Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"SEMPER REFORMANDA": Старокатолики и старокатолицизм. Часть первая


Старокатолическая Церковь появилась в первой половине XVIII века в голландской епархии Утрехт. Сегодня понятие Старокатолической Церкви не означает одной деноминации. Старокатолическое исповедание-это целый ряд Церквей, которые свою экклезиальность основывают на католическом принципе апостольского преемства. Разница между Римо-католической Церковью и старокатолическими Церквами первоначально ограничивалось только неприятием юрисдикции римского епископа. С течением времени разница между Римом и старокатоликами, а также между самими старокатоликами начала углубляться.

Датой появления старокатолицизма считается 1724 год, когда канадский миссионер о. Доминик Варле, возвратившись из Персии (где он служил как епископ Вавилонский) согласился поставить во епископы голландского священника Корнелиуса Ван Стееновена, несмотря на противодействие апостольского престола. Возведение Стееновена в епископское достоинство иерархом, которому грозила экскоммуникация (отлучение от причастия) означала схизму, раскол. Естественно, все-таки состоявшийся ингрес (поставление) нового епископа повлекло за собой анафему со стороны новоизбранного Папы Бенедикта XIII как на о. Варле, так и на тогдашнего главу епархии, епископа Утрехтского. Тогдашнее отделение этой епархии от Римо-католической Церкви и положило начало новой деноминации - Старой Римо-католической Церкви.

События 1724 года вместе с тем  не следует рассматривать как единственную причину отделения епархии. Уже за 150 лет до этого Голландия пошла путем независимости от Рима.

Борьба голландской церкви

Начало выхода церкви в Нидерландах из под юрисдикции Рима следует отнести ко времени так называемой восьмидесятилетней войны (1568-1648), в результате которой Нидерланды обрели независимость от испанской ветви Габсбургов, под властью которых оставались нынешние Бельгия и Люксембург. В борьбе за независимость существовала и религиозная составляющая: в Голландии преобладал кальвинизм и общество здешнее активно желало свергнуть владычество католической династии. Кальвинисты были душой этого движения.

События второй половины XVI века в этом регионе были связаны с удивительным парадоксом. Карл V Габсбург император Священной Римской империи позволил открытую деятельность протестантов на территории западноевропейского побережья, считая, что это будет полезным для поддержания спокойствия в этих местах. Такая позиция австрийских Габсбургов усилила позиции протестантов в нидерландских провинциях. Таким образом, Нидерланды выпадали из сферы влияния католической монархии, постепенно становясь новым государством - Республикой Соединенных провинций.

Папа Римский, разумеется, не поддерживал этого стремления к независимости. Но заявил о праве Габсбургов на эти территории. Но здесь мнение Папы значило все меньше и меньше. Большинство населения Соединенных провинций принадлежало к Евангелическо-реформатской Церкви с началом XVII  века сюда стали прибывать французские кальвинисты, а также католические теологи, симпатизировавшие т.н. янсенизму, движению близкому к кальвинизму (католический теолог Корнелиус Янсений провозглашал, помимо прочего, и Божественное предопределение). Взгляды Янсения стали быстро популярными среди голландских католиков, а их влияние способствовало освобождению местной католической мысли от римского влияния. Весь XVIII век для
голландского католицизма прошел под знаком постоянных обвинений Рима в
янсенизме и расколе, приводившего к конфликтам на уровне епископата.

Формирование старокатолических Церквей можно представить в виде процесса из трех стадий. Первая - появление самостоятельной Утрехтской епархии, вторая - события после I Ватиканского Собора и создание т.н. Утрехтской унии. Третья - создание группы религиозных общин, объединенные названием "старокатолические", по тем или иным причинам отвергающие верховенство римского Папы.

Первая стадия: независимость от Матери-Церкви

Собственно  до 1854 года голландские епископы Утрехта считались Римо-католическими иерархами. Старокатолицизм на первом этапе его существования характеризуется полным принятием доктринальных и дисциплинарных постановлений Тридентского собора, верность Риму. При одновременном возведении на епископский пост кандидатов, не признанных Святым престолом.

Старокатолическая Церковь Нидерландов сегодня именуемая Старокатолической
Церковью Голландии, первоначально именовалась Римо-католической Церковью
староепископского клира. Понятие Цстаро" не относилось к исповедальной характеристике Церкви, а исключительно означало подчинение Утрехта той администрации Римо-католической Церкви в этом регионе, которая существовала в этом регионе до начала XVII века, когда произошел административный конфликт с Римом. Именно наличие во главе епархии отлученных иерархов можно считать единственным признаком самостоятельной экклезиальности. Таким образом, период до  I Ватиканского собора можно обозначить, как время создания "материнской" старокатолической Церкви для следующих по времени создания общин, многие из которых порвали с Римом, но затем вошли с ним в унию

Стадия вторая: I Ватиканский Собор и Утрехтская уния

Появлению новых старокатолических общин и вхождению старокатолицизма в новую стадию развития способствовал I Ватиканский собор ( 1869-1870), а именно его догматическое установление о безошибочности (непогрешимости) Папы, а также провозглашение Пием IX  догмата о непорочном зачатии девы Марии. Либерально настроенные католики при поддержке духовенства и профессоров теологии преимущественно из Германии и Швейцарии выступили против соборных установлений.

Не следует думать, что взгляды противников догматических нововведений сталкивалась исключительно с неприятием сторонников оных. Напротив, отцы собора терпеливо и внимательно выслушивали альтернативные мнения касательно безошибочности Папы. Стороны проявляли взаимную терпимость, хотя доклад епископа Дьяковора ( Босния) Йозефа Штроссмайера, публично призывавшего иерархов отвергнуть догмат о безошибочности Папы был выслушан под шепот удивления.

Штроссмайера поддержали,в основном либералы. А вот горячим сторонником догмата о безошибочности проявил себя архиепископ Вестминстерский Дж. Маннингс, несмотря на давнюю тягу католической Церкви Англии к фактической широкой автономии. Следует напомнить, что этот иерарх, как и другие участники соборных сессий, хорошо помнили события последней революции во Франции. Соборные отцы также помнили и то, что в этот трудный для католицизма период престиж Рима как апостольской столицы резко возрос с учетом растущего во Франции либерализма.

В начале XIX века в гомилетике и в католических публикациях, Рим многократно отождествляется с католицизмом. В противовес волне перемен в европейском мировоззрении и традициях в Европе все активнее пишется о ценности папства с большим сочувствием. О понтифике говорится как о символе единства, столпе католической веры. Активно муссируется мысль о нем, как о наследнике св. Петра, признается, что именно усиление позиции Папы, поможет сохранить жизнь Церкви.

"Большинство отцов Собора, - пишет современный либеральный богослов Ганс Кюнг, - сформировалось в эпоху реставрации. Антипросвещеннического и антирационалистического романтизма, когда европейское общества после краха революций и бонапартизма, оказалось охваченным безудержным желанием спокойствия и порядка, тоской по добрым старым временам христианского средневековья, когда никто, кроме Папы не мог представлять религиозного обоснования, служащего для поддержания религиозно-политического статус-кво".

В своей известной работе "Безошибочный?" Ганс Кюнг причину появления догмата о безошибочности Папы видит  в специфических культурных установках отцов собора. Понятно, что подобные взгляды отнюдь не подрывают истинности утвержденного в 1870 году догмата. Но с другой стороны и не следует думать, что его противниками были исключительно либералы и антифундаменталисты. Так среди противников догмата оказался ни кто иной как епископ Игнай фон Деллигер - ультраконсевативный католик, известный неприязнью к протестантам и либералам. В 1870 году Деллингер стал представителем новой волны старокатолического богословия. Характерно, что догмат о безошибочности тогда отвергли 65 епископов, 21 архиепископ ( среди них несколько
кардиналов и примасов). Все они представляли элиту тогдашнего богословия.

Противники соборных постановлений вовсе не планировали отойти от католической Церкви. напротив, они проповедовали возможность сохранения католической веры при одновременном разрыве с Римом. Самым большим шоком для участников собора стало известие, что с догматом не согласился Деллингер. Последний был известен своими острыми публикациями против смешанных браков с протестантами, и протестантизма вообще. Он активно поддерживал связь с тем крылом Англиканской Церкви, которое намеревалось вернуться в лоно Рима. И вдруг этот иерарх оказался в рядах принципиальных оппонентов апостольского престола.

Ян Канты-Скупински,
"SEMPER REFORMANDA" (Перевод Портала-Credo.Ru, с незначительными сокращениями)

9 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования