Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"БЕРЕГ", ВОРОНЕЖ: С праздником, кока-кола!


Приближается праздник. Добрый, светлый, долгожданный. Для многих он - главный в году. Сердце радостно узнает его по приметам: искристому снегу, смолистому аромату хвои, веселой суете в магазинах. "В Рождество все немного волхвы", - сказал поэт. Но нам, современным россиянам, давно пора задуматься - а что мы, собственно, празднуем? Какой день?

Сразу слышим ответ - так Новый год же! Чуть подумав, вспомним - Рождество, а после припоминаем, быть может, чье Рождество, чей день рождения мы так любим встречать каждый новый год. Две тысячи и два года назад в Вифлееме родился малыш, сын Марии, это событие и отмечает весь христианский мир.

Каждому празднику всегда присуща своя аура - атрибуты и символы его окружающие. Что кроме наряженной елки, снега есть главный символ Рождества, прихода которого так ждут дети, чья фигура занимает почетное место в каждом доме?

Веселый, седобородый дед в красной шубе и шапке, с посохом в руках и мешком подарков за плечами. Лукаво, озорно улыбающийся, краснощекий - живое воплощение здоровья, щедрости и удачи. Как и положено языческому божеству, он имеет спутницу (только не жену, как обычно, а внучку - Снегурочку).

Впору бы задать еще вопрос а почему этот дед - символ Рождества? Это что - состарившийся Иисус или Бог-отец? Ну как же, скажут, это ведь Санта-Клаус, святой Николай, Мир Ликийских чудотворец, покровитель всех плавающих и путешествующих. Вот и ответ! Правда, все равно непонятно - почему самого Христа представляет один из его святых подвижников. Ведь Бога может представлять лишь он сам - своим ликом, своим образом.

И далее, что вполне логично, следует еще один вопрос, последний: кто и когда решил, что Рождеству нужен именно этот символ? Похожий не на святого Николая, а скорее, опять-таки, на языческого бога, этакого Бахуса в северном варианте. До революции, сколько можно судить, Рождество представлял сам Христос, по крайней мере в католических странах. Трогательная фигурка младенца Иисуса и сейчас присутствует в храмах, вместе с изображением Богоматери, яслей, волхвов. Иногда делается пещерка из еловых веток, внутри которой помещается икона Рождества. Подарки детям приносила (руками родителей, конечно) добрая фея или ангелы - вспомним хотя бы "Отверженных" Виктора Гюго.

А краснощекий Дед Мороз? Мы недаром видим с середины декабря рекламу кока-колы, где главной фигурой является он. В начале тридцатых годов ХХ века, когда из-за мирового экономического кризиса продажи шипучего напитка резко упали, срочно понадобился новый рекламный ход, дабы восстановить пошатнувшееся благополучие. Предпраздничные распродажи - лакомый кусок для любой компании. И появился новый бэдж (разновидность фигурного девиза), который резко стимулировал покупательский спрос. А чтобы не очень резало слух среднестатическому потребителю, старика назвали не Санта-Кола (Господи, прости), а именем святителя Николая, благо родился святой за неделю до Рождества Иисуса. Откуда же является он? Да из Лапландии, страны вечных снегов приезжает каждый год на оленьей упряжке. И новый символ прижился на удивление быстро. Советская Россия в то время не праздновала Рождество, в ходу были иные боги, но ревниво присматривалась к западным достижениями. И вот с конца тридцатых годов у нас вновь появилась праздничная елка. Правда уточним, что отмечали пришествие очередного Нового года и не более того. А всяких там буржуазных Санта-Клаусов, Пер Ноэлей и прочих заменил свой, родной Дед Мороз из сказок, ставший вскоре "лучшим другом всей советской детворы". И надолго забыли мы о Рождестве.

Но грянули иные времена. Ветры перемен принесли, как дополнение к вездесущей рекламе, старого Санту. Правда, еще раз уточним, что это у них там - Лапландия, а у нашего своя родина - Великий Устюг.

Люди наши, как заметил известный сатирик, рады обилию праздников и поэтому с удовольствием дополнили свое православное Рождество - еще и католическим, 25 декабря. Но все же... человек не может жить в непрерывном празднике. Чередование их с буднями, дней радостных с днями печальными и должно составлять календарь. Каждый народ выработал свою череду розговений и постов. И не случайно каждый новый политический режим в России пытался ввести свой праздничный цикл. Бог с ним, с политическим календарем, пусть хоть церковный останется у нас, какой он есть.

И символом его пусть будет тот, чье рождение мир славит вот уже две тысячи лет.

Что же до иных, то сказано: "Что пользы тебе от языческих кумиров, хоть они и раскрашены снаружи? Ведь пусты изнутри". Как часто хитрая подмена одного символа другим меняет и суть, и смысл происходящего. Будем радоваться празднику: прошел нелегкий год. Будем надеяться на лучшее в новом. Пусть водят хороводы веселой ребятни ставшие привычными Снегурочки и Деды Морозы. Но очнувшись от исторического беспамятства, не забудем впредь, чей приход в мир отмечаем, чьему Рождеству радуемся.

И когда взыгравшая плоть людская отыграет свое, когда все телеведущие и радиокомментаторы охрипнут наконец от поздравлений с годом "желтой козы", тогда, может быть слышнее прозвучит тихая рождественская песнь: "Христос рождается - славите..."

Александр Зайцев

газета "Берег", Воронеж

# 1 от 5 января 2003 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования