Выход в широкий российский кинопрокат фантастико-эпической картины "Хроники Нарнии", снятой по одноименному произведению английского писателя ХХ века Клайва Льюиса, вызвал очередной всплеск споров в церковной среде о том, полезно или нет православным смотреть светское кино, снятое либо прямо по евангельскому сюжету, либо со слишком уж явными намеками и аллюзиями на текст Священного Писания. Пожалуй, наивысшей своей точки такие споры достигли в 1998 году, накануне показа по НТВ скандальной мелодрамы "Последнее искушение Христа". Тогда многотысячные митинги православных проходили по всей России, а особенно - у стен останкинского офиса НТВ, так что до последнего момента сохранялась интрига: покажут фильм или нет. Фильм показали - и протесты сразу же прекратились. "Последнее искушение" с тех пор еще несколько раз крутили по разным каналам, но никто против этого уже не митинговал. Более благосклонно церковной публикой было воспринято появление "документально-художественного" шедевра Мэла Гибсона "Страсти Христовы" три года назад. В этом опыте "евангельского кинематографа" подкупало буквальное следование тексту Писания (Гибсон даже заставил актеров говорить на арамейском диалекте древнееврейского языка); чрезмерная, доходящая до гротеска, натуралистичность, с которой показаны страдания Спасителя и которая способна вызвать отголосок даже в самом черством сердце; и, наконец, трудно скрываемый антисемитизм в подчеркивании безусловной вины еврейского народа в распятии Христовом. Впрочем, в церковной среде последних десятилетий всегда находились как ревностные поборники "популяризации" Евангелия, так и не менее ревностные противники "профанации" священного текста. Главный и очевидный довод первых, то есть поборников, - неспособность современного "технократического" человека понимать высокую поэтику и символику древних текстов; "замусоленность" православной традиции, когда всякие там бытовые "крестины", "поминки", куличи да вербы заслоняют собственно евангельскую Благую весть. Аргументы противников "популяризации" Евангелия кажутся более утонченными и рассчитаны, скорее, на внутрицерковное употребление, причем даже в Церкви такие аргументы понятны, в основном, наиболее "продвинутым" и образованным чадам. Главный довод - несоответствие "киношного" образа, заведомо примитивного и скроенного по лекалам голливудской эстетики, той одухотворенной и овеянной благодатью иконе, через которую Церковь воспринимает и передает свой опыт переживания евангельских событий. Второй довод, подобный первому, - трудности, которые будет испытывать при "воцерковлении" человек, "обучившийся" Евангелию с помощью примитивного и комфортного кинообраза. Ведь в Церкви все всерьез, по-настоящему, "к Первообразному восходит", а в кино, как ни крути, понарошку, с вымыслом и спецэффектом, там - "вся наша жизнь игра". По ведь и то, и другое имеет дело с образом... Впрочем, трудно не заметить, что в последние годы постепенно берет верх первая позиция. Кино обретает права гражданства в Церкви - уже вовсю проводятся православные кинофестивали. Хотя пока собственно церковного фестиваля художественных фильмов еще нет (есть только документальных), но иерархи и клирики РПЦ МП и других Православных Церквей активно и охотно участвуют в жюри различных киносмотров - как тех, в название которых входит слово "православный", так и абсолютно секулярных. Кинопросмотры все чаще устраиваются при храмах, а практически в любой мало-мальски серьезной церковной лавке можно найти большой ассортимент православных фильмов (правда, в основном, пока еще документальных) на видеокассетах и DVD. Думается, этот процесс будет идти по нарастающей, и "рамки дозволенного" будут постепенно расширяться - не без некоторого влияния западной традиции христианского кинематографа. "Хроники Нарнии" как раз и являются ярким порождением этой традиции. Авторы фильма не пытаются скрыть его христианский подтекст, наоборот - всячески подчеркивают его, пытаясь бросить чуть ли ни мировоззренческий вызов модной нью-эйджевской мистике в стиле Гарри Поттера. Но, с другой стороны, законы жанра есть законы жанра, и "Хроники Нарнии" несут на себе немало родимых пятен голливудского стиля "фэнтези". Это, по-видимому, и разделило идеологов РПЦ МП в их оценках нового эксперимента по проповеди Евангелия, где в роли Христа выступает живой лев, с экранов престижных кинотеатров. Так, рекомендует фильм к просмотру православным большой поклонник Льюиса диакон Андрей Кураев (и это несмотря на то, что сам писатель, как утверждают исследователи, был против экранизации "Хроник Нарнии"). А вот против такого просмотра, особенно православными детьми, выступил сотрудник ОВЦС МП протоиерей Александр Макаров, чья позиция, вроде бы, должна быть ближе к официальной точке зрения церковного руководства в целом. Главная претензия о. Александра к фильму как раз и состоит в злоупотреблении стилем "фэнтези", который "засоряет" мозги "всякими фантазиями", совершенно произвольно пристегнутыми к Евангелию. Впрочем, о. Александр допускает просмотр фильма в нецерковной среде, он только призывает оградить от него детей церковных родителей, которые должны изучать Священную историю по разного рода "детским Библиям". С точки зрения стороннего наблюдателя, весь этот спор - "полезно - неполезно" - кажется исключительно эстетским. Современный - как западный, так и российский - мир настолько далек от Евангелия, что даже образ льва Аслана, если серьезно к нему отнестись, станет для этого мира откровением. Только вот серьезно к нему отнесутся очень немногие... Александр Солдатов, "Портал-Credo.Ru" |