Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ": В РПЦ МП стихийно растет почитание Ивана Грозного


В последнее время одной из наиболее обсуждаемых тем в среде православно-патриотической общественности стала тема о необходимости официального всецерковного прославления первого русского царя Иоанна IV и старца Григория Ефимовича Распутина – духовного Друга последней царской семьи. У такой идеи, как и следовало ожидать, наряду с горячими сторонниками есть непримиримые противники.

Так, например, только в 2002 году патриарх Московский и Всея Руси Алексий II трижды обращался к этой проблеме. Причем делал он это в крайне агрессивном и нетерпимом тоне.

10 июля 2002 года в интервью ИТАР-ТАСС он заявил, что распространяемые в России многочисленные иконы царя и старца – "это очередная попытка внести разделение в среду православных верующих… Нельзя прославлять одновременно и убиенных, и их убийц. В противном случае пришлось бы деканонизировать святителя Филиппа, митрополита Московского, который был задушен Малютой Скуратовым по приказу Иоанна Грозного".

Что же касается Григория Распутина, то, по его словам, он "помогал наследнику цесаревичу преодолевать тяжелую болезнь – гемофилию". В то же время, он "дискредитировал монархию и последнего русского императора, чем и воспользовались враги Отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России", – отметил Святейший.

Это уже не первое высказывание патриарха по поводу непрерывно растущего в последние годы народного почитания царя Иоанна и старца Григория. В прошлом году, обращаясь к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2001 года, Алексий II сказал буквально следующее:

"Годы безбожия не прошли бесследно. Как мы видим сегодня, вытравить веру они не смогли, зато временный насильственный религиозный вакуум заполнился суевериями. Многие люди, искренне считающие себя православными верующими, остаются на уровне языческого сознания…

Необходимо сказать об одном темном пятне нашей действительности. В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, "икон" царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляют молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, "с черного хода" канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию.

Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам.

Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых? Если же эти люди действуют не вполне осознанно, а подчиняясь своим эмоциям, своей жажде сильной власти, олицетворяемой Иваном Грозным, своему стремлению увидеть в России наконец порядок вместо того морального и криминального беспорядка, в котором мы все еще находимся, то им бы следовало понять одну элементарную истину, много раз доказанную всей человеческой историей.

Несправедливость и зло невозможно победить, искоренить внешним насилием и другим злом. Жестокостью и насилием, которые сами по себе есть зло, но которые иногда используются для достижения якобы добрых целей, можно на какое-то время ограничить проявления зла; страхом можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножаться, будучи недоступным внешнему давлению. Корень зла не вовне, а внутри человеческой души, в отсутствии или искажении моральных ценностей, в греховной воле, в потемнении сознания. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу".

НЕ СЛИШКОМ ЛИ МНОГО ПРОВОКАТОРОВ?

В этих высказываниях первосвятителя любого непредвзятого христианина поражает их полная бездоказательность. Все те, с позволения сказать, "аргументы", которыми пользуется патриарх, взяты из трудов недоброй памяти корифеев "исторического материализма", да из школьных учебников истории, изданных в советскую эпоху. Так, например, сегодня любому мало-мальски грамотному историку прекрасно известно, что за все время огульной травли царя Иоанна ни один из его ненавистников не сумел предъявить никаких документальных свидетельств того, что митрополит Филипп был умерщвлен по приказу государя.

Беспристрастным исследователям столь же хорошо известно, как и кем создавался миф о "безнравственности" Григория Распутина. Об истинном облике старца и о масонских авторах этой провокации написано множество статей, публикованных в газетах и журналах самой разной политической и идеологической ориентации. Этой теме посвящены целые книги, приобрести которые сегодня без труда может любой желающий.

В связи с этим особенно прискорбно сознавать, что первосвятитель Русской Церкви позволяет себе делать столь резкие заявления, столь серьезные выводы, основываясь на откровенно недостоверной информации. При этом преподносятся они совершенно безапелляционно, как истина в последней инстанции, несмотря на то, что даже среди самых видных современных иерархов Русской Православной Церкви и всенародно почитаемых старцев есть представители совершенно иной точки зрения, искренние и горячие почитатели царя Иоанна и старца Григория.

Такая вопиющая необъективность вызвала множество возмущенных откликов наших читателей.

"Дискуссия, ведущаяся вокруг церковного почитания таких исторических личностей, как Григорий Распутин и Иван Грозный, является, на мой взгляд, важной духовной проблемой современности, – пишет нам, например, Вячеслав Прокофьев из Екатеринбурга". – И здесь позиция, занятая нашим патриархом, вместо умиротворения и взаимной терпимости вносит, увы, соблазн и вражду, противопоставляя верующих друг другу.

Сам я с большим благоговением чту память как старца Григория, так и Грозного царя Иоанна IV. При этом я совершенно не согласен с тем, чтобы меня считали из-за этого провокатором и врагом Церкви. Знаю, что множество моих знакомых имеет такое же сердечное расположение.

В чем же мы виноваты? Мы не стремимся навязывать кому бы то ни было свои религиозные чувства в этом вопросе. Мы не дерзаем нарушать церковные каноны: на Литургии подаем записки "о упокоении души" рабов Божиих Иоанна и Григория, и лишь в своем келейном молитвословии прямо обращаемся к ним за помощью и защитой, сердечно веруя, что у Господа на небесах они уже давно прославлены.

И таких, как мы, немало. Свидетельством тому являются многочисленные списки икон Ивана Грозного и старца Григория, а также разнообразные молитвы к ним, даже акафисты, находящихся в келейном употреблении у народа Божия.

Наше почитание сих угодников Божиих вполне сознательно. Так зачем же патриарх оскорбляет нас, публично называя провокаторами и врагами Церкви (в лучшем случае – маловерующими людьми) и при том даже не пытаясь вступить в дискуссию по существу вопроса?

Что-то частенько в последнее время наше церковное начальство ссылается на злонамеренных провокаторов. То объявит таковыми противников ИНН, то нас, грешных, сердечно почитающих, по мере своих слабых сил, непрославленных пока всецерковно угодников Божиих. А откровенных врагов веры и Церкви – растлевающих народ и глумящихся над его святынями – награждает церковными орденами.

Странно все это…"

Скажем сразу, что "Русь Православная" вполне разделяет беспокойство, высказанное в письме Вячеслава Прокофьева. Действительно, воззрения церковных "низов" и некоторой части высокопоставленных иерархов на целый ряд важнейших духовных проблем современности сильно расходятся. Не в последнюю очередь это связано с тем, что представители нашего священноначалия зачастую пытаются грубо навязать пастве свое видение той или иной проблемы как единственно верное. Представить свою точку зрения как истину в конечной инстанции и не допустить ее публичного обсуждения.

Такие попытки провозгласить патриарха (или шире – епископат в целом) единственным носителем и толкователем церковных истин являются откровенным подражанием католицизму с его пресловутым догматом о папской непогрешимости. Они неизбежно сопряжены с отвержением православного духа соборности. Чреваты пагубным духовным застоем и торжеством мертвой схоластики. Грозят нам серьезными церковными нестроениями и конфликтами…

НЕНАВИСТНИКИ РУССКОЙ СВЯТОСТИ

Но о церковном почитании Ивана Грозного и Григория Распутина поговорить, несмотря на все препятствия, все же стоит.

Почитание это, несмотря на все протесты и запреты церковного начальства, растет и ширится. Так же точно лет пятнадцать назад начинался и процесс прославления Святых Царственных Страстотерпцев. Московские церковные бюрократы с легкой руки своих тогдашних кураторов из ЦК и КГБ продолжали кощунственно именовать Царя-Мученика "Николаем Кровавым", а согбенные православные бабушки по ночам тихо плакали над его потертыми фотографиями и смиренно просили – "царю-мучениче Николае, моли Бога о нас, грешных".

И Господь призрел на старушечьи слезы, а громогласье начальнического кощунства отверг и попрал. И угодника Своего, царя Николая с семьей – прославил. И вот теперь мы можем наблюдать картину, сколь назидательную, столь и печальную: те же самые иерархи, которые десять лет назад всячески хулили царя, ныне возносят ему, официально канонизированному Русской Православной Церковью, хвалы и моленья.

Кто знает, не случится ли того же самого с Григорием Распутиным и Иваном Грозным?

Впрочем, до этого, по всей видимости, еще далеко. Сегодня вся ненависть посрамленных цареборцев и русофобов сосредоточилась на Грозном царе и Распутине. Еще бы! Как же им не ненавидеть сих угодников Божиих? Ведь царь Иоанн IV – первый Помазанник Божий на русском престоле, создатель и устроитель централизованного русского государства, приявшего на себя всю тяжесть промыслительного служения Третьего Рима. Он, называвший сам себя "игуменом всея Руси" – ярчайший пример непреклонной царской воли, противостоящей всяческой крамоле. Пример "удерживающего", решительно попирающего злодейство и измену, готового во славу Божию без колебаний обрушить на врагов Христовых всю силу и мощь российской государственной машины.

Великое значение его царствования для русской исторической судьбы признавали, кстати, все мало-мальски непредвзятые исследователи. Даже такой недоброжелатель Грозного царя, как писатель А.К.Толстой вложил, тем не менее, ему в уста замечательные слова, обращенные, кажется, прямо к нынешним ненавистникам Иоанна IV:

"Не на день я, не на год устрояю

Престол Руси, но в долготу веков;

И что вдали провижу я, того

Не видеть вам куриным вашим оком"

Так же и старец Григорий – оклеветанный и оболганный врагами России, Николая II и нашей святой веры – страшен нынешним церковным либералам как живой символ нерушимого, мистического единства Православного Царя со своим народом. Единства, разрушить которое они так и не смогли. И даже убив их обоих – венценосного государя и простого русского мужика – христоненавистники потерпели в результате сокрушительное духовное поражение, которое доселе позволяет нам надеяться на грядущее воскресение Святой Руси во всей славе ее державного величия и православного благочестия.

Потому-то и чтут православные Григория Ефимовича Распутина, Друга царева и молитвенного хранителя Наследника-Цесаревича. И среди таких почитателей подавляющее большинство – отнюдь не "провокаторы и враги Церкви", к каковым нас желает почему-то причислить патриарх Алексий. Среди нас, например, недавно усопший старец Николай Гурьянов, знаменитый на всю Россию. О том, что он чтил Распутина, держал у себя в келии его икону и даже предсказывал его скорое прославление, поведала миру не какая-нибудь малотиражная "черносотенная" газета, а самый что ни на есть респектабельный и либеральный телеканал RENTV, посвятивший этому 10 мая 2002 года специальный сюжет в вечерней программе новостей "24".

СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ…

Особенно печально, что травля почитателей памяти Иоанна Грозного и Григория Распутина сочетается в нашем священноначалии с откровенным угодничеством перед нынешней антирусской государственной властью, перед воровской, богоборческой "элитой" современной России, состоящей в подавляющем большинстве из инородцев и иноверцев.

"Я был просто потрясен одним сообщением, которое я прочел в какой-то старой газете, – пишет Вячеслав Прокофьев. – Там говорилось, что 25 апреля 2002 года главный редактор "Известий" Михаил Кожокин был награжден Русской Православной Церковью орденом святого Благоверного князя Даниила Московского. И награду ему в торжественной обстановке вручал не кто-нибудь, а лично Патриарх Алексий II. Я начал искать "Известия". Нашел, наконец, нужный номер. Газета пишет: "церемония награждения продолжилась разговором о наиболее актуальных проблемах российского общества. Патриарх Алексий высоко оценил деятельность газеты "Известия", особо отметив ее объективность и ответственность, пожелал журналистскому коллективу и главному редактору новых достижений во благо Отечества".

В Интернете я вычитал, что орден святого Даниила был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27-28 декабря 1988 г. в память 1000-летия Крещения Руси. Им награждаются "как духовные, так и светские лица, много сделавшие для возрождения духовной жизни России". И вот я хочу через вашу газету спросить у Его Святейшества: какие такие заслуги в духовном возрождении России усмотрел он в деятельности откровенно прозападной и проеврейской, антирусской и антиправославной газеты "Известия"?

Достаточно даже самым беглым образом просмотреть подписку этой газеты, чтобы убедиться в ее откровенно вредительском характере. Стоило, например, Москве возмутиться усилением католической агрессии, как "Известия" глумливо заявили: "Раздача благодати должна производиться на общих основаниях свободной конкуренции – и зачем же с Ватиканом делать исключение?"(14.02.2002). "В основе борьбы – власть и собственность.. Трагедия состоит в том, что РПЦ не хочет признать очевидной истины: в России не может быть главной церкви… Любая борьба против католиков выглядит как политический лоббизм… Воцерковление оказалось воЦИРКовлением, клоунадой, фарсом. Чистая вера честных христиан оказалась запятнанной попытками политических игр самой церкви… России надо сделать решительный шаг к расцерковлению" (24.04.2002)

Каково? Показательно, кстати, что все вышеприведенные цитаты принадлежат авторам-евреям. И что бы им не озаботиться проблемами родной синагоги? Нет, поди ж ты – все тянет поучить православных, как им надо жить.

Кстати, стремление Русской Православной Церкви усилить свое влияние на общество "Известия" комментирую так: "Церковь тянет к власти" (26.01.2002), "религиозное государство изжило себя в принципе… религия у нас законодательно отделена от государства и этого отделения никто не отменял" (24.04.2002).

А вот как радуется "объективная и ответственная" – по словам нашего патриарха – газета неудачей, постигшей замысел верующих в городе в Новомосковске Тульской области. Там православные активисты попытались при поддержке местной епархии перепрофилировать одну из местных школ в православную гимназию. Но не вышло, проект зарубили под предлогом того, что школа эта (кстати, просто разваливающаяся на глазах) государственная, а в России государство от Церкви отделено. "Родители отстояли право детей быть атеистами, – ликуют "Известия"(19.04.2002). – Отстояли их право учиться без обязательных совместных молитв, уроков Закона Божия и целования рук… Это первый случай, когда местная общественность в споре с церковью сумела отстоять свои интересы… противостать насильственному приобщению к православию"…

Не менее активно способствует награжденная Алексием II газета и нравственному растлению русского народа. Вот, скажем, в Иркутске местные законодатели решили разработать закон "О нравственном здоровье молодежи". Казалось бы – благое начинание: сегодня на 100 молодых женщин приходится всего 126 рождений при том, что для простого воспроизводства населения требуется не менее 216. А из каждой тысячи браков 573 заканчиваются распадом семьи, разводом. Под влиянием пропаганды жестокости и разврата в СМИ растет молодежная преступность, заболеваемость венерическими болезнями, наркомания…

Но у "Известий" другой взгляд на проблему. Газета глумливо подшучивает над "тупыми" представителями местных властей, "некоторые из которых полагают, что начинать бороться с негативными явлениями надо не с повышения уровня жизни, а с морали… лихо ставя на одну доску алкоголизм, наркоманию и половое воспитание школьников… легкомысленное отношение к абортам". И тут же, для вящей убедительности, дает специально подобранный ряд комментариев, авторы которых утверждают: "Запрет на аборты нарушает конституционные права… Не сделает молодая девочка аборт – на что она ребенка будет кормить?.. Аборт – это неизбежная в нашем обществе вещь" (23.04.2002).

И главного редактора такой-то грязной газетенки наш патриарх награждает церковным орденом? Да еще "особо отмечает" ее "объективность и ответственность"? Это ли не цинизм, не политиканство? О, Господи! Доколе Ты будешь терпеть поругания, наносимые Церкви Твоей святой Ее же высокопоставленными служителями?"

***

Это возмущение В.Прокофьева сегодня разделяют множество русских православных людей. Но для того, чтобы исправить положение, одного возмущения мало. Так, например, вполне очевидно, что в вопросе прославления Ивана Грозного и старца Григория ревнители православного благочестия столкнутся с сильнейшим сопротивлением высокопоставленных представителей современной церковной бюрократии. Потому нам необходимо научиться ясно и убедительно аргументировать свою позицию как с исторической, так и с канонической, богословской точек зрения.

Вот и нынешний выпуск альманаха "ЦарьГрад" задуман как сборник материалов, которые должны помочь восстановлению исторической и духовной правды о первом русском Царе Иоанна IV, его державных деяниях и их великом значении в нелегкой русской судьбе.

Господи, благослови!

Константин Душенов, "Русь православная"

От редакции "Портала-Credo.Ru": Вновь напоминаем нашим уважаемым читателям, что публикация того или иного "идеологически окрашенного" материала в рубрике "Мониторинг СМИ" отнюдь не означает, что редакция полностью солидаризуется с его содержанием. Наша задача - дать максимально полный обзор публикаций на актуальные темы религиозно-общественной жизни.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования