Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
26 декабря 2014, 13:06 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Проф. Н.В. Шабуров. Акт внесудебного религиоведческого исследования фильма "Приставное благочестие". [религиоведение]


Методика проведения настоящего исследования

В современном религиоведении сложился консенсус относительно основных методов исследования религиоведческого материала. К числу этих методов относятся каузальный анализ; исторический метод (генетический подход и сравнительно-историческое исследование); типологический метод (метод классификации); феноменологический метод; герменевтический метод; структурно-функциональный анализ.

1. Каузальный анализ описывает возникновение и эволюцию различных явлений религии в широком социально-психологическом контексте. При каузальном анализе рассматриваются события реальной жизнедеятельности людей, закономерности развития духовной жизни и культуры.

2. Исторический метод в религиоведении подразумевает рассмотрение явлений религиозной жизни в их развитии и в органической связи с порождающими их историческими условиями. В рамках этого метода применяется генетический подход, направленный на выяснение этапов развития религиозной традиции, определение цепочки последовательно сменявших друг друга форм этой традиции. Под сравнительно-историческим исследованием понимается научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений.

3. Типологический метод (метод классификации) предполагает выделение из некоторого множества объектов всех входящих в это множество классов и разрядов таким образом, чтобы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только один класс или разряд. С помощью типологического метода в религиоведении выделены исторические типы религий, разновидности религиозных организаций, типы религиозной идеологии, психологии, обрядности и многое другое.

4. Феноменологический метод направлен на выявление в религии общих универсальных начал и явлений, которые не являются следствием исторического развития конкретных религиозных традиций. Так, религиозными явлениями, которыми оперирует феноменологический метод, выступают категории «священное», «святое», акт веры, религиозного чувства, «идеальные типы» религиозного опыта, ключевые религиозные понятия ("Бог", "душа", "благодать", "грех" и т.п.). Феноменологический метод дополняет исторический, решая проблемы, находящиеся за рамками конкретно-исторического материала.

5. Герменевтический метод подразумевает научно обоснованное истолкование священных текстов, сочинений религиозных авторов и вообще всех объективных феноменов религиозной культуры, соотнесение понимания первоисточников религиозных традиций в разные исторические эпохи с их первоначальным значением, выявления связи текста с социокультурным и историческим контекстом и т.д.

6. Структурно-функциональный анализ подразумевает системное исследование социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент имеет определённое функциональное назначение. Этот метод имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования.

 

При изложении результатов религиоведческого анализа принято придерживаться определённых принципов, которые применяются и в данном экспертном заключении. Исходный и основополагающий принцип такого изложения – объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета исследования. В религиоведческом исследовании не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым одна религиозная традиция оценивается как "истинная", а другая как "ложная", либо одна как "созидательная", а другая как "деструктивная". В исследовании излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты, общепризнанные в мировом и отечественном религиоведении и философии.

Вторым важнейшим принципом религиоведческого исследования является уважение к религиозной традиции, толерантность.

Безусловным правилом религиоведческого исследование является признание норм и принципов свободы совести, содержащихся в Конституции Российской Федерации, а также в международных правовых документах о свободе мысли, совести, религии и убеждений, таких как Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

 

Пособия и литература, используемые в настоящем исследований

 

1. И.Н. Яблоков. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2000. – С. 19-22;

2. История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 9-15.

3. Ю.В. Тихонравов. Судебное религиоведение: Фундаментальный курс. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – 272 с.

4. И.В. Загребина. Государственная религиоведческая экспертиза: теория и практика. М.: ИД «Юриспруденция», 2012. – 224 с.

5. Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006. – 1256 с.

6. Энциклопедия религий. – М.: Академический Проект, 2008. – 1520 с.

7. Религии народов современной России: Словарь. – М.: Республика, 2002. – 624 с.

8. Религиоведение: Словарь. – М.: Академический Проект, 2007. – 637 с.

9. Е.И. Аринин, Ю.Я. Тюрин. Религиозная антропология: Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». – Владимир: Редакционно-издательский комплекс Владимирского государственного университета, 2005. – 124 с.

10. Е.И. Аринин. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». – Владимир: Редакционно-издательский комплекс Владимирского государственного университета, 2005. – 108 с.

11. В.А. Бачинин. Религиоведение. Энциклопедический словарь. – Санкт-Петербург, 2005. - 288 с.

12. Введение в общее религиоведение: Учебник для студентов вузов.Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Книжный дом Университет, 2008. – 471 с.

13. П.С. Гуревич. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 696 с.

14. О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. Религиоведение: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. – 480 с.

15. А.Н. Красников. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2007. – 239 с.

16. Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). М.: Некоммерческое партнёрство «Гильдия экспертов по религии и праву», 2012. – 744 с.

17. А.Р. Султанов. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека. – М.: Статут, 2013. – 544 с.

18. Ю.В. Тихонравов. Судебное религиоведение: Фундаментальный курс. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – 272 с.

19. Religious Studies: A Global View. Edited by Gregory Alles. London, Routledge, 2010, 356 pp.

20. Saler, Benson. Understanding Religion: Selected Essays. Berlin and New York, Walter de Gruyter, 2009, 220 pp. Series: Religion and Reason / Theory in the Study of Religion 48.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

 

Анализ содержания материала. Видеоролик «Приставное благочестие», составляющий предмет настоящего исследования, был выявлен во всемирной компьютерной сети Интернет на бесплатном видеосервисе «YouTube» на канале, названном «Иван Петров», по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=6bAj75qpugU . Дата и время последней проверки факта размещения материала на указанном канале – 12 ноября 2014 г., 18.37 по московскому времени. Видеоролик открывают титры, среди которых – логотип «Портал Credo.Ru» и слова «Сюжеты Михаила Баранова и Анны Домбровской» (по хронометражу видеоролика – отрывок с 00 мин. 02 сек. до 00 мин. 22 сек. Далее в тексте данного исследования хронологические координаты обозначаются в формате «00.11», где «00» соответствует минуте, а «11» - секунде с момента начала видеоролика. Знак тире означает промежуток времени между началом и завершением отрывка, на который ссылается автор экспертного исследования). Определение правомерности употребления данных логотипа и имен, а также авторства видеоролика не входит в компетенцию эксперта-религиоведа.

Видеоролик "Приставное благочестие" принадлежит к жанру журналистской публицистики, выраженный средствами документального кино. В этом качестве указанный видеоролик рассматривается как продукт творческой деятельности конкретных авторов, то есть как элемент акта общественной коммуникации, ориентированный на речевые и - в большей степени - неречевые формы подачи информации.

 

С религиоведческой точки зрения вообще и с целью формулирования ответов на вопросы, поставленные перед настоящим экспертным исследованием, в частности интерес представляют следующие фрагменты видеоролика:

 

00:34 – 00:48 - «Мы забираем у раскольников, передаем государству – Кириллу и евошним споспешникам» (говорит иеродиакон Российской Православной Автономной Церкви (далее – РПАЦ) Киприан на фоне закрытого храма, который сменяется видом патриарха Кирилла (Гундяева Владимира Михайловича), идущего по храму в сопровождении охраны, а также разрушающегося храма, двери которого заросли репейником).

00:48 – 01:15 - «У нас ни одного храма нам не оставили. Мы вот здеся душилися, прощались с митрополитом Валентином. Весь город пришел, мы здесь задыхалися и задыхаемся сейчас. Нас 100-200 человек здесь душимся. Им нравится нас унижать. Пускай унижают. Нам дает Господь крест, мы должны его нести. Мы принимаем мученический венец страдания, пусть они блаженствуют» (говорит первоиерарх РПАЦ митрополит Суздальский и Владимирский Феодор (Гинеевский Владимир Александрович), который в Иверском Синодальном храме г. Суздаля обращается к клирикам и прихожанам; периодически появляются изображения заброшенного храма и Синодального дома РПАЦ в Суздале. Контекст высказывания митрополита Феодора полностью установить невозможно).

01:17 – 01:39 - На фоне Синодального дома РПАЦ в Суздале, сменяющегося видами Суздаля и забором с колючей проволокой, медленно появляется надпись «Патриархия уничтожает православных», звучит спокойно-тревожная музыка (контекст высказывания «Патриархия уничтожает православных» из имеющегося ранее в видеоролике материала установить невозможно. В совокупности с видеорядом (вид города, забор, колючая проволока) данное словосочетание воспринимается в переносном значении, как символ или образ).

02:17 – 03:03 - «У каждого своя Голгофа, у каждого свой крест, который надо нести. Если бы все так легко давалось, если бы все так легко давалось… Мы все что-то теряем. Вот это наше Господне испытание – терять и страдать. Для этого у человека душа есть, только бездушный страдать не может… Все, не буду ничего… Самое главное – это ближнего не оскорбить, потому что мы – это мы, мы братья и сестры, мы в одном обществе живем» (говорит руководитель Отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Владимирской области Василий Николаевич Орос, находясь в Иверском Синодальном храме РПАЦ в г. Суздале и обращаясь к верующим и судебным приставам. Его слова дублируются субтитрами, стилизованными под церковнославянский алфавит, на экране последовательно появляются надписи «Где Орос – там закон и… Проповедь»; «Приставное благочестие»; «Приставное мордо-честие». Последнее словосочетание становится понятным после того, как звучит аудиозапись телефонного разговора автора видеоролика с В.Н. Оросом, где последний призывает: «Если кто-то виноват, набейте ему морду» (впервые на 04:41 – 04:42, затем несколько раз повторяется)).

03:04 – 03:44 - Сюжет выпуска новостей «Вести Владимир» телекомпании «Россия 1. Владимир»; дата и имя ведущей не указаны. С религиоведческой точки зрения представляют интерес слова ведущей: «Активисты ЛДПР обратились к религии… И таким образом выразили свою позицию в отношении действий Русской Православной Автономной Церкви». В сюжете изображен пикет активистов ЛДПР у входа в Иверский Синодальный храм РПАЦ в г. Суздале с плакатами «Верните святые мощи!»; «Церковь – не место для пиар-кампаний»; «Деньги с Запада не помогут отпустить грехи». Среди участников пикета – молодой мужчина с надписью «РПАЦ» на груди и двумя стеклянными банками в руках, в одну из которых активистка ЛДПР демонстративно бросает рубли, а в другую – доллары. На некоторых участниках акции прикреплены таблички с надписью «Прихожане». Участники акции поставили на землю ящик небольшого размера с надписью «Святые мощи» (видеоряд сюжета выпуска новостей периодически прерывается изображением «проповеди» Василия Ороса в Иверском Синодальном храме). (...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

25 сентября 2017, 19:33  
МНЕНИЕ: “Мои религиозные чувства оскорбляют вовсе не фильмы...” - настоятель храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ
22 июня 2017, 18:30  
Владимиро-Суздальский музей-заповедник отказался передавать РПЦ МП Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
23 декабря 2017, 14:31  
ДОКУМЕНТ: Ответ предстоятеля Святой Православной Церкви в Северной Америке (Бостонский Синод) на клеветническую статью "Ложь на Истинное Православие" в газете "Владимирские ведомости"
22 декабря 2017, 18:25  
ENGLISH VERSION: Reply to a defamatory article against the Russian Orthodox Autonomous Church (ROAC) and Holy Orthodox Church in North America
16 декабря 2017, 20:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Добить Credo. Во Владимире готовится новое «экстремистское дело» против независимого интернет-издания и автора «Новой»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования