Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НОВГОРОДСКИЕ ВЕДОМОСТИ": Рождественское послание архиепископа Великоновгородского и Старорусского Льва (РПЦ МП)


Боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской епархии

"Нас бо ради родися

Отроча младо - Превечный Бог"

(кондак Рождеству Христову)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Что празднуем мы в эти святые и святоносные дни? Чему так радуются и ликуют наши сердца? Чтобы быть истинными последователями Церкви Христовой, будем внимательными и благодарными слушателями Рождественских песнопений. В последней песне канона мы слышим удивительные слова: "Таинство странное вижду и преславное...". В чем странность и таинственность празднуемых нами событий? В том, что предвечно, то есть до течения всякого времени рождающийся от Отца Сын ныне рождается как человек, причем как человек, отверженный миром, в яслях для скота, потому что среди людей не нашлось Ему места. Но мир дарами мудрости своей через посланников с Востока прославляет Его как Царя славы - золотом, как достойного Божественного почитания - ладаном и как предопределенного к спасительному для нас вкушению смерти - смирной, ибо этим драгоценным маслом приготовлялись тела умерших к погребению. Величие празднуемого события не понять без глубокого погружения в размышление над тем, что есть Бог. Вспомним удивительные слова самого древнего библейского пророка Амоса: Господь - это Тот, "Кто сотворил семизвездие и Орион и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает ясным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли" (Ам. 5,8). Другими словами, это Бог, сотворивший Вселенную, в которой земля есть бесконечно малая песчинка, а человек на ней - червь земной. И вот в этот образ вмещается Бог, уничижающий себя ради погибающего человека. И потому пещера на краю, может быть, самого маленького и безвестного на земле городка, гноище Иова многострадального, по выражению блаженного Иеронима, наполняется Божественным светом, становится Небом на земле.

Высшее предназначение человека не в том, чтобы, как червь земляной, закапываться в землю, прячась от солнечного света, но в том, чтобы быть вместилищем славы Божией. Об этом пришел на землю напомнить нам Христос Бог. Он в Себе принес на землю Божественный Свет, уведомляя тем самым высокое предназначение человека. Об этом прекрасно пишет святой Григорий Богослов: "...Художник-Логос созидает живое существо, единое из двух - я имею в виду видимую и невидимую природы; созидает человека из прежде сотворенной материи, взяв тело, от Себя же вложив дыхание жизни - то, что Слово Божие называет разумной душой и образом Божиим, - творит как бы второй мир в малом великий". Отказываясь от этого второго, невидимого, Божественного мира, человек и превращается в червя, который неизвестно зачем появился на этой затерявшейся в просторах Вселенной планете.

Однако свет, разгорающийся во Христе, зажигает человеческие сердца огнем новой Божественной жизни, ибо Бог не оставил погибающего человека и, преклонив Небеса, пришел на землю. "Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Непреступному приносит" - поем мы в эти святые дни восклицание преподобного Романа Сладкопевца. Вертеп - земляная пещера, мрачная и сырая, где обитают дикие звери да злые разбойники, становится обиталищем людей, живущих по-скотски. Это - образ мира, в который приходит Бог. Он наполняет его светом и соделывает его храмом живущего в нем Бога. И только все злое, не способное жить при свете правды, как летучие мыши из темной пещеры, с криком уносится во тьму внешнюю, чтобы продолжать придуманную ими призрачную жизнь без Бога, надежды и любви.

Мир, создаваемый Богом на земле, Богочеловечен по своей природе, он включает в себя все то, что тянется к раскрывающейся во Христе истине; и мы вместе с Небесами ликующе вопием: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2,14). Это восклицание в рождественские дни имеет такое же значение, как "Христос воскресе" в дни пасхальной радости, и включает в себя два великих смысла. С одной стороны, означает благоволение Бога, почившее на всех людях, с другой стороны, если иметь в виду древние списки латинского текста, людей доброй воли. Мир Христов рождается на земле для всех, но воспринимается только людьми доброй воли, теми, кто стремится в смирении и подвигами духовными, стяжав для себя, излить его на всех.

Глубоко знаменательно и то, что струящийся из Вифлеемской пещеры Мир (который и есть Христос и одновременно становящаяся на земле Церковь Духа Святого) открывается нам в Божественном Евангелии как рождающийся в атмосфере тихой семейной любви. По всему миру ведутся страшные войны за власть, почести и деньги, а здесь, укрывшись от страстей, любят и согревают друг друга. На теплый свет этого мира соберутся на суд все народы земли. В этом свете проявится все темное и лукавое, в нем, может быть, умоется весь этот мир, те, кто сохранил еще способность различать доброе и злое, стремиться к истинно прекрасному. Зажигаясь в человеческой душе, этот свет дает убежище христианской семье, спасает ее от развращенного мира, объединяет христианские семьи в Церкви Христовой вокруг пылающего на престоле пламени святой Евхаристии.

Эту удивительную, парадоксальную Богочеловечность, эту обращенность Небес к земному человеческому миру прекрасно раскрывает в своей проповеди на Рождество Христово святитель Лев Великий: "Не будь Он сполна Богом, не имел бы власти принести нам исцеление; а не был бы доподлинно человеком, не явил бы нам образец. По рождестве Господа возликовали ангелы, воспевшие "Слава в вышних Богу" и возгласившие "на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2, 14). Ибо узрели созидание Иерусалима небесного в единении со всеми племенами земными".

Возликуем же и мы с Вами, дорогие братья и сестры, воспоем славу Богу, излившему на землю Свою неисчерпаемую Любовь, ибо "Днесь вся тварь веселится и радуется, яко Христос родится от Девы - Отроковицы..." (припев на 9 песни канона).

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ СЛАВИТЕ!

Епископ Великоновгородский и Старорусский Лев(РПЦ МП)

Газета "Новгородские ведомости"

# 1 от 5 января 2003 года 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования