Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 июля 2006, 14:00 Распечатать

СПРАВКА: Лютеранские Церкви в России


1. Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ или ELKRAS). Глава - архиепископ Эдмунд Ратц. Центральное церковное управление, главный управляющий - Ханс Шванн, Адрес: Россия, Санкт-Петербург 191186, церковь Св. Петра, Невский пр. 22-24, тел.: (812) 571 2423, (812) 314 2653, Факс: (812) 310 2665, E-mail: [email protected]. Отдел по связям с общественностью и издательско-редакционной деятельности, руководитель: Марина Худенко, тел: (812) 571 9417, E-mail: [email protected]. Интернет-сайт: www.elkras.org. Несколько сотен приходов и групп по России.

Возрождение немецкого лютеранства началось в годы перестройки, когда советская власть признала существование немцев-лютеран в России. В 1988 г. был созван Генеральный Синод, на котором была учреждена Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь (НЕЛЦ) Советского Союза. Ее устав практически повторял устав, утвержденный Генеральным Синодом в 1924 г. После 1991 года НЕЛЦ стала формально самостоятельной, фактически находясь в зависимости от Евангелическо-Лютеранской церкви Германии. В начале 90-ых гг. в европейской России начали работать первые лютеранские пасторы из Германии – Курт Байер в Калининграде и Франк Латихиус в СПб. В 1994 году епископом вновь созданной Церкви был избран гражданин ФРГ Георг Кречмар (он с конца 80-х годов был помощником Калнина по работе с немецкими лютеранами).

Правительство Германии в первые годы существования НЕЛЦ оказывало вновь образованной Церкви финансовую поддержку (в немалой степени с целью предотвращения эмиграции). Но вскоре прекратило, убедившись, что эта помощь ведет к обратному. В 1994 году на очередном Генеральном Синоде название Церкви было изменено: она получила наименование Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ). Из названия Церкви исчезло определение "немецкая": тем самым подчеркивалось, что отныне Церковь ориентируется в своей пасторской деятельности не только на российских немцев.

После распада СССР ЕЛЦ оказалась самой мощной лютеранской организацией в России. Она изначально объединяла различные течения, формально в нее были включены братские общины. В начале 90-х годов конфликт с ними достиг наибольшего накала. Лидеры консервативных братских общин рассчитывали, что будут осуществлять руководство вновь созданной Церковью, поскольку представляли большинство верующих. Однако ЕЦГ настаивала на утверждении своего либерального руководства, стремясь организовать дочернюю Церковь в соответствии со своими требованиями.

В ELKRAS сосуществуют несколько течений:

1. Братские общины, представляющее собой крайне консервативное течение, основанное на пиетизме. Во многом они близки баптистам. Многие из тех, которые входят в организацию, часто конфликтуют с руководством или игнорируют его.

2.Постепенно кристаллизуется внутри ЕЛЦ движение консервативных русских лютеран (в некоторых приходах русские составляют большинство, по оценкам руководства ЕЛЦ всего в церкви сейчас более 1/3 русских). Некоторые русские приняли лютеранство ещё до образования ЕЛЦ, чаще всего в Церкви Латвии. С конца 80-ых годов было осуществлено несколько попыток создать независимые Церкви русских лютеран. Некоторые такие попытки закончились присоединением общин русских лютеран к ЕЛЦ. Первой такой попыткой стала Единая евангелическо-лютеранская церковь России, созданная Йозефом Баронасом. Изначально Баронас действовал в рамках Латвийской церкви, и ее епископом Калнином был рукоположен в пастора. В качестве пастора Церкви Латвии он начал работать в Санкт-Петербурге. Здесь он сразу привлек большое количество полудиссидентской молодёжи тем, что проводил служение на русском языке и говорил с паствой на языке молодёжной культуры. При Баронасе существенно разрастается община церкви св. Екатерины в СПб., ядро которой было сформировано еще в 1989 году. В 1991 г. Баронас создал самостоятельную Церковь. Она была зарегистрирована Минюстом в сентябре 1991 г. и стала первой официально зарегистрированной лютеранской церковью в постсоветской России. В первое время церковь получила поддержку общества российских немцев "Возрождение" и даже пыталась соперничать с ЕЛЦ. Однако решение Баронаса о создании независимой Церкви оттолкнуло многих прихожан, лишь четыре прихода вошли в структуру Церкви Баронаса.

Руководство ЕЛЦ решительно боролось с фактом существования "самозванного" конкурента. И постепенно общины одна за другой переходили в ЕЛЦ. Дольше всех в церкви Баронаса оставался приход св. Екатерины (до 1995 г.). В период с 1995 по 1996 г. он существовал как автономная община. А в 1996 г., соединившись с эстонской и латышской лютеранскими общинами СПб, приход вошёл в ЕЛЦ. В конце 90-ых Баронас отошёл от пасторской деятельности.

С конца 90-ых годов движение консервативных русских лютеран укрепляется благодаря поддержке миссионеров из консервативной американской церкви Миссури Синод. Миссури Синод является третьей по численности лютеранской церковью в Америке и придерживается консервативной идеологии (т.е. основывается на вероисповедальных документах XVI века). Свою задачу в России Миссури Синод видит не в создании собственных приходов, а в поддержке консерваторов и создании сильного консервативного течения во всех российских лютеранских юрисдикциях.

Многие русские консерваторы-члены ЕЛЦ стремятся изменить Церковь согласно своим представлениям. Они очень недовольны немецким обликом Церкви (и в теологическом, и в культурном плане), считая его неуместным в России.

3. Либеральное течение, распространяемое германским руководством Церкви и пасторами, прибывшими из Германии. Это направление в Церкви определяет ее политику. Такую ситуацию обусловило само создание ЕЛЦ по инициативе Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии. Русских либералов, в отличие от консерваторов, немецкий культурный облик Церкви не отталкивает, а привлекает. Из этих приходов выдвинулась значительная группа кандидатов в священнослужители (в основном русских), среди которых много женщин.

Наиболее сложные отношения у ЕЛЦ сложились с Церковью Ингрии – второй по величине лютеранской Церковью в России. Изначально между Церквами было установлено сотрудничество как на уровне руководства по вопросам совместных благотворительных проектов, обучению кадров и т.д., так и на поместном уровне между отдельными приходами. Однако со временем отношения охладели. В ЕЛЦ стали отмечать случаи перехода верующих в Церковь Ингрии, где они надеялись найти "более глубокую теологию".

2. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии. Глава - епископ Арре Кугаппи. Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Большая Конюшенная, 8 (собор св. Марии). Тел.: (812) 312 8339, факс: (812) 314 7161. Интернет-сайт: www.gotish.spb.ru, www.elcin.ru. Около 80 приходов и групп.

Основой Церкви Ингрии стали приходы финских переселенцев в волости Северной Ингрии (между рекой Нарвой и северо-западным побережьем Ладожского озера), возникшие в XVI в. во время войн России и Швеции при Иване Грозном. Самым ранним является упоминание о приходе Лемблово, которое датируется 1611 года. Примерно в это же время возникает приход из финнско-шведских военнопленных в Нижнем Новгороде.

Финская церковь пользовалась широкими правами и в качестве самостоятельной была занесена в "Устав иностранных исповеданий" времен Петра I.

После 1938 года Церковь прекратила свое официальное существование (без акта о закрытии), но все же продолжала действовать в катакомбных условиях. Возрождение началось в 1950-х годах, когда после присоединения к Эстонской лютеранской Церкви ингерманландских прихожан стали создаваться финские приходы. Своим возникновением общины были обязаны двум финским пасторам, вернувшимся из лагерей, – Пааво Хайме и Ивану Вассель. Они подготовили около 50 проповедников, в основном женщин, которые взяли на себя установление и поддержание связей с различными регионами. Пааме Хайве крестил Арво Сурво, который сыграл большую роль в дальнейшей истории Церкви. После смерти Сталина в 1953 г. карелы и финны стали активно возвращаться (в основном в Карелию, куда прибыли десятки тысяч финнов). В советский период были открыты приходы в Петрозаводске и в Пушкине под Ленинградом.

Самостоятельная Церковь Ингрии была создана в 1989 г. Несмотря на годы небытия, она сумела сохранить историческую и идеологическую преемственность. В первые годы существования на нее сильное влияние оказывали миссионеры и приглашенные пасторы из Финляндии (финансирование и поныне на 50 % осуществляется из-за рубежа). Однако Церковь Ингрии не утратила идеологической самостоятельности. Говоря о связях с Финляндией, следует учитывать, что сотрудничество и финансовая помощь осуществляется в основном через общества мирян, а не через контакты с церковным руководством Церкви Финляндии. Поэтому своё влияние на российских лютеран-ингерманландцев оказывает не только господствующее умеренно-либеральное течение, но и лестедиане, и консерваторы-диссиденты, и лютеране-харизматы (в Швеции и Финляндии существует влиятельное пятидесятническое движение внутри лютеранских церквей, что также отличает в наши дни скандинавское лютеранство от немецкого). Ингерманландцы, выйдя из подчинения одной Церкви, отнюдь не собирались подчиняться другой. С самого начала было оговорено создание автокефальной Церкви, которая была официально зарегистрирована 14 сентября 1992 года. Первым епископом Церкви был миссионер из Финляндии Лейно Хассинен, который принимал ее особенности, не стараясь навязать свою политику. Как только в России появился человек, обладающий достаточной подготовкой и образованием, Л. Хассинен в 1996 г. оставил свою кафедру, и епископом стал Арре Куукауппи.

Церковь Ингрии заложила основу русского лютеранства. Есть общины, где ингерманландцев большинство, но в среднем они составляют около 1/3 верующих. Объясняется это политикой Церкви, которая не замкнулась на своем этносе. Ведение службы по церковному уставу осуществляется на языках тех национальностей, которые присутствуют в храме. Поэтому богослужения ведутся отдельно и на финском, и на русском, и на мордовском, и на коми языках. Возникшие в 90-ые годы национальные мордовские и коми приходы рассматриваются некоторыми их членами как основа для будущих мордовской и коми лютеранских Церквей. Церковь ведет миссионерскую деятельность, совершает выезды по Сибири и Уралу (массовая евангелизация при этом отрицается). Были созданы не только русские приходы, но и национальные миссионерские общины в Саранске, Йошкар-Оле, Сыктывкаре. Церковь Ингрии активно участвует в движении русского лютеранства, стремится занять в нем главенствующее положение.

Церкви Ингрии чужды идеи общеевропейского либерализма. Тезис о неприятии женского священства как противоречащий Священному Писанию и нарушающий апостольскую преемственность является одним из ее важных принципов. Церковь Ингрии не только не признает женское священство, однополые браки и гомосексуализм, но считает это бесспорным грехом. Эти признаки являются общими для всех консервативных лютеранских Церквей. В то же время Церковь Ингрии отличает от ЕЛЦ отношение к богослужению и понимание таинств. Главным в богослужении является исповедание грехов и совершение таинств (их два - причастие и крещение), а не проповедь, как в других Церквях. Именно потому так важна литургия и ее оформление (сейчас возвращаются к полному, а не сокращенному, богослужению, которое существовало в конце XIX века). В богослужении очень важна мистическая сторона.

3. Евангелическо-лютеранская Церковь России. Епископ-электус – Даниил Соболев. Президент генерального Синода – Владимир Пудов. Адрес евангелическо-лютеранского прихода г. Москвы: станция метро "Сходненская". Бульвар Яна Райниса дом 1 (подвальное помещение между 5 и 6 подъездами). Справки по телефону в Москве (495) 949 1803 (часовня организации "Общество содействия христианскому вещанию" и "Служения Лютеранского Часа"). Интернет-сайт: www.luther.ru.

Учредительное собрание и первый Генеральный Синод ЕЛЦР прошли в июне 2006 года. В настоящее время проходит регистрацию в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ. Церковь была образована представителями трёх общин – из Москвы, Рязани и Красноярска. По мнению руководителей ЕЛЦР, в ближайшее время к ней должны присоединиться общины в Воронеже, Моршанске Тамбовской области, Саратове, Ижевске, а также не менее пяти общин в Татарстане. В Генеральный Синод вошли представители трёх приходов - по закону для регистрации в качестве общероссийской религиозной организации необходимо не менее трёх общин (юридических лиц) в разных регионах России. Приход св. Марии в Рязани возглавляет пастор Владимир Солодовников. Лидером прихода св. Троицы в Красноярске является Даниил Соболев. Приход св. Михаила в Москве (преемник старейшего лютеранского прихода, возникшего в столице ещё в XVI веке) был зарегистрирован в качестве местной религиозной организации 28 июня этого года, председателем церковного совета избран Валерий Игоревич Петров, а обязанности пастора временно возложены на директора Служения Лютеранского Часа Константина Андреева.

4.Сибирская Евангелическо-лютеранская церковь. Глава – епископ-электус Всеволод Лыткин. Приход св. апостола Андрея, настоятель прихода: о. Всеволод Лыткин, Священники: о. Даниил Бурлаков, о. Алексей Стрельцов, диакон Алексей Шилин, тел.: (383) 336 4219, e-mail: [email protected]. Адрес: Новосибирск, Академгородок, остановка "Проспект строителей", Ул. Лыкова, 3 (бывшая улица Смены). Интернет-сайт: www.lutheran.ru.
Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь (СЕЛЦ) была официально создана в 2003 году. Однако, по сути, первая община независимых сибирских лютеран появилась в Новосибирске в 1991 году. Её возглавил Всеволод Лыткин, который затем организовал общины в Хакасии, Бурятии, Томской, Омской, Свердловской и Читинской областях, а также в Красноярском крае. С 1992 года Лыткину оказывала помощь миссия американских лютеран Миссури-Синода. Впоследствии в качестве самостоятельной единицы СЕЛЦ находилась в составе Эстонской Лютеранской Церкви и подчинялась непосредственно её главе архиепископу Яану Киивиту. Все священнослужители СЕЛЦ получали ординацию в Эстонской Церкви. В мае 2003 года Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь получила автокефалию от Лютеранской Церкви Эстонии. В 2005 году отец Всеволод Лыткин был избран епископом Сибирской лютеранской Церкви, но еще не рукоположен, а поэтому носит наименование епископа-электуса. В СЕЛЦ входит 17 приходов и 4 миссионерских общины.

5. Карельская евангелическо-лютеранская церковь. Адрес: Петрозаводск, ул. Кузьмина, 39, кв. 53, тел.: (8142) 55 5037 (Трашкова Глафира Андреевна). Центр в Сортавале: ул. Свободы, 7. Диакон Валентина Петровна Елисеева, тел.: (81430) 2 3133 - основательница карельской Церкви вместе с Раймо Яккиненом. Яккинен был сначала пастором церкви Ингрии в Сортавале, но затем поссорился с руководством. Когда его захотели убрать, он организовал свою карельскую общину. С октября 1998 года является епископом Карельской Лютеранской Церкви. Церковь отделилась в 1997 году от Церкви Ингрии из-за недовольства диктаторской ролью карельского пробства, финляндским национализмом и игнорированием национальных запросов карелов. Основатели Карельского лютеранства апеллируют к тому, что в 1932 году в Петрозаводске и Олонце существовало около 20 приходов Карельской Лютеранской церкви.

6. Округ Екатеринбургской Евангелическо-Лютеранской консистории. Пробст - Вячеслав Борисович фон Дитлов (Болотник), адрес: Екатеринбург, ул. Кировоградская, 39а-10, тел.: (3432) 37 9237, дом. тел.: (3432) 32 4037, (3432) 62 6735. Общины в Екатеринбурге - ул. 40 лет Октября, 17-52, ул. Советская, 51-11, ул. Куйбышева, 123б, кв. 46, (приход св. Гертруды) Гейдеман Роман Альфредович, ул. Толедова, 43, кв. 41. Консистория: Екатеринбург, ул. Энгельса, 16Б, или 620088, Екатеринбург, а\я 127. Помощник В.Б. Дитлова - Александр Геннадьевич Черепанов, дом. адрес: Екатеринбург, ул. Белореченская, 36, корп.1.

Лютеранская консистория возникла в Екатеринбурге благодаря личным религиозным исканиям фон Дитлова, который стал приверженцем учения Лютера в конце 80-х гг. и сам создал общину: тогда, по его словам, у него произошло "лютеранское озарение". Дитлов получил пасторское рукоположение от членов общины. Согласно фон Дитлову, Церковь должна основное внимание уделять проповеди и чтению Библии, а ритуальные и канонические правила не так уж и важны. Сотрудничают с Апостольской Лютеранской Церковью Америки, созданной в 1828 году финскими эмигрантами-лестедианами. Члены общины считают, что только они, в отличие от остальных лютеранских Церквей, существующих в России, сохранили чистоту догматического учения лютеранства без всяких нововведений. В богослужении используется старая немецкая месса Лютера, переведенная самим фон Дитловым. Издают журнал "Екатеринбургский проповедник", адрес редакции: 620088, Екатеринбург, а/я 127, тел.: (3432) 23 7469, факс: (3432) 62 6735.

Источник: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв.ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2003, том II, с. 11-80.


    В сюжете:

28 сентября 2006, 16:00  
МЫСЛИ: Пастор Дмитрий Зенченко. ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИЙКОМ ЛЮТЕРАНСТВЕ? Лютер не по вкусу многим современным лютеранским фундаменталистам. Он слишком либерален. Часть 3. Окончание
11 августа 2006, 14:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Лютер заговорит по-русски. В Москве прошло Учредительное собрание и Генеральный Синод Новой Лютеранской Церкви, ориентированной на российские ценности и русскую паству
10 августа 2006, 12:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Интервью управляющего делами председателя РОСХВЕ пастора Константина Бендаса в связи с организацией новой лютеранской Церкви
03 августа 2006, 19:20  
МЫСЛИ: Пастор Дмитрий Зенченко. ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИЙСКОМ ЛЮТЕРАНСТВЕ? Лютер не по вкусу многим современным лютеранским фундаменталистам. Он слишком либерален
02 августа 2006, 11:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Союз «ненужных» лютеран. Основой новой Евангелической Церкви России должна быть община, считает глава Синода
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования