Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": Классический ваххабизм вполне респектабелен


Те, кого в России и, в частности, на Северном Кавказе называют ваххабитами, на мой взгляд, являются типичными представителями мусульманского фундаментализма. Сами себя они называют сторонниками салафии, то есть возврата к истокам или основам ислама. Фундаменталисты отрицают все исторические напластования традиционного ислама, накопившиеся в течение его более чем тысячелетнего развития. Особенно негативно сторонники салафии относятся к суфизму. По их мнению, наличие шейха (духовного наставника) в качестве посредника между Богом и человеком, обязательное для суфистов, противоречит фундаментальным основам мусульманской веры.

В самом слове "ваххабизм", на мой взгляд, ничего обидного и презрительного нет. Классический ваххабизм -- вполне респектабельное течение в исламе. Вопрос, насколько он совпадает с российским "ваххабизмом", еще предстоит выяснить. То, что труды основателя классического ваххабизма, саудовца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, российскими "ваххабитами" оцениваются высоко, это очевидно. Неслучайно в 1997 году в Баку ими был издан перевод его "Книги единобожия". Характерно, что на обложке издания он указан как Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими, и только в кратком слове об авторе, предваряющем книгу, можно узнать его "полузапретное" ныне в странах бывшего СССР полное имя.

Среди современных мусульманских авторов, особенно ценящихся российскими "ваххабитами", отмечу известного пакистанского мыслителя Абу аль-Аля Маудуди. Приведу одно из его характерных высказываний: "Ни человек, ни клан, ни класс, ни группа, ни даже народ в целом не имеют оснований претендовать на обладание суверенитетом. Аллах -- единственный суверен, все остальные -- его подданные". Примерно то же самое говорил мне в июле 1997 года в Кизилюрте лидер дагестанских "ваххабитов" Багаутдин Магомедов, когда я спросил его, что он думает по поводу дагестанских властей, которые отказывались регистрировать "ваххабитские" мечети и общины (джамааты). Багаутдин отвечал, что для него это не имеет принципиального значения: "Мы уже зарегистрированы Аллахом. Мы не хотим брать власть в свои руки, мы хотим, чтобы власть была в руках Аллаха".

К другим популярным среди российских "ваххабитов" мыслителей относятся основатель движения "Братьев-мусульман" в Египте Хасан аль-Банна и его преемник Сейнд Кутб, главные свои труды написавший в тюрьме, где он практически постоянно сидел при режиме Гамаля Абд-аль-Насера. Сейнд Кутб сформулировал концепцию о том, что правящие режимы большинства мусульманских стран возвращаются в состояние "джахилийи", то есть невежества, существовавшего до принятия ислама. Он призывал к реисламизации мусульманского мира.

На мой взгляд, приведенные примеры показывают, что так называемые ваххабиты в России опираются на различные, не всегда совпадающие источники. Среди российских "ваххабитов" есть и радикалы, и умеренные, диалог с которыми не только возможен, но и необходим. Лидер последних, дагестанский врач Ахмад-кади Ахтаев, даже развивал концепцию, согласно которой ислам и православие в российской цивилизации взаимно дополняют друг друга.

Михаил Рощин, старший научный сотрудник

Инсститута востоковедения РАН

газета "Время Новостей" от 9 января 2003 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования