Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ТРУД": Рождество освятило мир. Бог стал человеком, чтобы человек приблизился к Богу


"ХРИСТОС раждается - славите! Христос с небес - срящите (встречайте)! Христос на земли - возноситеся!" (взгляните вверх в небеса, горе)!.." - так мы слышим на всенощных за несколько недель до праздника, так с особенной торжественностью поется в Церкви в рождественскую ночь. История Рождества Христова известна теперь уже, наверное, почти каждому человеку. Вифлеемская пещера, волхвы, пастухи, ангельский хор с его славословием: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14), злоба Ирода, равнодушная холодность людей, не пустивших семью, ожидавшую младенца, ни в один дом, теплота животных, стоявших у ясель, где лежал Богомладенец Христос...

В последние годы празднование Рождества отмечается даже на государственном уровне, этот день сделали выходным.

Но чего мы ждем в этот день? Только ли красивых церковных песнопений, ночной службы, елки, детской радости, взаимного обмена подарками, конца поста, наступления времени Святок или чего-то иного? Грустно будет, если, задав себе этот вопрос честно, мы обнаружим, что большая часть наших предрождественских ожиданий сводится к околопраздничным попечениям. Но даже если это пока и так или если по милости Божией это уже хоть в какой-то мере не совсем так, мы должны стремиться к тому, чтобы главным для нас в переживании праздника Рождества Христова становилась не сентиментальная картина вифлеемской ночи, а наша радость о том, что преодолена стена между согрешившим человечеством и жертвенно милующим его Богом.

"Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом" - эта древняя формула святителя Афанасия Александрийского есть точнейшее выражение торжества неступающего праздника. Бог отлагает все Свое величие в Божественном Своем нисхождении, принимает человеческий образ крайней беспомощности и слабости - образ только что появившегося на свет Младенца, уже знающего о том пути, о той жертве, которая Ему предстоит.

Именно поэтому на православных иконах Рождества в лике Богомладенца, в Его глазах - не младенческая полубессмысленная радость, а скорбь от голгофского томления, которое через тридцать три года испытает родившийся Богочеловек, - испытает ради того, чтобы мы потом могли соединиться с Ним в таинстве крещения и жить по правде Божией. И чтобы для нас вхождение Бога в мир стало не просто умозрительным фактом, а началом и призывом к нашему ответу, к нашему соучастию, к нашему предельно внимательному и бережному отношению к своей душе, за которую пострадал Христос и для спасения которой Он родился. И этот мир, некогда сотворенный добро и зело и оскверненный человеческим грехом, вновь освящен вхождением в его бытие Сына Божия. И мы должны осознавать, что наш долг - это соучастие в деле спасения этого мира и освящения его Творцом.

На второй день праздника Рождества Христова Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, то есть особенную память Божией Матери, сохранившей чистоту и души и тела и открывшей в Себе всю ту меру обожения, высоты и святости, которые только и доступны человеческой личности, человеческой ипостаси. В. Лосский, один из богословов ХХ столетия, сказал о Ней: "Если в лице Богочеловека Христа мы видим вочеловечившуюся Божественную Ипостась, то в лице Девы Марии мы видим всю меру обоженной человеческой личности, которая может быть достигнута в единении с Творцом". Все, что мы знаем о Пресвятой Богородице, есть мера и предел, доступный человеку.

Козлов Максим, протоиерей, кандидат богословия

5 января 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования