководства немецкой и финской лютеранских Церквей, которые просто не хотели принимать в свои юрисдикции динамичные русские общины, опасаясь прививки "православного консерватизма". "Раз уж мы никому не нужны, - подытожил Пудов, - нужно объединиться и создать новую Евангелическо-Лютеранскую Церковь России без опоры на какую бы то ни было национальную традицию. Это должна быть Церковь с опорой только на Библию, Аугсбургское исповедание веры и Катехизис доктора Мартина Лютера".

Еще определеннее формулирует идеологию новой церкви другой член ее синода пастор Константин Андреев: "Хватит разбавленного протестантизма! Разбавленного псевдолютеровскими идеями, ведущими к атеизму". Он убежден, что "этническое лютеранство обречено", и называет "отступнической" религию "лубочной этно-культурной тесемки с немецко-финскими узорами". Русские лютеране уходят от "теперешней немецкой церкви в России", основная трагедия которой, по мнению Константина Андреева, - "влияние второсортных проповедников и теологии упадничества и либерализма".

Самую лаконичную формулу идеологии выдал пастор из Рязани Владимир Солодовников: "Здравый консерватизм - раз, миссионерский дух - два и российская суть - три". Пастор Солодовников перешел в лютеранство лишь несколько лет назад, до этого он был известным преподавателем нескольких институтов евангельских христиан-баптистов. В баптистской среде Солодовников испытывал "интеллектуальную духоту", поэтому он рассчитывает на то, что национальная лютеранская церковь станет еще и "самой мыслящей" из всех протестантских деноминаций России.

Пастор Андреев видит подлинные причины недовольства официальных лютеранских церквей бурным развитием русского лютеранства в "финансовом вопросе". Во-первых, отток общин из старых церквей в новую приведет к снижению финансирования из Германии и Финляндии, на которое и существуют старые церкви. Во-вторых, пастора уже упрекали в том, что успех его "Служения лютеранского часа" вынудил "перспективных американских спонсоров" отказать в поддержке "полуживым" лютеранским структурам в России, направив всю свою помощь именно "Служению".

Константин Андреев рассказал о встрече представителей российского лютеранства с митрополитом Кириллом (Гундяевым). "Владыку Кирилла, - сообщил пастор, - волновал вопрос о том, нет ли с нашей стороны прозелитизма. Он также сказал, что протестантизм в России будет всегда, но для православной Церкви лучше, чтобы лицо протестантского движения было лютеранским, так как с лютеранами православным "легче общаться".

***

Представители официального российского лютеранства встретили известие о создании новой церкви в штыки. Официальных заявлений епископы пока не делают, ожидая завершения процесса регистрации новой церкви. Но вот авторитетный настоятель общины ELKRAS в Санкт-Петербурге пастор Дмитрий Зенченко открыто обвинил Пудова, Андреева и Солодовникова в том, что они были замешаны "в очень некрасивых скандалах". В ответ на просьбу пояснить, что это за скандалы, он поведал о неких националистических высказываниях, якобы допускавшихся учредителями новой церкви.

Ясных перспектив у новой церкви пока нет. Первое время она, видимо, ограничится приемом в свои ряды "диссидентов" из других лютеранских юрисдикций да баптистов и пятидесятников, ищущих, подобно Владимиру Солодовникову, "более интеллектуального" варианта протестантизма. Но со временем, при правильной постановке дела, национальная лютеранская Церковь может стать очень заметным пятном на конфессиональной карте страны. Православие по мере своего превращения в "казенную церковь" толкает людей, ищущих библейского христианства, на поиски альтернативы. Католицизм слишком партикулярен, а большинство протестантских общин устойчиво ассоциируются с пугающим ярлыком "секта". В таких условиях лютеранство, имеющее 500-летнюю историю, говорящее по-русски и никак не похожее на "секту", могло бы иметь неплохие перспективы.

Александр Солдатов
"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"
11 августа 2006 г.
Фото: "Московские Новости"


    В сюжете:

28 сентября 2006, 16:00  
МЫСЛИ: Пастор Дмитрий Зенченко. ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИЙКОМ ЛЮТЕРАНСТВЕ? Лютер не по вкусу многим современным лютеранским фундаменталистам. Он слишком либерален. Часть 3. Окончание
11 августа 2006, 14:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Лютер заговорит по-русски. В Москве прошло Учредительное собрание и Генеральный Синод Новой Лютеранской Церкви, ориентированной на российские ценности и русскую паству
10 августа 2006, 12:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Интервью управляющего делами председателя РОСХВЕ пастора Константина Бендаса в связи с организацией новой лютеранской Церкви
03 августа 2006, 19:20  
МЫСЛИ: Пастор Дмитрий Зенченко. ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИЙСКОМ ЛЮТЕРАНСТВЕ? Лютер не по вкусу многим современным лютеранским фундаменталистам. Он слишком либерален
02 августа 2006, 11:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Союз «ненужных» лютеран. Основой новой Евангелической Церкви России должна быть община, считает глава Синода
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования