Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
23 февраля 2005, 22:57 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Георгий Энгельгардт: Мы имеем дело с «идейными янычарами»


В терактах на территории России все чаще участвуют этнические русские, принявшие ислам.  Мотивация этих людей не всегда ясна даже тем, кто использует их в своих интересах. О феномене "русского ваххабизма" ЮФО.RU рассказал эксперт Института религии и политики (Москва) Георгий Энгельгардт...

- Из трех боевиков,  убитых 20 февраля при штурме квартиры на улице Шогенцукова в Нальчике, двое были этническими русскими, принявшими ислам.  Теракты в московском метро и на рынке в Самаре организовал уроженец Волгоградской области Павел Косолапов. Насколько велика доля этнических русских среди членов экстремистских  исламских организаций?
- К сожалению, это достаточно распространенное явление. Достаточно упомянуть, что среди террористов-смертников также были русские солдаты, принявшие в плену ислам в его ваххабитской форме.  Точными данными, скорее всего, не располагают даже спецслужбы, но никаких предпосылок к сокращению численности этих людей пока нет.

- А сколько всего "русских мусульман" в стране?
- Речь может идти только об оценках, потому что,  как известно,  из переписи населения 2002 года был удален вопрос о религиозной принадлежности граждан. Достоверной национальной статистики нет ни по одной религии. Если экстраполировать имеющиеся данные по некоторым регионам, можно говорить о цифре от 5 до 20 тыс. человек. В октябре 2004  года представители Совета муфтиев России заявили, что только за 9 месяцев прошлого года и только в Москве ислам приняли почти 20 тыс. русских, но,  на мой взгляд,  эта статистика не поддается проверке и преследует лишь политические цели.

- Ряд российских муфтиев, в том числе муфтий Татарстана Гусман Исхаков, заявляют о том, что они  не приветствуют переход русских в ислам...
- Это можно понять, потому что зачастую русский, или, как сейчас модно говорить, "русскоязычный" человек, принимающий ислам,  напрямую попадает в ваххабитское информационное поле.  Потому что, в отличие от татарина или представителя народов Кавказа, у которых есть разработанная исламская традиция с какими-то устоявшимися обычаями, "неофиты" зачастую становятся легкой добычей проповедников ваххабитского ислама. Путь от простого увлечения религией до личного  участия в вооруженном джихаде для них может оказаться  гораздо короче.

- Какова мотивация людей, которые, не будучи по рождению мусульманами, принимают ислам в ваххабитском варианте?

- При  полевых наблюдениях для меня стало очевидным, что это явление - плод нашего посткоммунистического кризиса, когда в российском обществе был перекрыт вертикальный канал  социальной мобильности.  Зачастую, способные и амбициозные люди не могут удовлетворить свое честолюбие, и для них участие в экстремистской деятельности является способом самореализоваться, доказать свою значимость.  Посмотрите на биографию господина Косолапова.  Видно, что речь идет о способном человеке из провинции,  который почему-то не ужился в Военном институте ракетных войск,  был оттуда отчислен и пригрет заботливыми ваххабитами.  В итоге, если рассуждать цинично, он достиг значительного карьерного роста - по крайней мере, прославился  на всю страну,  пусть даже Геростратовой славой. Конечно, для многих "русских ваххабитов" какую-то роль играет и финансовый фактор, но нельзя свести все только к деньгам. 

- Но "альтернативные механизмы самореализации" предлагают не только ваххабиты - например, преступный мир...
- Дело в том, что за последние несколько лет криминальный мир России также претерпел существенную  эволюцию.  Структуры,  к которым могли присоединиться некоторые амбициозные люди в 1990х годах, сейчас уступают место "цветным крышам", иначе говоря, административно-правоохранительному ресурсу.  Структура российского общества все более стабилизируется, в ней остается  все меньше возможностей для резкого социального подъема.  C другой стороны, не стоит забывать и о том, что и в собственно криминальном мире появились группировки с религиозным "подтекстом".  Ваххабиты Кадарской зоны в Дагестане в свое время захватили чуть ли не весь рынок грузоперевозок.  В Ульяновске в конце 2003 года была разоблачена  банда, занимавшаяся убийствами  и разбоями на дорогах.  Это была ваххабитская группировка, причем большинство ее активных участников составляли не выходцы из республик Северного Кавказа, а русские, чуваши и мордва. И в этом джамаате преступная деятельность была не только способом заработка -  внутри группы она рассматривалась как форма джихада.

- Но ведь не весь "неофитский" ислам к этому сводится. Известен пример одного из учредителей партии "Евразия" Вячеслава Полосина - вполне респектабельного политика, принявшего ислам. Легальную деятельность ведет "НОРМ" - Национальная организация русских мусульман.
-
Да, вряд ли можно предположить, что господин Полосин сочувствует исламскому экстремизму. Что касается неофитских организаций типа "НОРМ", для них как раз характерна демонстративная приверженность идеям "чистого ислама". Данных об их причастности к экстремистской деятельности  я не имею, но есть неоспоримый факт, что один из информационных спонсоров этой организации, редактор сайта Коран.RU Владимир Матвеев,  давно и последовательно пропагандирует чеченский сепаратизм и, в общем, не скрывает своих симпатий к "вооруженному джихаду".  В том числе, он является изобретателем известной компьютерной игры на тему войны в Чечне, где пользователь "воюет" за моджахедов...

- Если говорить о тех "русских мусульманах", которые воюют реально, - у них остается идейная мотивация, или это просто люди, которым нечего терять?
-
К сожалению, сейчас мы уже в большей степени имеем дело с людьми идейными, которые сделали свой выбор совершенно сознательно. На мой взгляд, если люди приезжают из центральной России, чтобы воевать на Кавказе, речь идет о достаточно серьезной мотивации. Лояльность ваххабитским лидерам  и крайним формам радикального ислама для них полностью превосходит какую-либо привязанность к своей стране, своей нации, даже к своим близким. И для их "вербовщиков" это очень удобно.  В случае с выходцами из кавказских народов иногда возникают проблемы со стороны их семьи, их рода.  А здесь речь идет о янычарах.

Беседовал Дмитрий Старостин

ЮФО.RU, 21 февраля 2005


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования