Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
07 июля 2014, 23:06 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Президент украинского Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений ИГОРЬ КОЗЛОВСКИЙ о митрополите Владимире, его мировоззрении и авторитете, о потенциальных преемниках


"Портал-Credo.Ru": Сегодня в Киеве отпевали митрополита Владимира. Какова его роль для мирового православия вообще и для украинского в частности?

Игорь Козловский: Это человек-эпоха. Так уж получилось, что его как последний час, так и звездный час совпали с моментами становления государства Украина и Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Он пришел сюда во время кризиса. Хотя сам он родом и корнями из Украины, хорошо знает эту землю, которая его вскормила, но фактически его прислали сюда и поставили для того, чтобы он управлял Украинской Церковью в фарватере Московского патриархата. Он же у себя на Родине оказался фигурой, с одной стороны, видимо, более мягкой, человечной и открытой, чем предполагали в Москве, а, с другой стороны, проводящей достаточно последовательную политику по расширению автономных прав Украинской Православной Церкви, которая не есть жесткая «вертикаль» и мало напоминает структуру Московской патриархии в самой России. При Владимире были предприняты шаги в направлении большей свободы действий для каждого архиерея в их епархиях.

Моральный авторитет Владимира был высок, поэтому естественно, что ему удавалось решать проблемы не только всеукраинские, но и местные, снимать противоречия, уравновешивать разные направления в Украинской Православной Церкви. Мы понимаем, что здесь ситуация достаточно сложная, православие не едино, но Владимиру удавалось стоять на патриотических украинских позициях, оставаясь в каноническом единстве с Московским патриархатом. То есть для него каноническая общность – ценность, но при этом он самостоятельный политик, насколько можно говорить о церковной политике. Он создал нечто вроде динамического равновесия, когда с одной стороны есть равновесие, а с другой – есть подвижность, и поэтому не произошло тех расколов, которые могли бы появиться из-за поляризации сил и интересов (например, тех же Одесского Агафангела и Донецкого Илариона).

Митрополит Владимир был человеком мудрым: даже невзирая на то, что болезнь мучила его давно, он сохранял ясность мышления, он привлекал молодых активных священнослужителей, чем, возможно, и раздражал кого-то. Он иногда занимал такую позицию, которая, может быть, вызывала напряжение со стороны Московского патриархата, но его авторитет был настолько большой, что приходилось с этим мириться и Патриарху. Ведь Украинская Православная Церковь – это огромная часть всего образования, называемого Московским патриархатом.

- А каковы были его взаимоотношения с предстоятелем Киевского патриархата – Филаретом?

- Они люди одного поколения, хотя Филарет постарше. Я знал мать Филарета, она умерла, по-моему, в 92 года, так что у него хорошие гены, поэтому в плане здоровья он держится получше Владимира. Они с Владимиром знали друг друга на протяжении всего периода своего служения в тогда еще единой Русской Православной Церкви Московского патриархата в 1960-80-е годы. А давние связи не могут исчезнуть бесследно. Да, Филарет более категоричный человек и пошел по другой линии, чем Владимир. Да, у них с Владимиром были периоды расхождения, необщения либо опосредованного общения, но в последние годы мы замечали, как у них происходили такие человеческие, я бы сказал, встречи. Они уважали друг друга как людей, как политиков, которые играют большую роль в развитии и Церкви, и государства украинского. Диалог, может быть, не состоялся до конца, но продолжать его – это задача уже, наверное, не их, а более молодого поколения.

- Филарет не смог прийти на отпевание Владимира…

- Но это не значит, что заупокойной службы по Владимиру Филарет не проводил. Он высказал соболезнования - так же точно, как и Украинская Греко-Католическая Церкви, и протестантские лидеры, и муфтий Духовного управления мусульман Украины Саид Исмагилов. Все они оценили несомненный украинский патриотизм митрополита Владимира. Несмотря на то, что Церковь должна находиться в некоей всеобщности и избегать излишнего ухода в национальное, все же мы признаем, что каждая Церковь имеет свою национальную окраску. Она начинает говорить на языке того народа, которому проповедует, и естественно проникается его культурой. Поэтому наравне с интеркультурацией есть и такое понятие, как инкультурация. Это взаимные процессы. Влияние Церкви на культуру – не односторонний процесс, как некоторые пытаются представить, говоря о влиянии Православия на развитие тех же восточнославянских народов. Сам народ, сама культура влияют на Церковь. Происходит взаимообогащение.

- Митрополит Владимир отказался выставлять свою кандидатуру на выборах Патриарха РПЦ МП в 2009 году, после смерти Алексия Второго. Как Вы думаете, почему?

- Он был реально одной из самых авторитетных фигур, за него проголосовало бы достаточно много людей. Но как мудрый человек он понимал, что это неизбежно могло привести к новым конфликтам как в Украинской Церкви, так и в Московском патриархате. С другой стороны – возраст и здоровье. Он отдавал себе отчет, что такой груз для него физически непосилен. Это был взвешенный шаг, заставивший многих еще больше проникнуться к нему уважением.

- А какими были его взаимоотношения с избранным тогда Кириллом, который даже хотел устроить себе резиденцию в Киево-Печерской лавре как исторической колыбели русского Православия?

- Каждый хороший церковный политик не может манипулировать подобными моментами. Сама идеологема «Русского мира» деструктивна. Здесь, на Донбассе, в связи с последними событиями мы видим неприглядное лицо этого «Русского мира» - мира через войну, через навязывание чужой воли. Это уже не церковная доктрина, а идеологическая машина. Любая идеология во многом окрашена политически и играет отрицательную роль для самой Церкви. Фактически происходит, я бы сказал, поражение самой доктрины Церкви, и люди уже исповедуют не столько Христа распятого, сколько делают иконой ту или иную идеологему, и сам организм Церкви начинает заболевать, что в Украинской Православной Церкви после ухода митрополита Владимира может привести к проблемам при выборе нового предстоятеля УПЦ МП. Могут начаться споры, может произойти политизация Церкви. Это, кстати, тот момент, на который и указывал почивший, это то, чего он боялся. Именно он первый поднимает вопрос о так называемом «политическом православии» и фактически объявляет ему войну, выводя за границы Церкви тех, кто откровенно стоит на позициях имперского православия, которое превращается в фашиствующее православие, как мы сейчас наблюдаем и, к сожалению, фиксируем эти факты.

- Что митрополит Владимир имел в виду под «политическим православием»?

- Собирались архиереи, и было выпущено постановление Собора УПЦ МП, где акцент был на появившихся «братствах», которые выступали не столько с православными, сколько с российско-имперскими лозунгами. И назывались имена тех, кто стоял в авангарде этих движений, это некоторые одесские и киевские деятели – фигуры маргинальные, но очень беспокоившие митрополита Владимира. Он чувствовал, что из этого маргиналитета может появиться тот самый дракон, которого сейчас мы наблюдаем.

- Можно ли прогнозировать, кто станет новым предстоятелем УПЦ МП?

- Вообще, по церковной традиции все склоняются к выбору предстоятелем местоблюстителя. Онуфрий – монах, он человек честный. Иногда он ошибался и даже сейчас ошибается, но из всех кандидатур он является наиболее равновесной. Илариона Донецкого вряд ли примут в качестве фигуры, которая объединит всю Украинскую Православную Церковь. Агафангел слишком уже стар и имеет дурную репутацию. Что касается молодежи – того же Александра (Драбинко), - то недаром же скандал раздувался в прошлом году - для того, чтобы его дезавуировать и как бы отодвинуть на задний план. Поэтому скорее всего изберут Онуфрия.

Беседовал Феликс Шведовский,

"Портал-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

21 января 2018, 19:47  
Президент Украины принял предстоятеля УПЦ МП и предложил ему содействовать в освобождении украинских политзаключенных, удерживаемых в РФ
21 января 2018, 13:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Игорь Козловский: «Я должник взаимной любви». «Начиная с 2014 года и до начала 2015 "ополченцы" захватывали молитвенные дома, выгоняли верующих, убивали их, пытали и грабили»
06 января 2018, 14:07  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Ужас, беспредел, фантасмагория»: профессор-религиовед Игорь Козловский – о плене в «ДНР»
02 января 2018, 12:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Бывший заложник Игорь Козловский: «Я сидел в донецком СИЗО на 10-м посту. Ниже – только ад». Первое интервью профессора-религиоведа после освобождения
12 мая 2017, 18:35  
"Военный трибунал ДНР" приговорил почти к 3 годам лишения свободы всемирно известного религиоведа профессора Игоря Козловского
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования