Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
18 июля 2006, 18:33 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Александр Солдатов, Валерий Емельянов. Вера, бомба, автомат. В дни саммита религиозных лидеров Дмитровский район Подмосковья стал ареной межконфессиональной войны. Часть вторая - Триникольская обитель


(начало - здесь)

В одном из самых живописных уголков сравнительно недалекого Подмосковья, среди холмистых перелесков Клинско-Дмитровской гряды, строится новый "город-сад", строители которого вдохновляются новой религиозной идеей. Расположен он на окраине селения с загадочным названием Габо Дмитровского района и именуется Триникольск - в честь трех святых Николаев: Мирликийского, русского князя Аскольда (по легенде, принявшего Крещение с этим именем) и последнего российского императора, царя-мученика. А строят "город-сад" последователи Церкви Божией Матери Державная, нового религиозного движения, шире известного как "Богородичный центр".

Триникольску принадлежит 4,9 гектаров земли - это бывшие угодья местного разорившегося колхоза "Останкино". Композиционным центром участка служит сохранившийся фрагмент коровника, перестроенный "богородичниками" в готическом стиле и отданный под жилье многодетных адептов, продавших свои московские квартиры и перебравшихся на природу, в общину единомышленников. Вокруг - заброшенные колхозные поля и луга, превращенные в одну большую стройплощадку. Лишь изредка на огромной территории попадаются небольшие поросли березок, которые и рощицами не назовешь. Зато линию горизонта с трех сторон окаймляют дремучие леса, которые тянутся на многие километры, а с четвертой - крыши домов селения Габо, среди которых доминирует яркая "новорусская" черепица. Говорят, земля в этом районе, километрах в 40 от Москвы, но в стороне от крупных железнодорожных и автомобильных трасс, дорожает в несколько раз быстрее, чем квартиры в самой столице. И уже через год-другой Триникольск окружат современные коттеджные поселки, обитатели которых, надо полагать, и станут главным объектом миссионерской деятельности "богородичников".

Строится Триникольск с размахом, однако его обитатели не спешат делиться с заезжими журналистами секретами спонсорской поддержки своей Церкви. Въезжающих в Габо со стороны Дмитрова встречают изящные, но монументальные белые башенки, крытые деревянным тесом, меж которыми расположены деревянные, в древнерусском стиле, ворота, открывающиеся автоматически с пульта управления дежурного по городу. Им оказался светловолосый, с небольшой бородкой и в интеллигентных очечках "брат Иван" - диакон Иоанн Павлов, своего рода директор Триникольска по связям с общественностью, исполняющий также обязанности эконома. Хотя, по его словам, журналисты, особенно иностранные, здесь не редкость, десант "Портала-Credo.Ru" был принят более чем доброжелательно (тут "сектоборцы" из РПЦ МП непременно напомнят нам, что такая чрезмерная доброжелательность, "слащавость" - обязательный атрибут любой "тоталитарной секты" и входит в набор их миссионерских средств. Оставим это напоминание на их совести, тем более что, в самом деле, господствующая конфессия, и так уверенная в незыблемости своих позиций в государстве российском, довольно скупа на контакты и всякие любезности с журналистами).

Со временем все почти пять гектаров триникольской земли будут обнесены высокой белокаменной стеной, наподобие монастырской. Сейчас построена лишь малая, парадная ее часть, украшенная несколькими башенками с изящными флюгерами на верхушках - то в виде ладьи с веслами (ладья или ковчег – один из символов Божией Матери), то в виде птицы феникс, то трубящего ангела, то в форме традиционных флажков. Журналисты Портала не обнаружили на всей территории "города-сада" ни одного креста. Как пояснил брат Иван, Церковь Божией Матери ищет новую символику и не стремится, чтобы ее храмы напоминали традиционные православные. Крест "богородичники", конечно, почитают, но "в духе", а не формально, как "красная Церковь", которая, по их мнению, просто профанировала такие сакральные символы, как крест и крестное знамение.

Территория вокруг бывшего коровника, безупречно отремонтированного, сверкающего стеклопакетами "евроокон", напоминала бы обычный московский двор где-нибудь в "спальном" районе, если бы не поля да леса окрест. Среди небольших цветников по асфальтированной дорожке прогуливаются молодые мамы с колясками, вокруг снуют дети и домашние собаки, а чуть поодаль - вполне городская детская площадка с горками, песочницами, качелями, откуда доносится характерный гам. Местные жители не сказать чтобы какие-то уж совсем особенные - разве что длинных юбок и платочков чуть больше, чем в среднем по Москве. Впрочем, специфического "дресс-кода" у современных "богородичников", по крайней мере семейных, нет.

В тени небольшого скверика, рядом с "семейным" домом, расположился детско-юношеский лагерь. Он представляет собой несколько палаток - как больших, армейских, так и совсем скромных, туристических, - над которыми гордо реет Богородичный флаг, бело-синий. В глубине души, здешние "богородичники" считают себя не только жителями особого полусказочного города Триникольска, но и гражданами особой страны - "Новой Святой Руси", государственной идеологией которой является сформулированная пророком Церкви Иоанном Береславским (в миру - Вениамином Янкельманом) "Богоцивилизация III". В лагере, как пояснил брат Иван, живут бедные изгнанники из частной "богородичной" средней школы, которая сначала действовала в пригороде Москвы Балашихе, потом, изгнанная и "разоблаченная" местными властями, перебралась в одну из соседних с Габо деревень, но была изгнана и оттуда, и вот теперь обосновалась в палатках. Где начнутся занятия этой школы - кстати, официально зарегистрированной и имеющей государственную аккредитацию - 1 сентября, и начнутся ли они вообще, в Церкви никто не знает.

Рядом с лагерем возвышается деревянный помост, на котором периодически служатся "литургии под открытым небом" - не реже "нескольких раз в два месяца", по словам брата Ивана, на них приезжает сам "пророк Божией Матери".

Еще чуть поодаль, за отдельным заборчиком, белеет двухэтажнный домик с шатровой башенкой. Это общежитие для священников, но попасть туда журналистам Портала не удалось - некий отец, с которым связался по мобильному телефону брат Иван, отказал в допуске посторонних на территорию сакрального общежития. На общежитии, в котором имеется и домовой храм, нас привлекла настенная роспись в духе Дэна Брауна: лев, единорог и чаша Грааля. Чаша Грааля как "cредоточие крови Христовой, обожающей человека", по словам одного из клириков церкви отца Максимилиана, – ключевой элемент современной иконографии "богородичников". Мы двинулись дальше - к небольшому скотному двору, на территории которого паслось симпатичное стадо овец. Внутри деревянного загона стояли две лошади и пони. По дороге к скотному двору нам попались два маленьких деревянных домика. "Это скиты для сестер", - пояснил наш гид. Попасть туда, видимо, было еще менее реально, чем в общежитие священников.

После беглого осмотра "небесного града" мы отправились в эпицентр событий, которые приковали внимание к "Богородичному центру" на позапрошлой неделе, в дни Всемирного саммита религиозных лидеров в Москве. Напомним, что в ночь на 3 июля из помпового ружья была обстреляна Триникольская обитель "богородичников" - своего рода небольшой монастырь, вот уже почти 15 лет стоящий прямо посреди села Габо. Обстрел производился на вечерней зорьке из мансарды "новорусского" особняка, расположенного метрах в ста от обители, через два деревенских дома. Целились в позолоченный купол монастырской колокольни, которая, в соответствии с первоначальной стилистикой "Богородичного центра", очень напоминает древнерусский шатровый храм. Еще во дворе обители, видимо для придания экуменического духа, стоит небольшая статуя Пресвятой Девы Лурдской в гроте.

В куполе и сейчас отчетливо видны пулевые отверстия. Шальная пуля чуть не задела выглянувшего в окно насельника обители о. Максимиллиана, который и зафиксировал "линию огня". Милиция из соседнего города Икша прибыла через 20 минут, но незадолго до ее прибытия от "новорусского" особняка на большой скорости отъехала машина, в которой, как подозревают насельники обители, и находились виновники инцидента. Вскоре выяснилось, что в злополучном доме проживают предприниматели из Москвы, мусульмане по вероисповеданию. Хотя скорее мусульмане больше в этническом смысле: когда насельники монастыря вместе с милицией зашли в дом стрелявших, те были не совсем трезвы.

Расследование не слишком сложного дела идет вяло. Говорят, на планерке в Икшанском УВД его начальник заявил, что никакой стрельбы и не было бы, если б "богородичники" не провоцировали местных жителей самим фактом своего присутствия в селе. Кстати, вопрос об их праве на существование несколько раз ставил перед властями священник из соседнего села, привозивший на специально организованном автобусе под стены обители за три километра крестные ходы, участники которых торжественно возглашали анафему "тоталитарным сектантам". При этом "богородичники" активно пытаются наладить контакт с местным населением. Каждый год, в православное Рождество, они обносят местных стариков подарками. Однажды зашли с подарком к старосте села, который дружелюбно пообещал в следующий раз спустить на "сектантов" собаку.

Жизнь обители весьма своеобразна - она во многом отличается от привычного уклада, скажем, православного монастыря. Все местное население высыпало на крыльцо трехэтажного побеленного дома, к которому пристроена обстрелянная колокольня, когда к небу подъезжали журналисты "Портала-Credo.Ru". Находилось в этот момент в обители человек 15, причем большинство - женского пола. Юные девы были облачены в белые и голубые балахоны, а на мужчинах была обычная мирская одежда. Среди них выделялся лишь священник Максимиллиан в темно-синей рясе с изящной вышивкой на плечах и рукавах. Когда корреспондент Портала, приветствуя насельников, высказал предположение, что здесь, в отличие от Триникольска с его многодетностью, живут безбрачные последователи Церкви, со стороны юных дев раздалась легкая усмешка, и одна из них поправила корреспондента: "Брачно-чертожные". В языке "богородичников" много своих терминов, позаимствованных вроде бы и из Священного Писания, но для правильного понимания требующих особого словаря...

В обители, в довольно аскетичных условиях (спят на полу на ортопедических матрацах) живут одновременно и братья, и сестры. Службы в храме, напоминающем скромную католическую часовню, занимают полчаса утром и полчаса вечером. Остальное время насельники (-цы) занимаются искусствами (особенно развит пошив оригинальных облачений-балахонов), медитациями, а также учебой (некоторые учатся заочно в московских вузах). Ведут здесь и редакционно-издательскую работу на имеющихся в обители двух компьютерах. За свою работу "живых денег" насельники не получают, все идет в общий котел обители. В одной из келий, куда пригласили корреспондентов Портала, на стене висела целая коллекция бейджиков с разных выставок, посвященных в основном нефтегазовой промышленности, посещенных насельницами. "Не тут ли кроется загадка спонсорской поддержки Церкви", - промелькнула догадка в голове корреспондента.

Провожать журналистов вышла вся обитель. Среди провожавших были также два грозных цепных пса. Это сегодня единственная охрана покоя обители от мирского, иногда стреляющего окружения.


    В сюжете:

25 июля 2006, 16:37  
Лидер "Славянского союза" Демушкин освобожден из-под стражи, у него дома произведен обыск
25 июля 2006, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Славянский союз" заподозрили в подрыве мусульманской общины
25 июля 2006, 14:54  
В связи с делом о взрыве в Яхроме в Москве задержан лидер радикального движения "Славянский союз" Дмитрий Демушкин
18 июля 2006, 18:33  
РЕПОРТАЖ: Александр Солдатов, Валерий Емельянов. Вера, бомба, автомат. В дни саммита религиозных лидеров Дмитровский район Подмосковья стал ареной межконфессиональной войны. Часть вторая - Триникольская обитель
14 июля 2006, 16:30  
РЕПОРТАЖ: Александр Солдатов, Валерий Емельянов. Вера, бомба, автомат. В дни саммита религиозных лидеров Дмитровский район Подмосковья стал ареной межконфессиональной войны. Часть первая - Мечеть в Яхроме
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования