Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Бои за души театралов.
В Москве завершился IV фестиваль "Золотой витязь"


За 18 дней работы Международного театрального форума свои спектакли показали коллективы из Эстонии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Белоруссии, Украины и, конечно же, России. Соль программы должна была составить русская классика, поставленная в традициях русского психологического театра. На деле все получилось... по-разному.

В Москве проходят десятки театральных фестивалей. От престижных "Золотой маски", "Net", "Новой драмы" до конкурсов школьных театров. И каждый фестиваль за что-то и с кем-то борется, кому-то что-то доказывает, выдумывает громкие слоганы, чтобы привлечь к себе внимание прессы и зрителей. Но "Золотой витязь" всех превзошел в патетике. На пресс-конференции главный идеолог форума Николай Бурляев объявил, что фестиваль – не больше, не меньше, как "бой за душу человека".

В празднично оформленном буклете фестиваля и в речах собравшихся на пресс-конференции членов жюри (его возглавляли актрисы Зинаида Кириенко, Ада Роговцева и младший сын Бурляева – Илья) было столько высокопарных слов – "духовность", "нравственность", "патриотизм", "православие", "высокие гуманистические идеалы", что заранее насторожило. К счастью, программа форума оказалась гораздо интереснее, чем заявления организаторов. Наряду с духовными спектаклями православных театров "Глас" и "Камерная сцена" можно было увидеть самые обычные светские комедии, порой весьма фривольного содержания.

В выборе театральной формы "Золотого витязя" тоже бросало из крайности в крайность. В одних спектаклях на сцене разворачивались настоящие богослужения: с целованием икон, пением молитв, свечами, актерами, ряжеными священниками и частыми крещениями ("Необойденный дом", "Лето Господне"), так что впору было устраивать дискуссии: этично ли на сцене "играть в церковь"? А были и другие постановки, с чертовщиной и безобразиями. Так, в кукольном спектакле "Ревизор" мытищинского театра "Огниво" заседание чиновников напоминало шабаш на горе Блоксберг, герои каркали и заливались сатанинским смехом, Хлестаков опорожнял желудок, а полуголые дочь и жена Городничего – в чулках и стрингах – демонстрировали неприличные части тела и даже близко не напоминали монашек. Если бы не благочестивый финал – с приходом "высшего" ревизора, молитвами и похоронами грешных кукол под досками сцены, – этот спектакль можно было бы считать чистейшей "дьяволиадой".

Разумеется, не все постановки "Золотого витязя" заслуживают мало-мальски подробного рассказа. Скажем, сербская программа – моноспектакли "Записки сумасшедшего" по Гоголю и "Мемуары протоирея Матвея Ненадовича" в исполнении 80-летнего Павле Илича – вводила в дрему даже жюри.

Победителями в этом году стали московские спектакли. Главные призы – "Золотых витязей" получили "Мертвые души" Театра им. Маяковского (номинация "Драма, большая форма"), "Белые ночи" Мастерской Петра Фоменко и моноспектакль Нины Добриковой "На переправе" (они поделили первое место в номинации "Драма, малая форма"). Детское жюри в этом году проявило неожиданную строгость: впервые в номинации "Театр для детей" "Золотой витязь" не присуждался никому.

На торжественной церемонии награждения в Театре Российской Армии самые опытные актеры форума Владимир Зельдин и Людмила Касаткина, Юрий Соломин были удостоены медалей "За выдающийся вклад в театральное искусство".

Евгения Шмелева

7 ноября 2006 г.

На фото: Один из обладателей "Золотого витязя" – спектакль "Белые ночи".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования