Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 июля 2006, 19:25 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: И беглый епископ Василий. Требования священноначалия РПЦ МП к бывшему главе Сурожской епархии созвучны позиции светских властей в отношении экстрадиции из Лондона "беглых олигархов"


Прошлая неделя пополнила российский политический лексикон, и без того сохраняющий следы позднесоветского новояза, оборотом "беглый епископ Василий". В соответствии с "духом" информационного общества, это сделала новостная программа телеканала НТВ. Ведущая Ольга Белова несколько раз назвала фамилию епископа, – ну что, дескать, взять с иноземца, да еще и дальнего родственника антихристова рок-музыканта - единственного в РПЦ МП, шагающего "не в ногу".

Несомненно, РПЦ МП в 2000-е взяла на себя роль духовно-идейного проводника российской внешней политики. Эта роль хорошо знакома ей ещё с советских времён, институционально обеспечена (ОВЦС оставался в "смутные" 90-е очень даже действующей структурой), и к тому же и весьма выигрышна. Да и грех эту роль не сыграть, когда власть постоянно плачется об "идейном вакууме"... В отличие от своих внутрироссийских, пока "буксующих", планов всеобщей ОПеКизации светского образования или капелланизации армии, в отношениях с "высоткой" на Смоленской площади иерархам легче. Это ведомство не подвержено воздействиям изменчивых настроений улицы и практически недоступно для видящих повсюду соринки в чужих глазах правозащитников, либо для руководства иных российских конфессий. В отсутствие реального контроля со стороны парламента за деятельностью исполнительной власти, внешняя политика остаётся едва ли не самой закрытой сферой государственной жизни. В таких условиях близость закрытых корпораций - МИД и РПЦ МП - выглядит вполне органичной и прочной.

Кажется, скоро при каждом "уважающем себя" российском зарубежном диппредставительстве появятся храмы РПЦ МП. Не важно, что там не будет паствы (дипломаты не сильно отличаются от обычных людей, в том числе и в отношении к религии), зато появятся должности для VIP-пастырей из ОВЦС.

В представлениях руководства нынешнего российского МИДа религия в России прочно ассоциируется с одной единственной конфессией-юрисдикцией – РПЦ МП. Это своего рода "религиозная витрина" России, дизайн которой определяется не реальными религиозными процессами, происходящими в стране, и не количеством "институциональных" верующих, а уже самими названиями - как доминирующего этноса, так и государства. Наряду с "религиозной витриной", другие конфессиональные проекции России во внешний мир, – прежде всего в Азиатском направлении, – рассматриваются МИДом как производные от многонациональности государства. Это уже не корпорации, как в случае с РПЦ МП, а некое множество социальных и, как следствие, многоконфессиональных общностей. Тут находится место "традиционным" мусульманам, иудеям, буддистам. В европейском и американском направлениях российской внешней политики религиозный фактор не играет сколько-нибудь самостоятельной роли (несмотря на попытки ОВЦС время от времени заявлять об обратном), прежде всего, в силу светской природы соответствующих государств. В противном случае, российский МИД первым вступился бы за католических священников-иностранцев в период "епархиальной войны" между Московским патриархатом и Святым Престолом на излёте понтификата Иоанна-Павла II. Зарубежные протестанты российской политикой как бы вообще в расчёт не принимаются из-за своего статуса добровольных религиозно-общественных союзов, выстраивающих сложную систему отношений с государством то в духе раннехристианских общин, то в духе секулярной индифферентности.

Впрочем, свою систему приоритетов, основанных на конфессиональных представлениях, РПЦ МП пытается придать и евро-американскому направлению российской внешней политики, имея доступ к различным европейским и международным трибунам. "Конёк" РПЦ МП – теперь не "православное единство" (взывать к тому, чего нет в действительности, бессмысленно), а "традиционные ценности". Однако, всерьёз что-то строить вокруг или на почве такой "традиционности" никто ни в российском МИДе, ни в других госструктурах не собирается, поскольку "традиционность" в её современном виде - такой же антисистемный фактор, как социалистические партии и течения времен, предшествующих созданию Второго (социалистического) интернационала. Традиционность – это, в первую очередь, антиглобализм, не раз являвший властям самых разных государств свою оборотную сторону. Оказывается, что, несмотря на столь тесные связи с РПЦ МП, российскому государству "в обычном течении жизни" практически нечего позаимствовать для своих нужд у дружественной корпорации. Но вот такой редкий случай представился. Россия добивается выдачи, главным образом из Великобритании, беглых олигархов и чеченских сепаратистов. На этом фоне совсем неплохо будет выглядеть осуждение связанного с Лондоном епископа Осборна, даже несмотря на всю очевидность того, что далеко не все прихожане Сурожской епархии - олигархи (среди них много просто перешедших в православие англичан, откликнувшихся на общехристианский авторитет покойного митрополита Антония (Блума)), как и то, что не все беглые русские олигархи в Лондоне – православные. Но главное - случай для использования символического церковного капитала представился.

Непонятно, однако, другое: на кого рассчитано телеосуждение "беглого епископа Василия": на не интересующегося тонкостями религиозной жизни российского обывателя, которому в очередной раз напомнили, что "и Церковь требует к ответу беглых", или на олигархов? Уж точно - не на Британские суды и не на Вселенский патриархат.

Теперь несколько слов о самих решениях последнего Синода РПЦ МП в части, касающейся Сурожской епархии, епископа Василия и правил перехода священнослужителей в другую Поместную Церковь. Нельзя исключить того, что все ониповлекут за собой приостановку и без того неоднозначного по своим промежуточным результатам объединительного процесса с РПЦЗ(Л). И уж вряд ли они затормозят поиск юрисдикционных "альтернатив" в среде зарубежных клириков и паствы РПЦЗ(Л).

Михаил Жеребятьев,
для "Портала–
Credo.Ru"


    В сюжете:

04 августа 2011, 14:04  
ВИДЕО: Увольнение епископа Илариона (Алфеева) из Сурожской епархии, 2002 г.
19 июля 2007, 17:38  
БИБЛИОГРАФИЯ: ХРОНИКА СУРОЖСКОЙ СМУТЫ. СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ. Сост. Епископ Иларион (Алфеев), серия "Богословская и церковно-историческая библиотека" –СПб, "Алетейя"
12 июля 2007, 17:32  
Вышел в свет второй том "Трудов" митрополита Антония Сурожского
16 мая 2007, 18:36  
Московский Синод предоставил отпускную грамоту епископу Василию (Осборну) для перехода в Константинопольский патриархат
07 мая 2007, 17:15  
МНЕНИЕ: "Владыка Антоний (Блюм) был готов дать клирикам отпускные грамоты в Константинопольский патриархат" - клирик храма Константинопольского патриархата во имя св. пророка Илии в Девоне (Великобритания) протодиакон ПЕТР СКОРЕР
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования