Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ТРУД": "Время духовного роста".
Новогоднее интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (РПЦ МП)


- Ваше Высокопреосвященство! Оцените, пожалуйста, уходящий год с точки зрения развития церковно-государственных и межрелигиозных отношений. Решения каких насущных проблем в этих сферах вы ожидаете в наступающем году?

- Минувший год был отмечен дальнейшим развитием взаимодействия Церкви, государства и общества. К числу наиболее значимых событий можно отнести состоявшийся в декабре VII Всемирный Русский Народный Собор, посвященный теме "Вера и труд: духовно- культурные традиции и экономическое будущее России", на котором обсуждались современное состояние и перспективы развития отечественной экономики, ее нравственных основ, рассматривались итоги политико-экономических преобразований последних лет, была проведена оценка новых возможностей и угроз, формируемых глобализацией экономики.

Продолжается сотрудничество Русской Православной Церкви c различными ветвями и уровнями власти Российской Федерации. В частности, продолжаются консультации о сотрудничестве церковной и светской систем образования, о месте традиционной религиозной культуры в светской школе. Этим темам, в частности, была посвящена научно-практическая конференция "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования", организованная полномочными представителями президента Российской Федерации в Центральном, Приволжском, Южном федеральных округах, Министерством образования Российской Федерации, Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы и Межрелигиозным советом России. Надеюсь, что в наступающем году проблема осуществления прав граждан на получение полноценных знаний о своей религиозно-культурной традиции уже в средней школе приблизится к решению.

Кроме того, удалось найти взаимопонимание с властью в вопросах налогообложения религиозных организаций и оплаты ими электрической и тепловой энергии. Однако возникают и новые сложности. Так, по недавно принятому Земельному кодексу Церковь не может иметь в пользовании земельных участков даже тогда, когда ей переданы храмовые здания, на этих участках расположенные. Предлагается брать землю в собственность или аренду, но первое невозможно, если храм, стоящий на земле, остается собственностью государства как особо значимый памятник архитектуры, а второе вообще странно, поскольку речь идет о собственности, незаконно изъятой у Церкви после 1917 года. Надеемся, что этот узел будет "развязан" через консультации представителей Церкви и экономических ведомств, с помощью нашего парламента.

Были в уходящем году и события, огорчившие нас. К их числу можно отнести захват террористами заложников в Москве, вызвавший боль всей Церкви. В области межконфессионального сотрудничества 2002 год принес осложнения во взаимоотношениях с Римско-католической церковью. Это было связано с решением Ватикана повысить статус своих административных структур на территории России до уровня епархий. Нашу Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как подобные вопросы, на наш взгляд, нуждаются в предварительном обсуждении, тем более что в данном случае речь идет о создании полноценных структур католической церкви не на земле, никогда не знавшей Христа, но о стране с тысячелетней христианской историей. Попытки католических миссионеров вести проповедь среди россиян, большинство из которых либо крещены в Православии, либо принадлежат к Православию по воспитанию и культурной самоидентификации, расцениваются нами как прозелитизм, похищение душ. Хотелось бы надеяться, что наступающий год будет давать меньше поводов для озабоченности.

- Если вернуться к VII Всемирному Русскому Народному Собору... Скажите, рассматривалась ли на этом форуме возникшая в последнее десятилетие проблема резкого имущественного расслоения, когда более трети нашего населения прозябает в унизительной бедности? Какова в этой ситуации позиция Русской Православной Церкви?

- В Соборном слове - итоговом документе VII Всемирного Русского Народного Собора - отмечено, что причиной тяжелого социального положения и узкого имущественного расслоения являются не только чисто экономические факторы, но и крайне не благополучное нравственное состояние общества. Ибо именно из человеческого сердца вырастают преступная аморальность в экономике, бизнесе, жажда наживы любой ценой, коррупция, бесчестная конкуренция и все то, от чего мы так устали за последние годы.

Я глубоко убежден, что никакие экономические программы, никакие усилия государства не принесут нашей стране процветания, если не будут сопровождаться возрождением нравственной основы человеческой деятельности, если само общество не установит твердых и реально исполняемых правил поведения государственного служащего, предпринимателя, работника, словом, каждого участника экономических процессов.

- Вопрос нашего волгоградского читателя Александра Скачкова традиционен для предпраздничной почты газеты: "Как внятно объяснить детям то, что 1 января мы отмечаем начало 2003 года от Рождества Христова, а только спустя семь дней - сам праздник Рождества?" Скажите, насколько принципиальна приверженность Русской Православной Церкви старому календарю? Возможен ли в перспективе ее переход на новый стиль?

- Современное летосчисление ведется от года Рождества Христова, а не от самого события Рождества. Для церковного сознания календарный вопрос не является проблемным, а требование календарной реформы в настоящее время исходит, как правило, от далеких от Церкви людей, склонных подвергать пересмотру любые традиции. Кстати, по отношению к Церкви их требования не ограничиваются реформой календаря.

Вопрос перехода Русской Православной Церкви на новый стиль уже обсуждался в минувшем столетии. После введения григорианского календаря в Советском государстве в 1918 году Святейший Патриарх Тихон издал указ о переходе Церкви на обновленный юлианский календарь. При этом непереходящие праздники отмечались по григорианскому календарю, а метод исчисления дня Пасхи оставался таким же, как и ранее. Однако эта реформа не была воспринята церковным народом, и впоследствии все приходы Русской Православной Церкви вернулись к юлианскому календарю. И если сегодня большинство православного народа не принимает идеи подобной реформы, то от нее следует отказаться. Единство Церкви дороже решения календарных вопросов, поэтому я не вижу возможности перехода на новый стиль в ближайшем будущем и даже не считаю это целесообразным. Предметом первоочередной заботы Церкви является укрепление основ православной веры в жизни людей, чтобы они не где-нибудь, а именно в христианстве искали мотивацию своих поступков в личной, семейной, общественной, политической жизни.

- Для благочестивых православных семей Новый год не является каким-то искушением. А как быть в семьях, где есть и постящиеся, и не соблюдающие Рождественский пост? Позволителен ли, на ваш взгляд, для верующего человека бокал шампанского под звон кремлевских курантов?

- Новый год - это семейный праздник. Поэтому христианин должен определять свое поведение в этот день, помня слова апостола Павла: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор. 13. 13). В то же время апостол предостерегает нас: "только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал. 5. 13). Конечно, можно вместе с семьей разделить этот праздник, тем более что и в храмах 31 декабря и 1 января совершаются новогодние молебны.

- Каких надежд исполнены вы, уважаемый Владыко, в наступающем году? Что бы вы хотели пожелать читателям "Труда"?

- Хотелось бы пожелать читателям уважаемой газеты "Труд" с радостью встретить Новый год и праздник Рождества Христова. Надеюсь, что этот год будет для всех нас временем духовного роста, принесет мир и процветание в наше Отечество, благополучие и радость - в наши дома.

газета "Труд" от 31 декабря 2002 года



[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования