Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": Неуловимый Аюб


В горах Дагестана ваххабизм появился за несколько лет до того, как это слово стало известно по всей России. Одна из первых ваххабитских общин возникла в селении Кванада Цумадинского района Дагестана. Это село примечательно тем, что его жители подпольно следовали исламским традициям на протяжение всего советского времени. Однако это был именно традиционный дагестанский ислам, а не ваххабизм. Последний же зародился в Кванаде где-то в 1993--1994 году. Это привело к настоящему расколу в селе. Примерно половина кванадинцев, большей частью молодежь, дружно отпустили бороды, а своих жен заставили носить паранжду. Они отказались посещать сельскую мечеть и собирались в собственном молитвенном доме. Ваххабиты активно пользовались литературой, изданной в Саудовской Аравии, однако никаких зарубежных проповедников непосредственно в их общине не появлялось. Их лидером считается некий Аюб, которого часто упоминают как основателя наиболее радикального крыла ваххабизма в России.

Биографических сведений об Аюбе довольно мало. Как рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" житель села Кванада, учившийся с Аюбом в одном классе, на самом деле зовут этого человека Ангута Омаров, имя Аюб он взял себе потом (непонятно, в чем именно ваххабитский лидер увидел свою связь с многострадальным библейским Иовом, который и назван Аюбом в Коране). По окончании начальной школы он уехал с родителями из села и жил в Астрахани. Исламскими идеями увлекся еще в 80-х, но кто именно был его духовным наставником -- неизвестно. В начале 90-х Аюбу предлагали вступить в формировавшуюся в Дагестане Исламскую демократическую партию, но он это предложение гневно отверг, сказав, что демократия -- это "ширк" (так в исламе называют ересь). Аюб не переехал в родное село на постоянное жительство, а "курировал" свою общину из Астрахани. На родину он приезжал в основном для того, чтобы вести публичные диспуты с местным муллой, возглавлявшим "традиционалистов". Аюб их резко критиковал за то, что они следуют обычаям, не указанным в Коране. Например, празднуют день рождения пророка Мухаммада, чтят мусульманских святых, поклонение которым основано главным образом на народных преданиях, но никак не на букве Священной Книги.

К 1996 году противостояние ваххабитов и традиционных мусульман в Кванаде переросло в настоящую "разборку". Противники ваххабитов уже собрались снести их молельный дом с помощью бульдозера, но, не желая ждать такого развития событий, последователи Аюба спешно перебрались к своему "патрону" в Астрахань. Однако конфликт продолжался и там. В Астрахани живет довольно много выходцев из Кванады, не исповедующих ваххабизм. На глазах у изумленной астраханской милиции кванадинские сторонники и противники ваххабизма выясняли отношения с применением огнестрельного оружия и гранат. Обошлось без погибших, но раненых было немало. В результате к 2000 году "аюбовцы" вынуждены были покинуть и Астрахань. По некоторым данным, его последователи пытались создать небольшие ваххабитские общины в Мордовии и Пензенской области. Но где сейчас находится сам Аюб -- неизвестно. Его ищут как правоохранительные органы, так и односельчане.

Константин Казенин

газета "Время Новостей" от 9 января 2003 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования