Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
15 мая 2006, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Балаковская АЭС: пятидесятники против мафии или русской самобытности? Служители протестантской церкви решили научить атомную станцию жить по закону


Даже самое неразвитое гражданское общество способно расти, отвоёвывая себе всё большее и большее правовое пространство. Власть и крупные корпорации, как правило, оказываются неготовыми воспринимать, а тем более выполнять требования общественности. Более того, власть предержащие часто идут на конфликт с наиболее активными общественными деятелями и организациями. В обыденной жизни есть много примеров того, как чиновники разных уровней ставят свои интересы выше интересов граждан и не желают менять порядок, при котором государство и закон - это они. Ситуация в Балаково, где организация верующими работниками профсоюза на АЭС вызвала гнев руководства, является примером того, как гражданское сознание создаёт непривычный для россиян тип активности, который в конце концов делает граждан объективными оппонентами корпоративно-клановой системы.

Конечно, было бы странным думать вслед за руководством АЭС, что члены протестантской церкви пятидесятников "Спасение" вдруг решили взорвать спокойную жизнь на таком стратегическом объекте, каким является атомная станция. Неожиданностью их поведение стало для самой АЭС и местной власти, которые вряд ли думали, что им когда-либо придётся обратить внимание на радикальные требования обычных граждан. Прежде всего, протестанты Балаково постарались опровергнуть одно из правил российской жизни, которое заключается в том, что без согласования сверху требовать исполнения закона либо нельзя, либо бессмысленно. В Балаково правила жизни ещё более жёсткие, так как по отношению к стратегическому градообразующему предприятию гражданам в реальности вообще нежелательно предъявлять какие-либо требования, даже если это можно сделать по закону. Это сложно, безрезультатно, а иногда, как показывает практика, и опасно.

Желая стать активными гражданами, балаковские пятидесятники, как члены патриотически настроенной евангельской церкви, начали с проектов социального служения. Община, созданная пастором Александром Романовым в 1994 году, почти сразу стала заниматься реабилитацией наркоманов и алкоголиков в рамках христианского реабилитационного центра. В центре также велась работа с ВИЧ-инфицированными. При церкви действует общественная организация "Отцы и дети", которая помогает многодетным семьям и вообще неимущим. О социальных инициативах церкви хорошо знают местные и областные власти. Свои предложения по социальной политике церковь отправляла и в правительство России, и президенту РФ, полагая, что саратовские чиновники симпатизируют только православию в лице одного из самых ревностных в РПЦ МП противников "сектантов-неопятидесятников", члена Общественной палаты РФ епископа Саратовского и Вольского Лонгина (Корчагина).

Став, по сути, социальным партнёром власти в Балаковском районе, протестанты одновременно ощутили себя и лидерами гражданского общества, хозяевами своего города и района. Постепенно в церковной среде задумались о том, как можно улучшить жизнь не только бомжей и наркоманов, но и тех, кто работает, к примеру, на птицефабрике или на Балаковской АЭС, где среди персонала есть члены общины. Идея создания профсоюзов, сначала на птицефабрике, а потом на атомной станции (последний появился 15 апреля 2006 года), вполне вписывается в протестантское социальное мировоззрение.

Более того, гражданское самосознание церкви подвигло её представителей на участие в муниципальных выборах. Противозаконного в этом ничего нет, но избирательная кампания стала весьма недипломатичным (мягко говоря) шагом по отношению к руководству Балаковской АЭС. Главным действующим лицом назревающего конфликта оказался даже не кандидат от церкви на выборах, а будущий глава профсоюза Анатолий Рыськов. Он ещё в сентябре 2005 года баллотировался в качестве кандидата в депутаты в муниципальном округе, но выборы проиграл. Затем Рыськов стал членом территориальной избирательной комиссии. 12 марта 2006 года должны были состояться выборы депутатов в собрание Балаковского муниципального образования. По 121-му одномандатному округу проходил председатель профкома Балаковской АЭС П.Н. Сорокин. Самовыдвиженцем по этому же округу стал дьякон церкви Михаил Качан, который выборы проиграл, однако при поддержке Анатолия Рыськова Михаил Качан подал в суд с тем, чтобы отменить результаты выборов (судебное разбирательство ещё идёт), во время которых победил глава профкома АЭС Пётр Сорокин. Члены церкви обвиняют Сорокина в злоупотреблениях разного рода, к примеру, в том, что его люди срывали агитацию Качана, а в местной газете им была опубликована "утка", будто Качан является ставленником Сорокина и т.д. В результате по этому округу 1400 голосов было отдано Сорокину, 1200 "против всех", а 293 голоса за дьякона Михаила Качана. Анатолий Рыськов не только начал судебный процесс за отмену выборов Сорокина, но и почти одновременно организовал с тремя другими верующими сотрудниками АЭС профсоюз, альтернативный профкому Сорокина.

На вполне логичные, с точки зрения церкви, гражданские акции последовал довольно резкий и сложившийся, видимо, в панике ответ руководства АЭС. На первом этапе чиновники атомной станции, со слов верующих, попытались запугать протестантов-сотрудников АЭС. Кроме того, руководство отрицало сам факт возникновения нового профсоюза. На втором этапе обострения ситуации, когда был ранен враждебно настроенным сотрудником АЭС один из членов профсоюза, руководители АЭС 6 мая задним числом признали факт создания профсоюза и сразу обвинили главу профсоюза Анатолия Рыськова в том, что он ведёт политическую борьбу с главой официального профкома станции. Таким образом, заранее было заявлено, что христианский профсоюз вряд ли будет защищать интересы работников, раз в этом деле замешаны "сектанты" и политика.

Между тем, произошедшее следует воспринимать как идейную победу протестантов – само признание независимого оппозиционного профсоюза на АЭС является, наверное, уникальным, первым за всю историю советской и российской атомной энергетики. Причём, Балаковская АЭС вступила в официальные отношения с протестантским профсоюзом именно по тому, что законодательство оказалось на стороне членов церкви "Спасение". В этом можно убедиться, если прочитать Закон РФ о профсоюзах, где говорится, что профсоюзную ячейку можно создать, просто уведомив руководство предприятия, а члены профсоюза могут потребовать от руководства всю доступную документацию, бухгалтерскую отчётность, потребовать пересмотра или просто жёсткого соблюдения коллективных договоров и т.д. Просто, наверное, со времён РСДРП(б) россияне не осмеливались ничего требовать от советского начальства.

Однако стремление во всём действовать по закону и самим проявлять инициативу сделало протестантов Балаково противниками целой системы, своего рода "мафии". А "мафия" обычно помещает "честного судью" в замкнутый круг, из которого практически невозможно выбраться. Этот круг или же вертикаль (кому как нравится) есть и в Саратовской области – губернатор области Павел Ипатов с 1989 года по март 2005 года был генеральным директором Балаковской АЭС, нынешний глава станции В.И. Игнатов является ставленником Ипатова. Атомная станция – крупнейший налогоплательщик и одно из градообразующих предприятий, а поэтому чиновники района, милиция и прокуратура в любой конфликтной ситуации предпочтут, по крайней мере, молчание конкретным действиям.

Столкновение с "мафиозной" или кланово-корпоративной вертикалью в той или иной мере грозит практически каждому, кто будет выступать с независимыми гражданскими инициативами в российской провинции. Но не только эта вертикаль тормозит развитие гражданского общества. Тормозом на пути к свободному обществу являются и сами граждане, которые воспринимают происходящий произвол или беззаконие уже не как что-то из ряда вон выходящее, а как истинное наполнение нашей русской "самобытной" жизни.

Политическая активность евангельских церквей на протяжении нескольких последних лет стала явным признаком того, что протестантизм воспринимается российским обществом как неотъемлемая часть родной культуры и окружающего ландшафта. Резко выделяет протестантов их гражданская активность, основанная на демократических принципах и строгом следовании букве закона. Отличие балаковских пятидесятников от других жителей Балаково заключается в том, что движимые своими специфическими религиозными чувствами они взяли на себя ответственность за всё и всех, в том числе и за тех, кто не понимает, что от свободы трудно отказаться, если ты уже вдохнул свободно хоть один раз.

Роман Лункин,

для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

27 июня 2006, 19:45  
Лидер профсоюза, созданного пятидесятниками на Балаковской АЭС, требует от руководства станции 33 млн. рублей в качестве компенсации морального ущерба
23 июня 2006, 18:51  
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил Балаковскую АЭС
19 мая 2006, 15:31  
В Саратовском епархиальном управлении РПЦ МП отказались комментировать создание церковного профсоюза на Балаковской АЭС
19 мая 2006, 15:00  
Командование Сибирского военного округа не позволило пятидесятникам провести встречу с военнослужащими
18 мая 2006, 19:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Дьякон церкви «Спасение» из Балаково не смог «спасти» даже самого себя
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования