Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REUTERS": Небогатые плоды. Турецкие христиане расстроены общественным недоверием


Христианский пастор Бехнан Конутган - человек, очень мало сведущий в вопросах религиозной терпимости в Турции. Проведя годы в переводах Библии на турецкий язык и отстаивании своей веры в секулярном государстве, тем не менее, унаследовавшем подозрительность в отношении христиан, этот 55-летний священнослужитель чувствует, что все его дела принесли очень небогатые плоды.

"В этом году предрассудки по отношению к христианам в турецком обществе возросли,  - рассказывает пастор. - Исламские и националистические чувства также испытывают рост, прежде всего из-за продолжающейся войны в Ираке. Это очень сердит людей".

Мы сидим в небольшом, не имеющем никакой вывески, офисе пастора, затерянном в переулках старой части Стамбула. Общественное недоверие ко всем христианам среди мусульманского большинства  турок появилось после известных комментариев Бенедикта XVI, расцененных, как критические по отношению к исламу, и эта атмосфера сохранялась вплоть до начавшегося во вторник визита главы Римо-католической Церкви.

В том же здании находится церковь "Эммануил", насчитывающая в Турции вековую историю. Здесь каждое воскресенье пастор проповедует перед 70 верующими протестантами. Это типичная община меньшинства в мусульманской стране, где на 73 миллиона человек населения приходится около 100 тысяч христиан.

Хотя в целом свобода вероисповедания в стране уважается, по-прежнему сохраняются ограничения, а также потенциал для дискриминации. Подобная оценка ситуации дается в соответствии с критериями ЕС, куда активно стремится Турция.

Недавно парламент одобрил разработанные по европейским образцам положения, касающиеся прав собственности религиозных организаций меньшинств. Но появление этого закона разрушило многие ожидания. "Мы по-прежнему не можем открывать школы или готовить священников. Да, государство предпринимает некоторые шаги, идут реформы, но новый закон не идет достаточно далеко", - говорит священник Франсуа Якан, патриарший викарий халдо-католической Церкви.

ЕС также недавно выразил беспокойство по поводу нападений на представителей немусульманского духовенства. Так, о. Андреа Санторо был убит прямо в церкви причерноморского города Трабзона в феврале нынешнего года.

Христиане утверждают, что трения существуют в Турции, как ныне везде в мусульманском мире после датских карикатур на пророка Мухаммада и известных заявлений папы об исламе.

Иностранная религия

Подозрительность в отношении христиан имеют глубокий корни в истории Османской империи. Это обстоятельство было еще более отягощено позднее попытками европейских держав разделить османскую империю и дать христианам больше прав.
В ходе социологического исследования, проведенного турецким фондом экономических и социальных исследований (ТЕСЕВ), 60% респондентов заявили, что деятельность немусульманских миссионеров в стране должна быть ограничена.

"Это свидетельство отсутствия доверия. Люди думают, что в США и Европе есть планы обратить турок в христианство", - говорит профессор Али Чарколу из университета Сабунчи, один из руководителей исследования.

Но хотя христиане и считаются в Турции представителями иностранной религии, эта страна, можно сказать, сыграла ключевую роль в истории христианства. На ее территории проповедовали апостолы Петр и Павел, прежде чем отправиться в Рим, злесь же была и проповедь апостола Иоанна, скончавшегося в Эфесе.

Старое название Стамбула - Константинополь. Это бывшая столица Византии, завоеванная турками в 1453 году и ставшая их главным городом. В истории страны мы находим самые разные христианские общины - от православных, сирийских и армянских до протестантских и католических конгрегаций. Сегодня особенное внимание масс-медиа привлекают евангелические общины из-за своего активного прозелитизма.
Два новообращенных христианина предстали на минувшей недели перед судом по обвинению в оскорблении турецкой национальной традиции и разжигании религиозной ненависти в процессе собственной миссионерской работы.

Противоречия с православием

Несколько в стороне от миссионерской активности протестантов находится ситуация с православным Вселенским патриархатом, расположенном в Стамбуле.

ЕС желает, чтобы Анкара позволила вновь открыть православную семинарию с тем, чтобы готовить священников. Турция в настоящее время ищет такое юридическое обоснование этой проблемы, которое с одной стороны не нарушило бы светский характер государства, и было бы одновременно приемлемо для Патриарха Варфоломея, духовного главы православных всего мира.

Аналитики признают, что правительство премьер-министра Эрдогана сделало значительные шаги на пути политических и экономических реформ с момента получения власти в 2001 году. Однако по-прежнему остаются проблемы в сфере духовной свободы.

В частности, в настоящее время в фокусе внимания ЕС находится принятие закона о компенсациях для тех, чье имущество было конфисковано государством или иным юридическим лицом и затем продано третьей стороне. Эта проблема весьма актуальна для религиозных меньшинств.

Но несмотря на все беспокойство, пастор Конутган надеется, что папский визит позволит погасить наиболее острые негативные сентименты в отношении христиан.
"Это отличный шанс для Турции, и его необходимо использовать. Конечно, будут протесты, это нормально, но люди не должны заходить далеко, чтобы не нанести ущерб репутации своей страны", - говорит пастор.

Дэрин Батлер

"REUTERS", 27 ноября 2006 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования