Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
06 октября 2005, 12:37 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Почему в Общественной палате есть протестант, но нет католика?


 Когда стал известен список назначенных президентом членов Общественной палаты, самыми распространенными были, пожалуй, два вопроса. Первый – общий: почему в палате нет представителей правозащитных организаций и вообще оппозиционных сил? И второй – почему в нее включили протестанта и забыли пригласить католика?

На первый вопрос можно ответить просто. Российское общество всегда делилось на две части – служилую и диссидентскую. Первая была лояльна по отношению к власти, вторая находилась в оппозиции. Одни делали разной степени успешности карьеру на госслужбе, другие издавали "Колокол" в Лондоне и переводили пухлый том, написанный неким доктором Марксом. В советское время на одного академика-диссидента Сахарова пришлось сорок членов АН, подписавших письмо с резким осуждением его деятельности. При этом нужны были сильнейшие потрясения (такие, как моральный кризис царского режима в распутинские времена, или полная деградация советского режима в конце 80-х годов), чтобы часть лояльных общественников перешла в оппозицию. И как только наступает стабилизация, лояльные снова становятся таковыми.

По сути дела, Общественная палата – это место собрания "сливок" лояльной, служилой (формальная принадлежность к негосударственным структурам дела принципиально не меняет) части общества – от гимнастки до академика, от митрополита до генерала армии. Было бы нелепо требовать от президента, чтобы он назначил в ее состав оппозиционеров, резко критикующих его режим. Причем дело даже не в том, что власть в нынешней ситуации вообще не хотела бы присутствия в палате двух-трех знаковых правозащитных фигур. Как раз против такого символического их участия она не возражала: оно могло бы свидетельствовать о желании Кремля выслушивать разные точки зрения.

Однако понятно, что критики власти оказались бы в палате в явном меньшинстве; кроме того, сама палата обладает крайне ограниченными, сугубо законосовещательными полномочиями. В такой ситуации оппозиция расценила бы предложение поучаствовать в работе палаты как попытку дискредитации. Вспомним пример из недавней польской истории – когда генерал Ярузельский назначил в консультативный орган одного из деятелей "Солидарности". Последний сразу же стал для своих коллег персоной нон грата (и тогда же перестал быть оппозиционером). Поэтому, предложив пост в палате на существующих условиях кому-либо из видных представителей правозащитного сообщества, Владимир Путин мог получить крайне неприятный для президентского имиджа отказ.

Что же до второго вопроса – о католике и протестанте, – то дело с ним обстоит также довольно просто. Католики всегда вызывали подозрение у российской власти – и при царе, и при большевиках – из-за прямого подчинения Ватикану, которое делает их менее зависимыми от властей соответствующей страны. Что же до протестантского епископа Ряховского, то он всячески демонстрирует свою лояльность по отношению как к государственной власти, так и к православной церкви. В прошлом году, во время "оранжевой революции" в Украине, он обратился к жителям этой страны со следующими словами: "Умоляю вас, все любящие Господа Христа, чада Украины! Не позвольте темным силам зла втянуть вас в гражданскую войну, в акции неповиновения власти, в смуту". Понятно, что акции неповиновения власти тогда могли организовывать только представители "оранжевой" оппозиции, а гражданской войной запугивали избирателей сторонники Виктора Януковича.

Что касается отношений Ряховского с православными, то обращает на себя внимание его участие в ставшем широко известном процессе по делу выставки в Сахаровском центре. Процитируем его заявление на имя федерального судьи Таганского райсуда: "Указанная выставка представляла собой, по нашему мнению, преднамеренную экстремистскую акцию, направленную на возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств и человеческого достоинства верующих христиан". Таким образом, Ряховский оказал немалую услугу стороне обвинения, придав ее позиции дополнительную респектабельность.

Впрочем, деятельность Ряховского по проповеди протестантизма в современной России встречает противоречивое отношение в православной среде. Одни православные деятели относятся к нему лояльно, другие – резко негативно. Среди последних наиболее активен профессор-сектовед Александр Дворкин, считающий Ряховского адептом деструктивных сект. Однако речь в этом случае скорее идет о конкуренции в ходе миссионерской деятельности: протестанты часто берут в ней верх над православными, привлекая в свои ряды новых сторонников.

Понятно, что для Ряховского в такой ситуации крайне важна поддержка со стороны государства. Противники из числа "православных ортодоксов" уже обвиняли его в использовании статуса члена Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ в целях поддержки своих сторонников в регионах: "Ему лучше не перечить, а то пожалуется в администрацию президента или самому Путину" – примерно такие реплики раздаются в случае, когда Ряховский или его единоверцы, ссылаясь на мнимый авторитет мнимого "советника президента по делам религии", требуют от чиновников каких-то особых уступок". Эта жалоба на действия Ряховского содержится в обращении участников ХIII Международных Рождественских образовательных чтений к "Его Высокопревосходительству В. В. Путину, Президенту РФ" от 28 января 2005 года.

Однако Его Высокопревосходительство не прислушался к мнению противников Ряховского и не только не исключил его из Совета при себе, но и включил в состав Общественной палаты. И это закономерно: речь идет о взаимовыгодном прагматичном решении. Теперь, если власти потребуется поддержка со стороны представителя протестантского сообщества, он ее получит. А Ряховский сможет и дальше лоббировать интересы своих единоверцев, теперь в качестве члена сразу двух президентских структур.

Алексей Макаркин, 
заместитель генерального директора
Центра политических технологий
"Ежедневный журнал"


    В сюжете:

14 июня 2012, 13:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Священным книгам готовят амнистию. Общественная палата РФ защитит их от обвинений в экстремизме
14 июня 2012, 11:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Знак «остановка запрещена» могут запретить. Закон о противодействии экстремизму, который позволяет запретить даже Библию, обсуждали в Общественной палате РФ
22 мая 2012, 18:27  
МНЕНИЕ: «Мое значение в религиозной сфере преувеличено. Сфера моих интересов гораздо шире» - член Общественной палаты РФ, зам. главного редактора журнала «Русский репортёр» ДМИТРИЙ СОКОЛОВ-МИТРИЧ
21 мая 2012, 11:00  
Призыв исламоведа А. Игнатенко к деполитизации религии и соблюдению Конституции протоиерей В. Чаплин считает "тоталитарным и устаревшим"
18 мая 2012, 14:35  
ДОКУМЕНТ: Список членов Общественной палаты РФ с комментариями Управления внутренней политики президента РФ. Фрагмент: характеристики на религиозных деятелей
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования