Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
18 июля 2006, 19:30 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Неудобные издержки церковного крепостничества. Заложниками "крепостного" православия станут сами руководители Московской патриархии, а представители "альтернативного" православия смогут консолидироваться


Большинство людей, знакомых с российским православием, отреагировали на решение Священного Синода РПЦ МП от 17 июля об ужесточении правил перехода в какие-либо другие юрисдикции практически одинаково: крепостное право для клириков Московской патриархии, де-факто существовавшее и раньше, становится официальной церковной нормой. Отныне переход в другую Поместную Церковь может произойти только на основании Отпускной грамоты самого Патриарха. Парадоксально, но все меры по консолидации церковных рядов и укреплению системы централизации делают патриархию всё более уязвимой, ослабляют её перед лицом маргинальных, но вполне живых и отличающихся наличием церковной демократии, "альтернативных" православных Церквей, а также поднимающегося с колен старообрядчества.

Священный Синод РПЦ МП принял решение, касающееся случаев "неканонического перехода", в кризисных обстоятельствах, не будучи уверенным, что священники Московской патриархии не побегут, глядя на "соблазнительный пример" епископа Василия (Осборна), в другие Поместные Церкви, прежде всего в Константинопольский патриархат. Во-первых, решение Синода стало запоздалым ответом на ситуацию в Сурожской епархии, управляющий которой и целый ряд клириков с приходами перешли в юрисдикцию Константинополя. Во-вторых, отныне эта норма может коснуться и приходов Зарубежной Церкви митрополита Лавра, которая к сентябрю может окончательно объединиться с РПЦ МП. Причём в решениях Синода отдельно говорится о том, что специальная совместная комиссия займётся проблемами приходов РПЦЗ(Л) в Молдове и Украине. О приходах Зарубежной Церкви в России представители Московской патриархии уже давно не упоминают, считая эту проблему решённой, а это значит, что общинам РПЦЗ(Л) после подписания "Акта о каноническом единстве" двух Церквей никто не позволит никуда уйти. И, наконец, в-третьих, ужесточение правил перехода призвано повысить дисциплину в рядах духовенства РПЦ МП.

Руководство патриархии не могло не испугать то, что под омофор Вселенского Патриарха в этом году был принят бывший настоятель Свято-Никольского собора в Наро-Фоминске и благочинный Наро-Фоминского округа Московской епархии РПЦ МП протоиерей Георгий Ашков, который получил отпускную грамоту от митрополита Ювеналия ещё в конце 2005 года. Теперь же отец Георгий начнёт служить в Свято-Никольском соборе в Ницце в Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе Константинопольского патриархата.

Все священнослужители, которые захотят и уйдут самовольно, как это сделал епископ Василий (Осборн), будут теперь нести ответственность лично перед Патриархом Алексием II. Именно предстоятель РПЦ МП будет ключевой фигурой в спорах о "трудностях перехода" и на его плечи ляжет груз ответственности за разрешение многих конфликтных ситуаций. Фактически именно Патриарх должен будет решить судьбу епископа Василия (Осборна) и других клириков, которые хотят быть в юрисдикции Константинополя, а значит митрополит Кирилл (Гундяев) в значительной мере снял с себя ответственность за произошедшее в Сурожской епархии. И это несмотря на то, что политика владыки Кирилла преимущественно и привела к расколу православных в Англии.

Учитывая, что митрополит Кирилл является искушённым политиком, вполне можно сделать вывод о том, что ОВЦС МП добивался именно такого "прояснения ситуации" в Лондоне, с тем, чтобы лояльное ОВЦС духовенство встало у руля Сурожской епархии. Ещё несколько лет назад почва для конфликта и раскола была создана назначением в Лондон епископа Илариона (Алфеева), сотрудника ОВЦС, который был со скандалом изгнан из Сурожской епархии за попытку авторитарно установить "московские порядки". Затем с критикой епископа Василия (Осборна) выступали присланные под его начальство священники – сотрудники ОВЦС.

Лично Патриарх Алексий II и Священный Синод будут отвечать за неизбежные и массовые расколы и конфликты, связанные с тяжелым и противоречивым объединением РПЦЗ(Л) и Московской патриархии. Благодаря участию ОВЦС в этом процессе, РПЦ МП фактически договаривалась только с незначительной частью Зарубежной Церкви, которая является абсолютно лояльной Московской патриархии и которую олицетворяет архиепископ Берлинский Марк (Арндт). Из ряда заявлений митрополита Лавра видно, что даже он, находясь в огромной зависимости от сторонников объединения и фактически ими поставленный у кормила церковного, не согласен со многими решениями "согласительных комиссий" и хочет притормозить объединительный процесс. Недовольные остались в РПЦЗ под омофором митрополита Виталия (РПЦЗ(В)), а некоторые стали даже переходить в Русскую Истинно-Православную Церковь во главе с архиепископом Омским и Сибирским Тихоном.

Фактически независимые "зарубежные" общины, действующие в России, сразу после появления сообщений о возможности достижения единства РПЦ МП и РПЦЗ(Л) стали подвергаться резким нападкам со стороны епархиального начальства Московской патриархии в регионах. Сыктывкарская епархия РПЦ МП распространила 12 июля заявление, в котором прямо говорилось, что "раскольники так называемого "витальевского" направления оккупировали республику Коми… Священники Русской Православной Церкви обеспокоены сложившейся ситуацией и считают деятельность самозванцев обманом прихожан. Духовенство призывает жителей региона не поддаваться влиянию раскольников и не обращать внимания на их облачения, которые они уже давно не имеют права носить. Нельзя допустить, чтобы Республика Коми стала оплотом "витальевцев", которые являются противниками объединения Русской Православной Церкви с Русской Православною Церковью Заграницей".

Стремление жестко разделить ту общность людей, которую необходимо присоединить к РПЦ МП, на лояльных и нелояльных стало свойством "византийской" политики митрополита Кирилла (Гундяева), но её последствия лягут на плечи предстоятеля РПЦ МП Алексия II. К примеру, многих "зарубежников" привлекло обещание "переходного периода", однако для российских общин такого периода, похоже, вообще не будет после принятия "Акта о каноническом единстве". Несогласные автоматически попадут в разряд раскольников.

Нелогичность процесса объединения двух Церквей ярко проявилась в обращениях и заметках епископа РПЦЗ(Л) Ишимского и Сибирского Евтихия (Курочкина). В своём письме духовенству и приходам РПЦЗ(Л) в России владыка Евтихий выдвигает лишь один логичный тезис, который касается РПЦЗ(В): "Подлый способ прикрываться подписями больного митрополита использован и в этой "внутрираскольничьей" возне. На вражде и на самомнении ничего угодного Богу создать невозможно". Епископ Евтихий фактически отказывается обсуждать по существу проблему "сергианства" или нынешнее состояние иерархии и систему власти в РПЦ МП, настаивая на необходимости смирения и единства после "переходного периода" примерно в пять лет. Владыка Евтихий, возможно, искренне отказался от своего прошлого мнения о том, что так быстро, по-советски, как это делает митрополит Кирилл, объединять столь разные Церкви нельзя. "Мистические озарения" епископа Евтихия на IVВсезарубежном Соборе РПЦЗ(Л) стали основанием его представлений о единстве, но не прояснили будущего, которое ожидает российских "зарубежников". Опять же после принятия "Акта о единстве" в сентябре судьба всех клириков РПЦЗ(Л) окажется фактически в руках Патриарха Алексия II.

"Византийская" политика митрополита Кирилла позволяет выявить преданных друзей и отсечь сомневающихся. В том же самом направлении действует и заместитель владыки Кирилла протоиерей Всеволод Чаплин, который с каждым разом предъявляет всё больше претензий обществу и власти от имени Церкви, попутно выявляя "врагов Церкви". Плохо это или хорошо, но в 1990-е годы позиция Московской патриархии по многим вопросам была более размытой, допускающей разные варианты. По существу, имела место плюралистичность идеологии РПЦ МП в целом, организованной по конфедеративному принципу, которая воплощалась в заявлениях Патриарха Алексия II (от нынешнего предстоятеля РПЦ МП и сейчас нельзя услышать и доли того обскурантизма, глашатаем которого в современной России стал протоиерей Всеволод Чаплин). После 2000 года стала формироваться клерикальная идеология жесткого диктата по отношению к "греховному" светскому обществу и государству, которое призвано осознать "государствообразующую" роль Церкви. В разной степени эта идеология проповедуется двумя "равновеликими" митрополитами – Кириллом (Гундяевым) и Климентом (Капалиным), но главным действующим лицом и "ответчиком" здесь всё равно остаётся Патриарх Алексий II.

В условиях резкой централизации Московской патриархии, как в идеологическом, так и в административном смысле, выбор священником другой юрисдикции в России будет означать нежелание иметь что-то общее с системой РПЦ МП, которая закрепляет свою тесную связь с властью, свою закрытую авторитарную структуру, а вместе с ней все свои достоинства и недостатки. И если уж епископ Василий (Осборн) ушёл в Константинополь без разрешения Патриарха Алексия II, то ничто не помешает русским клирикам уйти в Русскую Истинно-Православную Церковь, в РПЦЗ(В) или в РПАЦ. Перспективы "альтернативных" проектов на нынешнем этапе связаны именно с окостенением и чрезмерной унификацией Московской патриархии, в которой не находят своего места клирики с другим представлением о православии – как свободного "соборного" мира или же демократической Церкви в духе Всероссийского Собора 1917-18 годов.

Более того, православие в любых его формах интересует и государство, которое видит в нём опору своей национальной власти. Для чиновников "альтернативное" православие – это, прежде всего, хороший повод показать свой прагматизм и верность закону в противовес становящемуся все более вызывающим давлению со стороны РПЦ МП, это возможность использовать "альтернативное" православие в качестве разменной монеты в отношениях с РПЦ МП. И, наконец, любая авторитарная или тоталитарная власть не заинтересована в том, чтобы рядом с ней существовало неподконтрольное олигархическое сообщество, которое пытается оказывать влияние на все сферы жизни общества поверх ее головы. Монопольное положение такой олигархии ослабляет и раздражает власть, тем более что нынешнее государство не может и не будет устраивать на Церковь гонений. Мечта постсоветского чиновника – это православие, которое не требует ничего, некий "народный", общественный вариант православия, которое приносит пользу – как "национальные проекты", но не стремится с помощью власти привлечь в Церковь всё инославное и атеистическое население страны. При таком положении вещей заложниками "крепостного" православия станут сами руководители Московской патриархии, а представители "альтернативного" православия смогут консолидироваться.

Роман Лункин,
для "Портала–
Credo.Ru"


    В сюжете:

03 августа 2017, 17:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Материалы к прославлению [в РПЦЗ(В-А)] Святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей. Часть 3
02 августа 2017, 13:11  
Ежегодная богословская конференция "Пути РПЦЗ в современном мире" состоится в августе в резиденции первоиерарха РПЦЗ(А) в Одессе (Украина)
02 августа 2017, 12:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Материалы к прославлению [в РПЦЗ(В-А)] Святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей. Часть 2
01 августа 2017, 13:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Материалы к прославлению [в РПЦЗ(В-А)] Святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей. Часть 1
28 июля 2017, 08:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: О положении в Церкви. "Как в древности, так и в наше время заблуждения в Церкви наиболее исходят от иерархии, а не от простого народа", - епископ Андрей (Эрастов)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования