Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 декабря 2013, 18:30 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Владимир Путин как религиозный тип. Он взялся поучать «бездуховную» Европу, хотя по уровню насильственных преступлений Россия существенно опережает европейские страны


В выступлениях последних лет президент Путин постоянно ссылается на русских религиозных философов – Ивана Ильина, Константина Леонтьева, Николая Бердяева. Поэтому представляется полезным вспомнить название работы другого известного представителя этой плеяды – Сергея Булгакова: "Карл Маркс как религиозный тип". Русской философии той эпохи было свойственно трактовать мир сквозь призму религиозности. И обращение к этому методу современного политика вполне отражается на нем самом.

Хотя в самом начале его президентской карьеры, казалось бы, ничто не предвещало этой мировоззренческой эволюции. В сентябре 2000 года известный ведущий CNN Ларри Кинг прямо поинтересовался у нового российского лидера: "Ходит много разговоров о ваших религиозных взглядах. Мне говорили, что вы носите крест. Вы крещеный? Вы верующий? Каковы ваши взгляды на религию?" Ответ Путина был вызывающе светским: "Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И самое главное, чего мы добьемся таким образом, мы добьемся комфорта".

Неожиданное упоминание "комфорта" в ответ на вопрос о религии тогда вызвало массу ироничных комментариев. Но, парадоксальным образом, оно прозвучало не просто как наследие советского атеизма, но и вполне в русле европейских (даже скорее более северноевропейских) норм, где не принято, в отличие от тех же США, поминать бога всуе. "Комфорт" здесь мог быть истолкован и как отсутствие религиозного конфликта.

Вообще, в первые президентские годы Путин сделал немало абсолютно европейских заявлений. Отвечая своим интервьюерам в книге "От первого лица" на вопрос о том, нужно ли России искать особый путь, он четко парировал: "А ничего искать не надо, все уже найдено. Это путь демократического развития. Конечно, Россия более чем разнообразная страна, но мы – часть западноевропейской культуры. И вот в этом наша ценность на самом деле. Где бы ни жили наши люди – на Дальнем Востоке или на юге, мы – европейцы".

Также тогда он высказывал и несколько механистическую мечту "вмонтировать Россию в Европу". Однако со временем эта риторика все более уходила, а в последние годы даже сменилась прямым противопоставлением. Проект Таможенного союза, как признают сами его разработчики (а события на киевском Майдане показывают это в прямом эфире), оказался совершенно несовместим с Европейским. Наконец, недавнее размещение ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области вообще уже наглядно означает переведение европейских стран в статус вероятного военного противника.

Что же столь радикально изменилось за эти годы? Может быть, Европа стала совсем другой и там победили какие-то враждебные России диктатуры? Да вроде бы ничего такого страшного не происходит, и российские чиновники, несмотря на модный пропагандистский "антиевропеизм", добиваются для себя безвизового режима, покупают там недвижимость и отправляют туда жить своих детей и внуков.

По существу, изменилась не Европа, а Россия. Либеральная идеология Евросоюза не претерпела никаких кардинальных изменений с момента его официального создания в 1992 году. Чего нельзя сказать о России, которая по сравнению с тем же годом (также первым годом своего независимого существования) уже совершенно иная страна.

Кстати, именно поэтому сопоставлять Россию и Европу сегодня просто нелогично. Сопоставлять можно лишь в чем-то подобные политические системы. Но если ЕС являет собой уникальный синтез конфедерации и федерации различных стран, то Россия за эти годы осталась федерацией лишь номинально, превратившись в унитарное государство с конструируемой единой нацией "россиян". Но одно государство и межгосударственное сообщество – заведомо неравновесные партнеры. Не говоря уже о численности населения – 140 и 500 миллионов человек.

Поэтому их противопоставление может осуществляться лишь на уровне культурологических теорий и пропагандистских спекуляций. В них, кстати, весьма преуспел еще один русский религиозный философ – Николай Данилевский, автор труда "Россия и Европа". Наверняка ссылки на него появятся в будущих президентских выступлениях. С позиций модного ныне патриотизма он вполне актуален – точно так же полагал российское государственное православие и общинный коллективизм альтернативой "загнивающему Западу"…

В последнем Послании президент Путин обрушился с критикой на утвердившуюся в современной Европе "равноценность добра и зла". Это очевидный переход с политического языка на религиозно-этический. На политическом уровне этих понятий не существует вовсе, поскольку в любой социально-культурной группе они могут быть собственными. Для современного светского общества совершенно не важно, кто во что верит и какой образ жизни предпочитает. Главное – соблюдение общественных норм, исключающих насилие. И в Евросоюзе эти очевидные нормы не нуждаются в "сакральной" мотивации – в свое время из проекта Конституции ЕС даже исключили упоминания о любых религиях. Но российский президент почему-то вдруг взялся поучать "бездуховную" Европу религиозными апелляциями. Хотя по уровню насильственных преступлений сама Россия существенно опережает многие европейские страны.

С исторической точки зрения мы наблюдаем сегодня какое-то странное возрождение византизма. Именно тогда константинопольский император полагал себя одновременно и религиозным главой всего христианского мира, и обрушивался на "еретический" Запад с подобными же инвективами. Правда, сама Византия пала гораздо раньше Запада. И погубили ее не западные, а восточные завоеватели, хотя она также считала себя несокрушимой евразийской державой…

Почему, например, пресловутая "гей-пропаганда" вызывает такую медийную ярость у официоза? Даже сам президент вынужден дипломатически оправдываться: он также общается с представителями этого сообщества, а кого-то даже награждает. Дело просто в том, что возрожденная империя не может выдержать приоритета гражданского равноправия над религиозной традицией. Это ее обессмысливает и обрушивает.

И еще один наглядный парадокс – политическая карьера Путина началась в 1991 году, когда заместитель Собчака после августовского путча распорядился снять советский флаг в центре Петербурга. Но, став президентом России, он охарактеризовал эти события как "крупнейшую геополитическую катастрофу". Может быть, эта эволюция выше отдельной личности – так влияет сама энергетика Кремля? Ведь в отличие от европейских стран только в России президентской резиденцией остается средневековая крепость.

Вадим Штепа,

"СЛОН", 17 декабря 2013 г.


    В сюжете:

20 сентября 2013, 23:04  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Явное и тайное об РПЦ МП и вокруг нее. Прогнозы для нового церковно-политического сезона
20 декабря 2013, 13:23  
Путин хочет остаться хозяином положения, а потому готов отпустить участниц "Pussy Riot" и Ходорковского чуть раньше момента, когда закончится срок их заключения, полагает аналитик FIBO Group
20 декабря 2013, 11:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Коммунизм и Библия похожи? Всеволод Чаплин - о "моральных скрепах"
19 декабря 2013, 16:14  
Владимир Путин: "Кодекс строителей коммунизма – жалкая копия с Библии"
17 декабря 2013, 18:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Владимир Путин как религиозный тип. Он взялся поучать «бездуховную» Европу, хотя по уровню насильственных преступлений Россия существенно опережает европейские страны
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования