Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ.РУ": Скорбеть не будем. О том, как решить демографическую проблему, думают не только в высоких кабинетах


О том, как решить демографическую проблему думают не только в высоких кабинетах. Этим летом я проехал по четырем губерниям, и везде народ говорит о том, что Россия вымирает и надо что-то с этим делать. При этом нехитрая истина – рожать детей, сколько Бог пошлет и не делать аборты, – известна далеко не всем.

В Москве я побывал в нескольких многодетных семьях.

В самой большой – 14 детей. Меня удивила рассудительностью и умением видеть суть 36-летняя Светлана. Она – профессиональный музыкант, мать восьмерых детей – считает, что главная причина в том, что оскудела любовь.

"Говорят даже, что дети мешают человеку любить и жить по-современному. Конечно, на Канары с пузом не полетишь. От многого приходится отказываться. Но, что касается любви, то она с рождением каждого ребенка только возрастает. Только настоящая любовь, а не тот эрзац, о котором все говорят. Помню, как я была переполнена любовью после рождения пятого малыша. Я написала мужу письмо… Наверно и Шекспир не писал таких любовных сонетов. Шекспир-то не рожал, не знал, что это такое – появление нового человека. Его вот только что не было – и вдруг появился. Это чудо. Непостижимое, великое и прекрасное чудо. В браке, в семье осуществляется полнота Божественной любви. А дети помогают родителям стать настоящими личностями. Современный мир делает все для того, чтобы человек этого не понял. А пока человек этого не поймет, пока ему не станет ясно, для чего он создан, он не успокоится и всегда будет несчастен. Женщина должна понять, что она создана для продления рода. Ее главная задача рожать, а не веселиться и получать удовольствия. Она должна приготовить еду и накормить детей и мужа, а не горевать, что не пошла из-за этого в театр или на дискотеку. Женщина должна прилепиться к мужу и Богу. Вот тогда она станет счастлива".

Пособия и выплаты за рождение ребенка Светлана приветствует, но все же надеется на то, что высокое начальство попробует разобраться с проблемой поосновательнее.

Она говорит: "Мы ведь не за деньги рожаем. За деньги можно, разве что продажную любовь купить, а с детишками все гораздо сложнее. Нам предлагают что-то уж больно капиталистическое: заплатил – проблему решил".

Эта хрупкая, красивая женщина, которой не дать и 30 лет (а уж то, что она подарила миру восьмерых детей, и представить невозможно) рассуждала о том, как бы она решала проблему демографии.

Конечно, кухонными разговорами не обустроить Россию и не решить демографической проблемы. Особенно методами, которые современный человек в принципе отвергает.

Некоторые наши собеседники высказывали еще более решительные сомнения в том, что уравнительное распределение денег приведет к желаемому результату. Они безо всякой политкорректности говорили, что сейчас много рожают только кавказцы да цыгане. Если давать всем поровну, то деньги уйдут туда, где и без денег проблемы с рождаемостью нет…

Нужно не правительству этим заниматься, а общественным фондам и приходам. На приходе все нужды на виду. Одним может быть эти пособия и вовсе не нужны, а для других – спасение.

Не узнать реальную нужду каждого. Есть регионы, где проблема деторождения вообще не существует. Рожают по 10 детей и больше.

В одних местах легко прокормиться – по два урожая в год снимают, в других – картошка не каждый год родит. Все это надо учитывать. И как тут честно все распределить?!

Стране нужны работники, которые будут пенсионный фонд пополнять, в армии служить, а не оплаченное народными деньгами пополнение попрошаек – будущих пьяниц, наркоманов и преступников.

Удивительно то, что подобные рассуждения мы слышали и в столице, и в глухих деревнях. В деревне на юге Вятской губернии, где осталось всего лишь три дома, отставной тракторист Николай с сокрушением сердечным говорил: "Нарожать – дело не хитрое. Им ни ручек, ни ножек, ни глазок не надо делать – готовенькие на свет Божий вылезают. Только что с ними потом делать? Тюрьмы новые строить или спецбольницы? Это ведь не надежда народная рождается, а еще одна обуза. У нас в семьях один-два ребенка. И больше не будет, хоть ты их озолоти. Много рожает только одна на все округу – известная пьяница. Она и не помнит толком, сколько у нее детей да от кого родила. То ли двенадцать, то ли тринадцать. Она еще столько же нарожает. А двойни-тройни пойдут – так еще больше будет. Ее не поощрять, а останавливать надо. Деньги, даже те малые, что платили, – сразу на вино. А последнего в июле родила, так чуть ли не шесть тысяч получила. И все эти тыщи в два дня пропила. Вся пьянь там и клубилась. Она после этой гулянки непременно еще тройню родит. Говорят, теперь еще больше получит. Вот тебе и перпетуум мобиле. Государство ей будет платить, а она – пропивать эти денежки и снова дебилов рожать. У нее ведь все дети больные. Да и пьют вместе с ней чуть ли не с пеленок".

Николай видит решение проблемы в поднятии деревни и разумной помощи государства, брошенным после развалов колхозов людям.

"Нужны рабочие места и, помощь тем, кто хочет работать, а тогда народ и без подачек рожать будет. В крестьянстве всегда рук не хватает.

Скоро желающих работать и не будет вовсе. Сейчас, вон у нас, сколько народу без дела сидит. Пьют-то от безысходности. Говорят, проявляй инициативу. А где ее, эту инициативу взять, когда восемьдесят лет ее отбивали да сажали за нее?".

Все же в 150 километрах от этой вятской деревеньки, в Марийской земле, мы нашли человека, у которого с инициативой полный порядок. Но ее у него старательно и методично отбивают.

Алексей фермер. Держит коров, кур. Сразу за приусадебным огородом, где помимо грядок с полным набором овощей и традиционных яблонь, вишен и слив, растет и вызревает прекрасный виноград, мы увидели арендованный им участок бывшего колхозного поля с кочанами капусты. Зеленые с синеватым отливом листья, обрамлявшие тугие серые шары, походили на огромные розы. Капустное поле тянулось на полверсты.

Из дома выбежали четверо сыновей фермера с тяпками и, разбредясь по полю, стали выпалывать сорняки. Вслед за ними вышла мать с пятым сынишкой на руках.

И у марийского фермера при всей его инициативности оказались те же проблемы. Выращенный продукт не вывезти даже в ближайший город. Закупочные цены, предлагаемые медицинскими учреждениями и соцзащитой, не только не дают прибыли, но даже не покрывают расходов на производство. Пробовал сам отвозить картошку со свеклой в город, так сначала милиция пристала с поборами, а потом бандиты, через несколько километров от поста ГИБДД, приказали перегрузить овощи в их грузовик.

И опять кругом клин. Фермер жалуется на произвол милиции и бандитов, а у его жены другая проблема: в деревне, где не только старики, но и 30-летние мужчины и женщины, вырастали в семьях, где было по 10 и более детей, вдруг, появилось ненормальное отношение к многодетным семьям. Детей из таких семей дразнят, грязно шутят об их родителях, да еще стали ненавидеть за то, что им выделили из республиканского бюджета по 12 рублей в день на фрукты.

Подобное придумать невозможно.

И чем больше мы наблюдали деталей народной жизни, тем драматичнее вырисовывалась картина.

Совершенно очевидно, что нужно менять весь строй жизни, нравственные ориентиры и ценности, призывать не брать от жизни все и вести праздную распутную жизнь, а воспитывать людей в атмосфере любви и уважения к отечеству и близким, привыкать с детства к труду и готовности помочь человеку в беде.

Эта очевидная мысль далеко не очевидна для тех, кто проводит в жизнь государственную программу решения этой самой проблемы.

В одной татарской деревне, недалеко от Казани, местный шофер сказал мне: "Это у вас проблема с рождаемостью. У нас ее нет. Сколько даст Аллах детей, столько и будет. Мы своих детей не убиваем. Нам и в голову не придет аборты делать. У нас на сто пятьдесят жителей две мечети. В городах, может быть, делают, а если у нас какая-нибудь женщина сделает, так ей не жить".

Уточнять он не стал, почему не жить – то ли Аллах накажет, то ли зарежут, то ли такую жизнь устроят, что сама убежит от людского суда.

А в 20 километрах от этой деревни, в небольшом волжском городке, отец Александр на наш вопрос "почему народ не рожает?", вздохнув, сказал: "Без Бога не до порога. Забыли Бога – и покатились проблемы, одна за другой, а третья из первых вытекает. По цепочке беды идут, друг за друга цепляются. Решим главную – покаемся, начнем жить по Божьим заповедям, и проблемы решатся. Разве придет кому-нибудь в голову нарушать одну из главных заповедей – "не убий"? А сейчас со всех сторон только и слышишь: "Убей!". И в телесериалах, и в рекламах абортов. Полные почтовые ящики приглашений на аборт. С комфортом, без боли. На аборт, как на праздник приглашают. А мы ведь не врага убиваем, не обидчика кровного, а своего единокровного ребеночка. Благословение Божие убиваем. Самое дорогое, что может быть на свете, – родное дитя, душа которого дороже всех богатств мира. Это ли не сумасшествие?!

Ко мне пришла одна мать просить благословение на аборт. Я чуть не помер от ужаса – просить благословение на убийство. Она за руку держит сынишку пятилетнего. Я даю ей топор и говорю: "Руби своему сынку голову!" Она так и отпрянула. Говорю: "Испугалась? Так у тебя под сердцем сейчас такой же. А может еще лучше. Еще ласковее и талантливее. Может быть, Пушкин или академик Королев. А ты его хочешь убить". Ушла. Только через год появилась. Счастливая. Пришла малыша причащать. Сейчас ему шесть лет. Чудный мальчик. Она не нарадуется".

У самого отца Александра семеро своих детей. Он взял еще двоих приемных Последнего – двухлетнего Алешу – при нас, в местной больнице. Мать отказалась от него. Там еще остается шестеро. Отец Александр призывает своих прихожан взять сирот в семьи. Регулярно выступает по местному телевидению с тем же обращением. "Отказываться от детей и держать их в сиротских приютах и больницах стыдно и преступно!" Он почти каждый день приходит в городской роддом, служит молебны, благословляет и причащает рожениц, кропит святой водой персонал и будущих мам. Его с любовью называют "самым главным главврачом".

Его восьмилетняя дочь Настя мечтает о том, чтобы у нее родилось 14 детей. Она уже и паспорт нарисовала – с собственной фотографией, со всеми данными, как в настоящем паспорте. А в графе "дети" написала имена своих будущих наследников. Вот только даты рождения не проставила.

В воскресные дни рядом с храмом "Всех скорбящих Радосте", в котором служит отец Александр, выстраивается длинная вереница колясок.

Сидят бабушки и мамы с малолетними детьми, рядом играют отроки и отроковицы. Один из прихожан – художник Крымов, кивая в сторону бабушек с младенцами, говорит: "Вот это наши мадонны. Подлинные мадонны. Погляди, сколько колясок. У нас в городе такси меньше. А вон сколько детей! Целая толпа от причастия идет. Говоришь, почему народ не рожает?.. Как не рожает? Вон их сколько! Рядом с моим домом пивнушка, так там ни одного ребенка. А все почему? Да потому, что Господь знает, в какие руки детей давать. В те не дает, а в эти, гляди, сколько… Они, прямо, как десант с неба приземляются вот в это место. А потому, что благодатное место. Тут Его люди. Они Его любят и исповедуют. Он им и посылает детишек".

Одна из "мадонн" позвала его. Он подошел к ней и через минуту вернулся с несколькими яблоками. Разделил их пополам, протянув мне самые большие. Отец Александр шел с кропилом мимо рядов с выставленными корзинками и полиэтиленовыми пакетами, из которых были видны яблоки разных сортов: красные, белые, с коричневатыми полосками на боках.

Крымов откусил чуть ли не половину яблока, блаженно зажмурившись, стал жевать. Дожевав, наклонился ко мне и радостно сказал: "А ведь нет никакой проблемы. Мы и не такое переживали. После войны как голодовали. Срам было нечем прикрыть. А жили с надеждой, весело жили, помогали друг другу. Главное, не унывать и не сомневаться. Вот апостол Петр пошел по воде, усумнился, испугался и стал тонуть. А у нас народ полгода по воде ходит. Как в ноябре замерзнут реки, так до апреля и ходим по водам. Разве это не чудо Божие? Да у нас вся жизнь – сплошное чудо. Десять лет назад казалось, что всему конец, ан живем. И будем жить".

Широко улыбаясь, он смотрел на молодых мам, катящих коляски по мощеной дорожке вдоль кустов роз, гладиолусов и флоксов. На площадке скакали через натянутую резинку девчонки, стайка мальчишек бежала наперегонки в сторону строящегося приюта разбирать привезенные доски. Крымов покачал головой и, обведя широким жестом всю эту панораму, переполненную разновозрастной детворой, засмеялся: "Вот она – твоя демография! Как говорит наш батюшка, скорбеть не будем".

Александр Богатырев

17 октября 2006 г.

На фото: Аким Карнеев. "Крестины"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования