Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 июля 2003, 17:57 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Создание Общества любителей древнерусского церковного пения – главный итог I всероссийского съезда «практикующих знаменщиков»


Съезд "Знаменный распев в XXI веке. Практическое воплощение, методики обучения, перспективы развития" проходил с 30 июня по 2 июля в конференц-зале Отдела РПЦ МП по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (ВС и ПУ), расположенном при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.

Подобный Съезд, собравший "практикующих знаменщиков" и любителей древности, стал беспрецедентным событием в истории Русской Церкви. Его участниками были гости из крупных городов России, насельники монашеских обителей, в том числе Троице-Сергиевой Лавры и даже таежного Артемие-Веркольского монастыря, иностранные гости, в частности, из Польши (монастырь на горе Грабарка) и Финляндии.

Интересно, что "зарубежное представительство" Съезда было представлено не только территориально, но и юрисдикционно – на нем смогли найти общий язык члены РПЦ МП, представители РПЦЗ, Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ) и даже беспоповцы.

Съезд был открыт торжественным молебном, после чего к его участникам обратился председатель Отдела по связям с ВС и ПУ прот. Димитрий Смирнов. Поприветствовав инициативу созыва подобного собрания, о. Димитрий предостерег собравшихся против "абсолютизации" церковно-певческого искусства, намекнув, что "знаменщикам всегда нужно помнить о мере" (то есть о том, что ценность искусства церковного пения не "автономна", а обусловлена его "пользой для Церкви" – А.В.).

Пестрая палитра участников Съезда определяла не только пестроту мнений, но и столкновение взглядов, что предохраняло собрание от опасности перерасти в нудный научный семинар. Так, основной организатор Съезда, руководитель "Школы знаменного пения для отроков" Глеб Печенкин, пользующийся популярностью в "знаменнопевческой Москве", рассказав о своей методике обучения мальчиков, сразу встретил отпор в лице пожилого нижегородского старообрядца Михаила Никонова.

"Необходимо сперва учиться петь по нотам, затем начать выучивать мелодии наизусть, и на основе этих мелодий изучать крюки и попевки. Тогда дети осваивают систему знаменных попевок изнутри", - констатировал Печенкин, выдавая свою консерваторскую выучку.

"А как же быть с необразованными музыкально людьми, с теми, кто нотной грамоты не изучал? – вопросил с места Михаил Никонов. - Моя методика предназначена и для таких людей, приходящих на клирос прямо с улицы".

Никонов даже предложил мэтру-знаменщику вступить с ним в соревнование, и посмотреть, чей метод быстрее принесет плоды. Участники съезда, со своей стороны, единодушно высказались за использование различных методик – лишь бы был реальный результат в деле освоения знаменной нотации и мышления.

Дискуссию вызвало обсуждение вопроса о вокале при исполнении древних роспевов (в музыковедении принято применительно к знаменному и столповому писать роспев, а применительно к названию более поздних разновидностей или модификаций, происшедших от столпового роспева, писать распевА.В.).

Особый интерес у участников съезда вызвала фольклорная манера исполнения, продемонстрированная сотрудником Московского государственного университета - Института культуры (МГУКИ) Инной Лукичевой. Необычность этой манеры оказалась предметом научной полемики специалистов по фольклору, в которую вступил также священник РПСЦ, глава старообрядческой общины в Орехово-Зуево о. Леонтий Пименов. Он отметил, что "в народе всегда разделялось пение "в церкви" и "на вечоре, гулянии"..

Лейтмотивом на Съезде звучала мысль о том, что изучать древнерусское пение можно только в контексте живой знаменной традиции, монополию на которую пока сохраняют лишь старообрядцы. Такой подход поддержали практически все знаменщики, занимающиеся уже давно древним пением, в частности, регент хора в храме Всех святых в Красном Селе Алексей Кантер, а также Мелитина Макаровская, Глеб Печенкин, Денис Коротких и др. Было отмечено, что во избежание вынужденного "экуменизма справа" и самочиния живую традицию можно изучать по аудиокассетам.

Со стороны единоверцев, практикующих старый устав в богослужении, раздались высказывания в пользу различных традиций дореформенного пения. Однако, некоторые из участников Съезда напомнили, что даже небольшие подобные вкрапления, да и просто исполнение знаменных песнопений по новым текстам обычно вызывает крайне негативную реакцию со стороны священства. В этой связи собравшиеся знаменщики перешли к вопросу о сложившихся стереотипах и мифах вокруг феномена старообрядчества в РПЦ МП.

Непредставившийся певец храма Андроникова монастыря предложил Съезду пропагандировать и распространять сведения о том, что запреты со старого устава и обрядов сняты Собором РПЦ МП 1971 года. По его мнению, в результате такой просветительской работы претензии к знаменщикам будут устранены.

Но продолживший его мысль регент того же храма Борис Кутузов прямо призвал собравшихся к возврату к дониконовской традиции: "Старые дониконовские книги несомненно лучше, в новых текстах значительно больше ошибок, чем в старых".

"Вот я еще несколько лет назад, будучи на приеме у владыки Арсения (ближайшего помощника Патриарха, фактически управляющего сегодня Московской епархией РПЦ МП – А.В.), говорил о том, что ничто не препятствует служить по старым книгам, так как анафемы со старого устава сняты, и владыка со мной согласился", - откровенно признался Кутузов в надежде на то, что апелляция к такому авторитетному лицу добавит вескости его аргументам. Однако, аудитория Кутузова не поддержала.

- Ну не предложил же он вам переходить на старый устав? – послышался голос из зала, сопровождавшийся тихими усмешками.

Кульминацией Съезда стало богослужение на два клироса, которое состоялось в 3-й день форума, что было расценено как "почин преодоления старообрядческого раскола"!

Говоря о значении Божественной Литургии, в которой приняли деятельное участие собравшиеся знаменщики, священник РПСЦ Леонтий Пименов сказал, что "ныне мы переживаем исторический момент. Сегодняшний день безусловно войдет в историю Русской Церкви и православия в целом. Те два луча, которые разошлись в XVII веке, сегодня преломились. Два разнонаправленных луча изменили свою траекторию. В будущем, когда - Бог весть, они могут сойтись".

В целом дух взаимного уважения и деликатности, царивший на Съезде, вызвал приятное удивление как со стороны представителей РПЦ МП и РПЦЗ, так и со стороны РПСЦ. "Такое объединение усилий особенно ценно в нынешнее время постоянной напряженности и откровенной вражды, нередко присутствующей даже в среде представителей одной юрисдикции", - костатировал также Глеб Печенкин.

Большое внимание в третий день работы съезда было уделено вопросам издания крюковых книг в печатном виде и интернете, а также распространении записей знаменного пения: как аутентичных старообрядческих, записанных исследователями в экспедициях, так и современных хоров Православной Церкви. Такие записи необходимы для распространения вширь знаний о древней певческой культуре и обучения желающих.

Посетившие Съезд издатели были озабочены тем, что при сегодняшнем спросе на записи знаменного пения продается очень большое количество суррогатов, выдающихся за аутентичные образцы.

На заключительном заседании было воссоздано Общество любителей древнерусского пения, существовавшее в России до революции.

Антон Виноградский для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования