Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПРАВДА СЕВЕРА", АРХАНГЕЛЬСК:
Святые вечера, страшные ночи...


Хоровод с нечистым

Всем нам хочется приоткрыть завесу будущего, не понимая, что этим мы, возможно, искушаем судьбу. Старший научный сотрудник музея в Малых Корелах Людмила Козинская высказывается еще более определенно: "Гадание всерьез - связь с чертом".

Конечно, не грех позабавиться и пошутить, бросая сапожок за ворота или рассыпая перед петухом зерно - так гадали на жениха: с какой стороны придет и будет ли богат. Но задавать вопросы серьезные, пытаясь узнать, например, о спрятанных кладах, либо о земном сроке, отпущенном тебе, значит с нечистым хороводиться.

Особенно балуются черти в три ночи - на 31 декабря, 6-е и 18 января...

Из уст в уста

Знания старинных северных верований, обычаев, обрядов у Людмилы Козинской не из научной литературы. Вернее, не только из этого источника. Хотя она, конечно, достаточно много прочла специальных книг - как современных авторов, так и тех, что только в архиве сыщешь.

Но главные знания добыты в экспедициях по нашему краю. Они переданы, что называется, из уст в уста, рассказаны поморскими бабушками. И собирает Людмила Георгиевна бесценные сведения уже более двадцати лет, с тех пор как пришла работать в музей.

Добрых соседей вам!

Согласитесь, православные праздники стали нынче чем-то вроде моды. И принято небрежно эдак щегольнуть знанием какого-нибудь святого.

А дальше того наши познания редко простираются. Но ведь как интересно, оказывается, старинное празднование Нового года!

Оно не ограничивалось одной ночью, разворачивалось целое театральное действо на много дней.

В самый канун Нового года по деревне ходили "цыгане" - их изображали ряженые. Почему именно цыгане? Потому что с ними связывалось представление о чужаках, о пришлых людях. Как же встречали чужестранцев? Подарками и угощением. Смысл в этом обычае глубокий - это было как бы пожеланием мира, доброго соседства на весь предстоящий год.

Оживление поцелуем

Впрочем, любой народный образ имеет свой смысл. И при этом выглядит забавной игрой.

Вот, например, озорной обряд "Макарушка помер". По селу носили "покойника", обряженного по всем правилам. Процессия под причитания плакальниц шла к назначенному месту, где находилась девица-красавица. От ее поцелуя и оживал "Макарушка".

Покойника изображал обязательно женатый мужик, а та которая оживила его силой любви, должна была быть еще незамужней и общепризнанной на деревне красавицей.

Участники этого обряда переживали самые разнообразные и довольно сильные чувства - некоторые девки от внезапного оживления "покойника" "падали в испуг", но все кончалось развеселым смехом.

К тому же присутствовали очень озорные мотивы, шуточки только для взрослых - так у ожившего покойника пониже пояса неожиданно выскакивал тугой новенький веник...

Норовистая лошадка

Столь же веселой была игра "Цыган лошадь продает". Конечно, лошадь бралась не взаправдашняя, ее изображали двое мужиков - так сейчас представляют четвероногих на сцене детских театров.

Торг сопровождался смешными диалогами.

Например:

- А что есть твоя лошадь?

- Девок!

И после этого норовистая лошадка взбрыкивала в сторону девчат, стараясь ухватить одну из них. Те с визгом и хохотом бросались врассыпную...

Барин Семен Семеныч

Прощаясь с годом старым и встречая новый, мы всегда подводим итоги, оцениваем прожитое и пережитое. При этом нам хочется навсегда расстаться с прежними промахами, ошибками.

В старину тоже отрекались от плохого. Ходил по деревне "барин" со своими слугами и вершил праведный суд.

"Барином" назначали непременно кузнеца - человека, уважаемого за силу и мастерство. На всеобщее порицание выставлялись нерадивые, пьющие мужики, сварливые, неряшливые жены, непочтительные парни и нескромные девки.

От людей на деревне не спрячешься - поступки каждого у всех на виду. Провинившиеся получали порицания в виде озорных частушек, остроумных шуток, бьющих не в бровь, а в глаз. Вот такой воспитательный отряд существовал.

Интересно, что имя "барина" было Семен Семеныч. Думаете, почему? От слова - "семя". А семя олицетворяло зарождение всего нового, доброго и полезного, чего ждали в наступающем году.

Так в одном обряде сплелись и поэтическое восприятие мира и разумное житейское отношение к жизни.

Колдовское время

Про те обряды, о которых вы узнали, не прочтете ни в одной книге - это результат фольклорных экспедиций по северным деревням Людмилы Козинской.

Но увидать обряды можно: их мастерски исполняют самодеятельные артисты фольклорно-этнографического ансамбля "Славутница". Откуда название? Вот откуда: славутницей называли в старину самую красивую и работящую девушку в северном селе.

Ансамблем руководит Людмила Георгиевна Козинская, которая и является талантливым автором всех фольклорных постановок. Материал для них собран в научных экспедициях.

В подлинном уличном деревенском театре участвовал и стар, и млад. В "Славутнице" тоже самое - здесь поют и пляшут, играют целыми семьями от малышей до бабушек-дедушек.

...Про новогодье, святки, Рождество говорили в старину: "Святые вечера, страшные ночи". Время чудесное, загадочное, манящее и колдовское. Не зря именно от этих дней ждут чуда, ждут исполнения заветных желаний...

Мария Касаткина

газета "Правда Севера", Архангельск

# 1 от 2 января 2002 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования