Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 июля 2006, 16:30 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Александр Солдатов, Валерий Емельянов. Вера, бомба, автомат. В дни саммита религиозных лидеров Дмитровский район Подмосковья стал ареной межконфессиональной войны. Часть первая - Мечеть в Яхроме


Дмитровский район Московской области, находящийся в полусотне километров к северу от столицы, не очень широко известен мировой общественности. Обычная деревенско-дачная благодать, канал имени Москвы, маленькие городки, ну и, может быть, пара-тройка элитных мест отдыха, возникших в последние годы. В религиозном отношении, на первый взгляд, здесь тоже нет ничего заслуживающего пристального внимания, в придорожных селах виднеются стандартные деревенские церкви постройки XVIII-XIXвеков.

В последнее время эту тишь-гладь неожиданно нарушили два события - взрыв возле мечети в Яхроме и обстрел Триникольской обители Церкви Матери Божией Державная в окрестностях Икши.

Среди обычных домов в поселке Семешки, окружающем железнодорожную станцию Яхрома, глаз сразу выделяет небольшое сооружение в восточном стиле с внушительным полусферическим куполом и минаретом, который при ближайшем рассмотрении оказался вытяжной трубой. Архитектура постройки не оставляет никаких сомнений в том, что перед нами мечеть. Это подтверждает и наличие во дворе женщин в мусульманских хиджабах, весьма нетипичных для русского провинциального городка.

- Татары живут в этой части Яхромы издавна, они поселились здесь в конце минувшей войны, - рассказывает Сания Сайфуллина, лидер местной мусульманской общины. – Постепенно сложилось так, что Яхрома стала центром притяжения для мусульман из близлежащих населенных пунктов. Вместе молились у кого-нибудь на дому, праздновали религиозные и народные праздники (тогда местное мусульманское население было представлено исключительно татарами).

Лет пять назад муж Сании-апа обратился с ходатайством к местным властям о выделении земли под строительство мечети. Одновременно в городе создавалась община, которая вскоре была официально зарегистрирована как местная религиозная организация мусульман, подчиняющаяся Духовному управлению мусульман Европейской части России - вполне лояльной и не вызывающей подозрения властей структуре. Однако на свою законную просьбу яхромские мусульмане получили отказ, после чего и приобрели в частную собственность участок земли со стоящей на нем полуразрушенной бытовкой. Скоро бытовка приобрела видимые черты небольшой мечети, типичной для мусульманского квартала-махалля (все соседи - мусульмане-татары), однако при этом и районные власти, и архитектурно-планировочное управление города отказываются признать новый статус этого объекта. Так и числится по бумагам эта небольшая мечеть полуразрушенной бытовкой, находящейся в частной собственности.

Тем не менее, активность мусульман ни у кого в Яхроме враждебного отношения не вызвала. Ведь все эти мусульмане - люди свои, местные, которых знают с детства. В последнее время появились и пришлые, прежде всего азербайджанцы-шииты. Но, по словам членов общины, они стараются открыто не демонстрировать свою религиозную специфику и молятся по ритуалу суннитского большинства. На пятничные намазы собирается в среднем 30 мужчин (для женщин в исламе пятничная молитва не является обязательной). Как говорит Сания-апа, за все время существования яхромскую общину ни разу не почтили своим присутствием "эмиссары из-за рубежа", активно в последние годы старающиеся помогать российским мусульманам духовной литературой, да и просто гуманитарной помощью. Сами яхромские мусульмане не ведут активной миссионерской работы. Тем не менее, одна местная русская семья заинтересовалась религией пророка Мухаммада и стала посещать мечеть. В этой семье приняли ислам сначала мама, потом две ее замужние дочери и, наконец, мужья дочерей, тоже русские по национальности.

Как бы то ни было, взрыв, прогремевший возле входа в мечеть в ночь с 3 на 4 июля, стал для местных мусульман полной неожиданностью. Корреспонденты "Портала-Credo.Ru" видели его свежие следы, обоняли запах пороха и дыма. По данным правоохранительных органов, мощность взрыва составляла около 500 грамм в тротиловом эквиваленте. Явно прослеживается стремление подрывников только попугать прихожан мечети, без нанесения им серьезного ущерба. Однако заложили устройство тихо и очень профессионально. Собаки не лаяли, соседка ничего не слышала. А ведь мечеть находится в гуще застройки, ее очень плотно окружают соседние частные дома, в которых из-за взрыва повылетали стекла.

Взрыв произошел примерно в три часа ночи, когда в мечети не было никого (ночного сторожа община до последнего времени не нанимала). Во взрывном устройстве не было поражающей начинки из гвоздей или болтов. Но взрывная волна оказалась очень мощной, она оставила на стене мечети дыры, окалины, окна до сих пор без стекол, а двери в стоящем рядом помещении для совершения ритуального омовения - тахарата - сорвало с петель.

Сания Сайфуллина уверена, что взрыв совершили не местные, однако на вопросы корреспондентов о возможных версиях теракта отвечала с неохотой и явной опаской. А эти вопросы были о том, не связан ли взрыв с проходившем в те дни Всемирным саммитом религиозных лидеров в Москве, а также с деятельностью мусульманского женского благотворительного фонда "Хадиджа", возглавляет который также госпожаСайфуллина. Дело в том, что этот фонд организует отдых для мусульманской молодежи на даче Сания-апа, и в начале мая этого года отдыхающие мусульмане стали объектом необычно пристального внимания милиции, которая переписала их паспортные данные и сняла на видео. "Только не связывайте взрыв с деятельностью фонда "Хадиджа", –убеждала дотошных журналистов Портала мусульманская активистка, особенно упирая на то, что их община входит в официальную структуру – ДУМЕР Равиля Гайнутдина и обучение основам ислама в лагерях для молодежи ведется по самым что ни на есть официальным программам.

Но кто же все-таки виноват и что делать, дабы избежать нового, более мощного взрыва? "Одному Всевышнему это ведомо", – отвечала Сания-апа, деликатно, но упорно отвергая различные версии, выдвигаемые приезжими журналистами. Тем не менее, некоторый план действий у татарской общины Яхромы все же есть. Во-первых, мусульмане будут добиваться переквалификации инцидента со статьи о хулиганстве на статью о разжигании религиозной и национальной вражды, или о терроризме, поскольку теракт имел явно большую угрозу для человеческой жизни и здоровья, нежели банальная "хулиганка". Во-вторых, они вновь активизируют попытки придать мечети статуса культового объекта, а не просто частного владения. И еще. После всего происшедшего в мечеть, видимо, придется нанять ночного сторожа.

(продолжение следует)


    В сюжете:

25 июля 2006, 16:37  
Лидер "Славянского союза" Демушкин освобожден из-под стражи, у него дома произведен обыск
25 июля 2006, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Славянский союз" заподозрили в подрыве мусульманской общины
25 июля 2006, 14:54  
В связи с делом о взрыве в Яхроме в Москве задержан лидер радикального движения "Славянский союз" Дмитрий Демушкин
18 июля 2006, 18:33  
РЕПОРТАЖ: Александр Солдатов, Валерий Емельянов. Вера, бомба, автомат. В дни саммита религиозных лидеров Дмитровский район Подмосковья стал ареной межконфессиональной войны. Часть вторая - Триникольская обитель
14 июля 2006, 16:30  
РЕПОРТАЖ: Александр Солдатов, Валерий Емельянов. Вера, бомба, автомат. В дни саммита религиозных лидеров Дмитровский район Подмосковья стал ареной межконфессиональной войны. Часть первая - Мечеть в Яхроме
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования