Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 марта 2006, 12:19 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Епископ Иосиф Верт: "В России будет возрожден греко-католический экзархат"


На днях во Львове побывал римско-католический епископ Иосиф Верт, который уже свыше 15 лет осуществляет служение на просторах Сибири. В советское время владыка Иосиф был узником совести, в тюрьме его дороги пересеклись с греко-католическим епископом Александром Хирой, и поэтому он хорошо знает проблемы Греко-Католической Церкви (так изложена биография Владыки в оригинальном тексте статьи – прим. перев.). Преосвященный владыка Верт является главой Конференции Римо-католических епископов России, епархом Преображенской (Западно-Сибирской) епархии Римско-католической церкви, с 2005 г. – Ординарием для католиков византийского обряда в России.

Корреспондент: Какова цель Вашего пребывания в Украине?

Владыка Иосиф: В Украине я уже бывал раньше, в 1992-1993 гг. Тогда здесь встречались римско-католические епископы Украины, Беларуси, Казахстана и России. Нас было еще не так много, не было епископских конференций, но мы время от времени собирались вместе. Встречались по другим поводам, а в этот раз я приехал именно по делам Греко-Католической Церкви, ведь год назад Папа Римский назначил меня ординарием для верных византийского обряда в России. Это мой первый визит в Украину в такой должности, и потому он очень важен как для меня, так и для греко-католиков России. Большинство из них – это выходцы из Укарины, их дети и внуки.

Корр.: Какова Ваша оценк религиозной жизни в России и какое положение занимает там Католическая Церковь?

Вл.И.: Украина сама пережила тяжелые десятилетия атеизма, а Россия за семьдесят лет атеизма пострадала еще больше, поэтому ситуация у нас намного сложнее. Это касется и Православной Церкви, и Католической.

Мне трудно назвать какие-либо точные цифры, но факты говорят о том, что, возможно, лишь один процент населения по-настоящему религиозен. Католики России имеют возможность нормально практиковать свою веру. В Российской Федерации есть четыре наших епархии, семинария, строятся храмы и молитвенные дома. Те, кто пережил времена преследования и несвободы религии, теперь чувствуют себя вполне уютно и комфортно.

Корр.: Каким образом удовлетворяются духовные потребости людей разных национальностей России? Есть ли возможность легального служения для католиков византийского обряда и, в частности, украинцев?

Вл.И.: Я – российский немец. Не просто немец, а именно российский. Вы знаете, что в Российской Федерации жило много немцев – поволжских, одесских. Это были большие группы людей. Во времена царизма все это входило в Российскую Империю. Моя мама происходила из одесских немцев, папа – из поволжских.

Католическая Церковь при царе была национальной Церковью, в том смысле, что что были общины немецкие, польские. И во времена подполья тоже так оставалось, ибо набожные люди одной национальности легче могли найти путь друг к другу, собирались своими группами и так молились. Сегодня таких национальных групп значительно меньше, хотя во всех городах России есть такие светские организации польского, немецкого, украинского возрождения. И много молодых людей действительно хотят узнать свои корни. Но в целом почти 95 процентов наших молитв и Служб проводится на русском языке, потому что в советское время русификация была очень сильной, и молодежь утратила язык своих предков. Чтобы удовлетворять национальные потребности, у нас, в Римо-Католической Церкви, проводятся службы с элементами немецкого, польского, армянского языков. Официальная статистика говорит, что что сегодня в России живет около 600 тысяч немцев, десятки тысяч поляков, есть литовцы и католики других национальностей. Греко-католические службы проводятся на украинском языке, но проповеди преимущественно по-русски – чтобы их понимало больше людей.

Корр.: Есть данные, что в Росси живет около полутора миллионов выходцев из Западной Украины, это преимущественно греко-католики.Что Вы как ординарий можете сказать про их религиозные структуры: деканаты, приходы, священников?

Вл.И.: В Российской Федерации, согласно официальной статистике, есть три миллиона украинцев, но какой процент из них католики – мне трудно сказать. Если исходить из такого соотношения, как в Украине, десять процентов, то в России будет не меньше чем триста тысяч. Все они имеют право на религиозное окормление. Но как римо-католики, так и греко-католики за 70 лет атеизма много утратили, и об этом следует помнить. Сегодня они стремятся возвратиться к своим корням.

Верным греко-католикам в каком-то смысле сегодня даже труднее, чем римо-католикам, потому что их национальные группы значительно больше, чем, скажем, полькие, немецкие или литовские, а священников мало. Там, где священник был достаточно долго (например, в Прокопьевске отец Василий Рудка служил с 1959 года), сохранилась эта греко-католическая среда. Он крестил детей, люди ходили на исповедь, практиковали свою веру. А где не было священников, она исчезла, и возродить ее там – очень сложная задача, намного сложнее, чем у римо-католиков. За последние пятнадцать лет в Новосибирской Преображенской епархии мы зарегистрировали четыре греко-католических прихода, а на остальной территории России зарегистрированы группы восточного обряда. Два прихода есть в Кемеровской области – в Прокопьевске и Новокузнецке, и два в Омской области – в самом Омске и в городе Саргатске в ста километрах от Омска. Всего в России служат 16 греко-католических священников. Для меня важна не регистрация как таковая. Я хочу, чтобы существовали такие группы, пусть маленькие, вокруг которых могло бы потом собиратьяс больше людей.

Корр.: Можете ли назвать примеры позитивного служения греко-католических священников на территории Российской Федерации?

Вл.И.: Про один такой пример я уже вспоминал. Отец Василий Рудка. Он служил до 1991 года, и благодаря ему ситуация в Сибири в общем намного лучше, чем во всей России. Там продолжают работать отцы-редемптористы, несколько лет назад приехали первые сестры-монахини византийского обряда, и там, где они есть самая стабильная ситуация. Я приехал в Украину с целью убедить другие женские конгрегации посылать в Россию сестер для миссионерской работы.

Корр.: Что Вы думаете о перспективах Греко-Католической Церкви в России?

Вл.И.: Это зависит от самих людей, от этих трехсот тысяч потенциальных греко-католиков или больше. А я как ординарий греко-католиков хотел бы этим людям помогать. Люди, коорые ищут Бога, пусть организуются в маленькие группы, а моя обязанность – найти им священника. Я не очень хочу прогнозировать будущее, но еще раз повторяю, все зависит от самих людей.

Корр.: Поделитесь своими впечатлениями от перенесения мощей блаженной сестры Олимпии Биды из Общества святого Иосифа.

Вл.И.: Это яркое событие 2005 года. Эти сестры – Олимпия Бида и Лаврентия Гарасымив – жили и были похоронены в маленьком селе Томской области. Туда даже проехать тяжело. Сестры из Общины святого Иосифа приезжали три года назад, нашли это кладбище, приблизительно обозначили место захоронения, но точную информацию могли дать раскопки и идентификация мощей.

В прошлом году в Сибирь приезжала комиссия из Украины, работа продолжалась неделю, и все сопровождалось какими-то чудесными знамениями. Например, сама дорога. Было запланировано, что на обычных машинах члены комиссии доедут до райцентра, а там пересядут на вездеход и так доберутся до места захоронения сестер. Погода была настолько благоприятной, что вездеход оказался не нужен. Бюрократические препоны у нас, в России, также очень сильные, мы учитывали и эти трудности, а они оказались значительно меньшими. Вместо запланированных двух недель все удалось согласовать за неделю. Этот факт для меня очень выразительный.

Я вспоминаю первые годы христианства, когда после трехсот лет преследований Церковь обрела свободу, и что тогда происходило. Строили храмы, большие базилики, из катакомб брали мощи мучеников и клали в престолы этих церквей. Сегодня это повторяется в России. Посде семидесяти лет атеизма, преследования Церкви она обрела свободу, стоятся храмы. И уже не из катакомб, а из далеких сибирских сел привозят реликвии святых мучеников за веру. Начинают воздавать почести так, как это было тысячу семьсот лет назад.

Корр.: Год или два назад в России были какие-то противостояния между самими греко-католиками. Как сегодня?

Вл.И.: Противостояний не было и нет. Есть проблемы, трудности, связанные с Греко-Католической Церковью. Дело в том, что есть ряд православных священников, которые хотят стать католическими. Но, к сожалению, чаще всего не по позитивным причинам. Напрмер, его лишили прихода, и нет средств к существованию. И маленькая группа таких священников еще с несколькими католиками собиралась для решения каких-то глобальных проблем Католической Церкви. Им казалось, что это они должны решать, а не Рим, не Папа Римский, а вот они – снизу. Выбрали себе одного священника, который должен был временно исполнять обязанности экзарха. Насколько мне известно, это прерогатива Папы Римского. Раньше, когда был железный занавес, еще как-то можно было это воспринимать, а теперь – непонятно. В связи с этим были определенные проблемы, но даже не реальные, а виртуальные, потому что все это выражалось на уровне Интернета. Я в одном интервью сказал, что считаю себя ординарием реальных греко-католиков, а не виртуальных…

Корр.: Так экзархат для греко-католиков России существует или не существует?

Вл.И.: Экзархат создал еще митрополит Андрей Шептицкий, потом НКВД его ликвидировал. Многих перестреляли. В книге про российских греко-католиков, что вышла недавно у Украине, вспоминается про эту группу из 100 человек. Сегодня, после многих лет преследований, из тех людей уже, может, никого нет, но есть те, которые сегодня хотели бы жить в духе экзархата. Их можно пересчитать по пальцам, так что сегодня, наверное, рано еще экзархат возрождать. Было большое число мучеников в этом экзархате, настанет время, когда он будет возрожден.

Рим стоял перед выбором – что сделать в России для греко-католиков, какую структуру – епархию, экзархат возродить или что-то другое? Вот на этом последнем варианте и остановились. Я считаю, что на первом месте должна быть не структура, а чтобы люди имели возможность практиковать свою веру.

Корр.: Где Вы уже успели побывать в Украине?

Вл.И.: Я прилетел в Киев и успел там побывать в нескольких местах. Был на строительстве нового Патриаршего собора, встречался с Блаженнейшим Любомиром Кардиналом Гузаров, имел с ним содержательный разговор. Во Львове я побывал в нескольких храмах, встречался с сестрами из Общины святого Иосифа. Это уже не первая встреча. Особенно тепло мы встретились с генеральной настоятельницей, которая год назад приезжала в Сибирь. Остановился я у отцов-Редемптористов, потому что все 15 лет моей деятельности в Сибири я имел дело с Редемптористами, это мои первые священники восточного обряда в Сибири. После обеда я побывал на фестивале колядок. Все эти встречи были чрезвычайно интересными и важными для меня. И, как я уже сказал в начале нашего разговора, этот мой приезд посвящен исключительно греко-католикам.

Беседовали о.Роман Тереховский,
Тарас Гринчишин,
Надежда Пастернак

Перевод с украинского: http://icxc.narod.ru/

Интервью в украинской газете АРКА
№ 3 (133), февраль 2006


    В сюжете:

20 марта 2006, 21:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: 1946 - 2006: Историческая память и «этика готтентотов». Комментарий к Обращению священного Синода УПЦ МП, посвященному годовщине Львовского псевдособора 1946 года
17 марта 2006, 12:55  
МЫСЛИ: Антон Савицкий, магистр истории. "БЛАЖЕННЫ ИЗГНАННЫЕ ПРАВДЫ РАДИ". О подпольной духовной жизни верных чад УГКЦ в изгнании
16 марта 2006, 12:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Епископ Иосиф Верт: "В России будет возрожден греко-католический экзархат"
15 марта 2006, 19:24  
МОНИТОРИНГ СМИ: Украинские греко-католики широко отметили 60-ю годовщину ликвидации унии
15 марта 2006, 11:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Все против всех. Религиозные отношения на Украине стремительно политизируются перед выборами
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования