Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
01 мая 2016, 14:12 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Нарцисс и кобылица. Вместо Пасхального послания архиепископа Севастопольского и Южно-Российского (РПЦЗ(В-Ф)) Мартина (Лапковского)


Граждане града вышняго!

Следует вам знать, что у евреев на Пасху читают не Евангелие от Иоанна, как у православных, а из Ветхого Завета изящное сочиненьице, всего несколько страниц, под названием "Песнь песней".

Таинственный смысл памятника древнееврейской литературы и религии туманен. Знакомиться с поэмой о безграничной страстной любви двух преданных друг другу сердец позволяли только тем потомкам Авраама, которым, точно Христу, когда Он вышел на общественное служение, исполнилось тридцать лет.

Мы не иудеи. Тем не менее в прекрасный праздник Воскресения Сына Божия, так возлюбившего мир, что ради нашего спасения взошел на крест, давайте, неуклонно гроб Жизни любовию зря, почтим Первенца свободного среди мертвых, превосходными стихами "Песни песней". Внимая чудесным, священно-загадочным струнам, будто голосу горлицы весной, невозможно не вопросить эту изысканную книжицу: - Дщерь именитая! Кто ты? Отчего ты пленила, взволновала внутренность святителей Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Епифания Кипрского, Макария Египетского, Афанасия Александрийского, Амвроссия Медиоланского, блаженных Феодорита, Августина? Если тобою очарованы славные мужи христианства, не воспеваешь ли ты прикровенно в образе четы влюбленных союз Слова и плоти, Бога и человека, брак вочеловечения Христа?

Проникая со всей духовной чуткостью в библейский шедевр, не станем забывать о строгой осторожности, дабы невежеством не осмеять иносказание его строк, не нагрешить буквализмом, рассматривая, например, фразу: "Я - стена, и сосцы у меня, как башни". Дуэт этих башен может, по толкованию отцов, оказаться символом Ветхого и Нового Заветов, а сосцами, чье млеко питает верующих, - двумя основными частями Священного Писания.

В ликующе вдохновенном гимне радостной любви "слегка печальной из-за временной разлуки жениха с невестой (будто при расставании Христа и Церкви в час смерти Спасителя), молодого человека именуют Царем, а его избранницу-прекраснейшую из женщин - лилией меж тернами, жительницей садов, нежным цветком нарциссом.

Но не только цветком!

"Кобылице.... в колеснице фараоновой уподобил я тебя, возлюбленная моя!" - восклицает ее пылкий друг, не хуже египетского царя зная толк в породистых лошадях и женской красоте.

Царь тут - Христос, а кобылица - Церковь!

Так ослепляюще искренне, не уступая в смелости библейскому тексту, величают жениха и невесту древние богословы. "Да царствует над нами Бог. Как же да царствует? Да восседает поверх нас, как на колеснице, да держит руками Своими желания душ наших, как бразды, и, находя нас послушными, да направляет туда, куда хочет, управляя желаниями нашими, как конями по воле Своей!" - проповедует преп. Симеон Новый Богослов.

Стало трафаретом трактовать "Песнь песней" в качестве литературного излияния любви Бога к Израилю и любви еврейского народа к Господу Сафаофу, причем в форме интимно-лирического общения супругов.

Христианские авторы обозревают сборник  возвышенных свадебных фрагментов как живописную картину духовного брака Христа и Церкви или души человека с Творцом вселенной. Один русский религиозный мыслитель назвал очень точно всю жизнь Церкви "Песнью песней". Здесь "Пастух бытия" пасёт меж лилий.
Растительный мир отличается от животного, как нарцисс от кобылицы. Растение укоренено в земле, круг его существования крайне узок, оно не движется ни вперед, ни назад. Животное же устремлено в даль, не приковано к месту, полет его тела и души преодолевает тяготу пространства, тяжесть темной материи. Поэт, сравнивая невесту с милым цветком, спешит от благоухающего образа флоры перейти к более благородному пониманию ее облика: знаком возлюбленной выступает кобылица в золотой узде, влекущая колесницу царя, сверкающую, будто огненная колесница, что возносит на небо пророка Илию (Богородицу Октоих также нередко отождествляет с колесницей Сущего на херувимех).

Не напоминает ли данная кобылица ,- острят в наше время, - свадебную лошадь , чья шея в пене, а хвост в цветах?

Подобной иронии не лишен в "Песне песней" вопрос иерусалимских дам, адресованный невесте: "Куда пошел возлюбленный твой? Не знаешь? Ну тогда вернись в поле к стадам овец и коз!"

Когда брак катится на юридической и экономической, а не на религиозной колеснице, когда голубица, вступая в семейную жизнь, паче всего озабочена банальностями брачного договора, тем сколько жирных овец и коз ей гарантирует зарегистрированный в загсе документ , когда путают Сбербанк и Церковь, тогда поистине не знают куда пошел возлюбленный , в какое пекло чистогана попали он или она.

Не умирающему в веках меркантильному товарно-денежному смраду невеста с достоинством (будто сотовый мёд каплет из её уст) отвечает: "Положи меня, как печать, на сердце твоё (в старину печать носили на груди), как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность . Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её. Если бы кто давал всё богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением".
Во имя такой любви Христос пошёл на смерть, сокрушил преисподнюю, воспрял из мертвых.

И сегодня с великим веселием словами "Песни песней" всех зовёт на брачный пасхальный пир:

"Ешьте, друзья; пейте и насыщайтесь, возлюбленные"!

Христос Воскресе !

Аминь.

+ Архиепископ Мартин.
 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

06 января 2018, 22:22  
ДОКУМЕНТ: Поздравление с Рождеством Христовым Митрополита Сиднейского и Австралиско-Новзеландского Филарета (Семовских), первоиерарха РПЦЗ(В-В-Ф)
06 января 2018, 22:15  
ДОКУМЕНТ: Рождественское послание Архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника), первоиерарха РИПЦ(Т)
06 января 2018, 17:24  
ДОКУМЕНТ: Рождественское послание архиепископа Севастопольского и Южно-Российского РПЦЗ(В-В-Ф-М) Мартина (Лапковского)
06 января 2018, 17:16  
ДОКУМЕНТ: Рождественское послание Митрополита Московского и Всероссийского Дамаскина (Балабанова), первоиерарха РосПЦ(Д)
06 января 2018, 17:12  
ДОКУМЕНТ: Рождествеское послание Архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Владимира (Целищева), председателя Синода РПЦЗ(В-В)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования