Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 октября 2016, 10:41 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Ересь схизмоэкуменизма. Докладная записка Митрополита Агафангела (Пашковского) Архиерейскому Cобору РПЦЗ(А), 25 октября 2016 г.


"Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян 20.30).

Церковь Христова одна. Это догмат, который мы исповедуем в Символе веры: «Верую, во единую (…) Церковь». О том, что Церковь одна свидетельствует Священное Писание. Как в Ветхозаветной истории был Храм, который своим единственным числом свидетельствовал о Единстве Бога, так и Новозаветная Церковь, подобно тому Храму, одна. После Пришествия в мир Христа, вместо одного Храма – одна Церковь – Храм, расширившийся территориально по всей земле.

Единая Церковь, имеющая Единого Главу – Христа, состоит из Поместных Церквей, которые, в свою очередь, состоят из епархий, в которые входят отдельные приходы с прихожанами. Все вместе они составляют одно Тело Христово, внутри которого действует единая для всех преобразующая и спасающая благодать Святаго Духа.

Господь в Гефсиманском саду молился о Церкви: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, и они да будут в Нас едино" (Ин 17.21). Признаками и условиями единства земной Церкви является общие вероучение, богослужение и таинства (прежде всего – таинство Тела Христова в Евхаристии). Разнящиеся в вероучении или не имеющие общения в богослужении и таинствах не могут составлять единого Тела Христова. Тех, у кого вероучение отличается от Православного, Церковь именует еретиками, а тех, кто не объединены с Церковью общим богослужением и таинствами – раскольниками. В таком разделении могут быть исключения, когда кто-либо отклоняется своим мнением, а не исповеданием, от Православного вероучения, не убежденно, а по заблуждению или недопониманию. Таковые, когда узнают истинное вероучение и осознают свои заблуждения, легко возвращаются к Православию. Также и те, кто по стечению обстоятельств оказываются изолированы и не могут участвовать в богослужении и таинствах с другими членами Церкви (как, например, в СССР), или по недоразумению, живя даже рядом, но, не зная или недопонимая друг друга.

Но, совсем иное, когда кто-то сознательно, пребывая в общении, это общение разрывает не по уважительным причинам (по учению святых отцов уважительной причиной может быть только ересь). Однако и здесь также можно видеть разные причины такого разрыва общения в богослужении и таинствах. Это может быть, так сказать, "человеческий фактор", что случалось в истории Церкви, – просто ссора, или спор из-за имущества, или из-за места и положения в иерархической структуре, или что-то подобное. Или, скажем, обряды и перевод богослужебных книг, как это, к сожалению, случилось в истории Русской Церкви. Такое разделение можно назвать, даже, недоумением, обусловленным человеческими слабостями и молиться о его скорейшем уврачевании. Но, все равно, в таком случае должно быть рассуждение и определение, на чьей стороне правда и неправого объявить виновным в расколе, и признать его и паству вернуться в Церковь. Раскол, к сожалению, чаще всего случается по человеческой немощи и страстям.

Но это совсем не то, что сознательное и хорошо продуманное разделение, подобное тому, что происходит сейчас. Буквально в последние годы, возникло новое неправославное вероучение, согласно которому в акте раскола, фактически, отсутствует преступление, и Церковь сколько угодно может делиться на изолированные в молитвах и таинствах группы, якобы, сохраняя при этом в чистоте главные догматы православной веры, и удерживая, таким образом, спасительную благодать Святаго Духа. Согласно этому новому вероучению, несмотря на разделение, спасительная благодать сохраняется во всех расколовшихся группах бывшей РПЦЗ. Отдельные изолированные группки ("осколки"), не имеющие между собой общения в богослужении и таинствах, представляют собой, каждая в отдельности, маленькую, якобы каноническую церковь, а в совокупности, все они вместе, будто, являют собой Поместную Российскую Церковь. Таким образом, это новое лжеучение фактически упраздняет понятие раскола в Церкви и, таким образом, вступает в противоречие со святоотеческим учением.

Видимые и действенные антицерковные проявления новой ереси: принижение значения Святоотеческого Предания, канонов и правил Церкви, унижение личности пастырей и священноначалия, введение в Церковь демократии взамен её иерархического устроения, поощрение между раскольниками интеркоммуниона, переходов из одной "юрисдикции" в другие, образование новых "юрисдикций" и тому подобное. Общее и главное, что стоит за этим лжеучением – то, что оно служит не собиранию Церкви, а её разорению, дроблению на множество мелких групп и последующему вымиранию. Лично у меня нет никакого сомнения, что это лжеучение есть ересь против Церкви, её единства. Ересь против Тела Христова.

Причём, эта ересь подпадает под часть общего анафематизма экуменизму, принятому Зарубежной Церковью: "Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви (…): Анафема". Таким образом, новое лжеучение раскольников даже не нуждается в специальном анафематизме и не является новой ересью, а частью экуменической ереси, то есть, ереси, осуждение которой подтверждено церковной рецепцией и принимается всей Церковью.

Вопрос этой новой ереси сейчас прямо нас касается потому, что если кто-либо, кто рядом с нами, исповедует такое лжеучение, то мы уже не можем говорить, что такой человек исповедует в чистоте православную веру, нам следует признать, что у нас с ним вероучение не одинаковое.

* * *

Посмотрим теперь на заявления новых раскольников. Они пишут: "Расколом называется нарушение единения с соборной Церковью. Те, кто называют нас раскольниками, тем самым показывают, что они считают, что Одесский синод - это Российская поместная Церковь. Но такое мнение абсурдно". Из этой фразы следует, что они не считают наш Синод, и, соответственно всех, кого этот Синод окормляет, "соборной Церковью", под которой они, если следовать их записке, очевидно, понимают "Российскую поместную Церковь". Возможно, что они под Российской Поместной Церковью понимают Московскую Патриархию плюс все "осколки" от РПЦЗ? Но, я не думаю, что они Московскую Патриархию, саму по себе, считают "соборной Церковью", иначе бы прямо расписались в том, что являются раскольниками. Таким образом, по утверждению раскольников: Мы ("Одесский Синод") – не "соборная Церковь"; МП – очевидно, тоже не "соборная Церковь". По их мнению, оказывается, нынешняя совокупность "осколков" – вот где "соборная Российская Церковь".

В действительности, раскол это разделение не с Поместной Церковью, а просто с Церковью. Вопрос должен ставиться не о разделении с "соборной поместной Российской Церковью", а просто – об отпадении от Церкви.

Раскольники дошли до губительного рассуждения о том, что каноны устарели. Поскольку "Каноны изображают соборную Церковь в единении поместных Церквей, и различные раздробленные группировки раскольников, отщепенцев от Церкви. В наше же время, напротив, то, что мы считаем соборной Церковью, имеет вид раздробленных «осколков», не имеющих общения между собой". Этот момент канонами не предусмотрен (то есть, святые отцы, по мнению новых раскольников, якобы, не доглядели): "само существование «осколков», т.е. автономное существование микроскопической церковной юрисдикции, в канонах не предусмотрено" (в канонах предусмотрены три формы отпадения от Церкви: парасинагога, раскол и ересь – новоявленные раскольники последовательно прошли все эти три стадии). Новые ересиархи учат, что Церковь в наше время, якобы, "имеет вид раздробленных «осколков», не имеющих общения между собой" – и это, конечно, притом, что они, согласно их вероучения, будто, не в расколе по отношению друг ко другу.

В наши дни группа, возглавляемая епископами на покое Андроником и Софронием, к большому сожалению, переступили грань раскола, исключительно базируясь на указанной ереси схизмоэкуменизма.

Если единство Церкви, согласно Катехизису Митрополита Филарета (259), "выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах", то соответственно, раскол – это (при одинаковом исповедовании веры), отсутствие общения в молитвах и таинствах. Если "осколки" не находятся в богослужебном общении и таинствах, то как назвать их отношение друг ко другу, если не состоянием раскола? Другого определения и понимания раскола, кроме общепринятого Церковью, не существует. Существующие ныне "осколки" в точности под это определение подпадают. Спорить с этим невозможно, всё равно, что по определению Апостола, "идти против рожна" (Деян 9.5).

* * *

Этот мой краткий доклад составлен наскоро, поскольку раскольники сделали свое заявление совсем недавно, и возникла необходимость на него ответить. Хоть эта ересь была озвучена раньше, но, поскольку она касалась далеко отстоящих от РПЦЗ групп, я не видел необходимости об этом писать. Но сейчас, когда это прозвучало из нашей Церкви, вопрос стал по-настоящему актуален. Поэтому, я считаю, что обсуждение этой новой разновидности ереси экуменизма должно быть продолжено, поскольку она прямо коснулась нас и нашей паствы.

Конечно, я считал и продолжаю считать, что в отношениях с раскольниками должна быть максимальная икономия, но при этом мы не имеем права переступать черту и учить тому, что не соответствует святоотеческому учению. Возможно, я, в своё время, смутил некоторых людей словами о близости всех, кто недавно были вместе в РПЦЗ, и эти слова некоторые истолковали так, что речь идёт о полном единстве. На это следует сказать, что мы должны быть уверены, прежде всего, в себе, в том, что сами пребываем в Церкви. Мы также верим, что раскольники уходят за границу Церкви. Но что в действительности происходит вокруг нас – знает только Бог. Относительно спасающей благодати Св. Духа, мы уверены, что она у нас есть. Но мы не можем, не имеем права говорить, что она есть и у других, поскольку вне Церкви нет внутренней, спасающей благодати Святаго Духа, как мы не можем заявлять, что её, этой благодати, кроме нас нет больше ни у кого, и видимые границы нашей Церкви есть одновременно и её невидимая граница. На этот вопрос отцы РПЦЗ отвечали – мы не знаем. Бог знает.

+ Митрополит Агафангел

Одесса, октябрь 2016 года

Источник

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
16 января 2018, 15:38  
Приход РПЦ МП в Псковской области выселил из дома его жильцов-пенсионерок, прихожанок одного из "осколков" РПЦЗ
29 сентября 2017, 17:03  
Архиерейский Собор РПЦЗ(В-Ф) принял официальное название Церкви, жестко осудил РПЦЗ(В-В) и "ересь имяславия"
29 сентября 2017, 13:15  
ДОКУМЕНТ: Плоды раскола. Доклад Архиепископа Владимира (Целищева) Архиерейскому Собору РПЦЗ(В-В) об отделении от этой юрисдикции РПЦЗ(В-Ф), сентябрь 2017 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования