Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": Кипящий котел. Межнациональные и межрелигиозные конфликты как угроза федерализму в России


В последнее время российская политическая элита и общественность были вынуждены обратить внимание на межнациональные и межрелигиозные конфликты, возникающие с опасной частотой практически на всей территории страны.

Десятилетия тоталитарного режима и политическая эйфория, охватившая российское общество после развала СССР, способствовали забвению многих исторических реалий. В годы советской власти говорилось много парадных слов о вечной дружбе и братстве народов, населяющих страну. Идеологи единственной правящей партии подчеркивали, что все народы равны, проблем в их взаимоотношениях нет и не может быть. Этот тезис укоренился в сознании большинства населения России, хотя государственная идеология очень часто выдавала желаемое за действительное.

Но из памяти поколений невозможно вытравить историю предков. Из поколения в поколение еврейский народ хранит память об изгнании с родной земли и трагедии холокоста. Армянам никогда не забыть турецкий геноцид. В истории Российской империи и сталинской диктатуры тоже есть немало примеров репрессий по национальному признаку. Люди старшего возраста помнят времена, когда власть решала межнациональные проблемы с позиции силы, а не права. Еще не стерлись воспоминания о депортации целых народов -- крымских татар, чеченцев, ингушей и т.д., когда целые нации объявлялись врагами народа. Эти трагедии не могли не повлиять на формирование общественного сознания представителей народов, подвергшихся гонениям.

Советский режим просто на время законсервировал болезнь национализма, и как только появились условия, "заморозка" отошла. Перестройка и неподготовленный переход от плановой экономики к рыночной принесли большинству населения в основном невзгоды и проблемы. В регионах начались первые народные волнения. Чтобы заглушить их, политики, получившие власть в России в начале 90-х годов, предложили самый популистский способ. Регионам, особенно тем, где компактно проживали представители национальных меньшинств и уже появились столкновения на национальной почве, было предложено "брать суверенитета сколько угодно".

Региональные элиты приветствовали этот дар: они получили возможность увеличить свою власть и благосостояние. Нувориши увидели реальную возможность обезопасить себя лично и свой капитал от возможных преследований со стороны федеральных правоохранительных органов. Большинство населения первоначально тоже восприняло такое предложение с восторгом, поверив лозунгам и посчитав, что жизнь станет лучше, так как теперь не нужно будет платить "дань" центру.

Но "полный суверенитет" не привел к повышению жизненного уровня большинства населения этих регионов. Для местных властей сложилась взрывоопасная обстановка. И в этот трудный для себя час местные элиты в ряде бывших автономных республик, чтобы обезопасить себя от справедливого народного недовольства, обратились к проблемам прошлого, подняв знамя национализма.

В отдельных регионах с этнически смешанным населением власти стали "напоминать" представителям так называемых титульных национальностей, что все беды и несчастья в их жизни -- результат "векового гнета" русских и несправедливости российских и советских властей по отношению к национальным окраинам. В подтверждение приводилась масса негативных фактов из истории Российской империи и СССР.

В итоге в этих регионах началось притеснение, а затем и изгнание "чужаков", которыми в первую очередь оказались русские, а потом и представители других национальностей. Они потеряли кров и работу, а заодно и возможность терпимого отношения к своим бывшим соседям, которые подвергли их насильственной депортации "в отместку за ошибки предков".

Последовавший кризис региональных экономик способствовал ликвидации целых отраслей, возникновению массовой безработицы, развалу социальной системы и резкому обнищанию большей части местного населения. И оно ринулось на заработки в центральные районы России, в те края, где уровень жизни был выше, а условия проживания цивилизованнее.

В первую волну мигрантов из отдаленных регионов попала наиболее высококультурная часть населения, которая смогла успешно адаптироваться к обычаям и культуре на новом месте жительства. Но следом за ними свою традиционную среду обитания покидали и другие: безработные, люди не имеющие специального образования, представители беднейших и наименее защищенных слоев. Им оказалось гораздо труднее воспринять новую для них культуру, новые формы общественных взаимоотношений, новые порядки общежития и правила поведения. Именно эти люди привнесли в места нового проживания определенные проблемы, на которые местные власти вначале не обратили серьезного внимания. А негативные последствия оказались очень серьезными.

Местное население с настороженностью и озабоченностью восприняло факт появления мигрантов, особенно представителей других национальностей. Местные жители увидели в них конкурентов на рынке труда, готовых работать за меньшую зарплату и без социальных гарантий. Раздражало и не всегда адекватное поведение мигрантов в местной социальной среде. Мигрантов в свою очередь стали подвергать остракизму за особенности традиционной культуры, характера и обычаев, которые они пытались сохранить.

Встречая негативное отношение со стороны местного населения и властей и стремясь выжить на новой территории, мигранты были вынуждены держаться сообща. Опираясь на свои этнические традиции и родственные связи, они создали диаспоры на местах своего нового проживания. К сожалению, в ряде случаев эти структуры не всегда защищают свои права в рамках закона.

Масло в огонь противостояния местных жителей и приезжих подливало поведение местных органов власти, которые, с одной стороны, за взятки решали многие вопросы в пользу мигрантов, а с другой -- наоборот, притесняли мигрантов по малейшему поводу, тем самым провоцируя их дальнейшее неадекватное поведение.

Следующим ударом по системе межнациональных отношений стала спровоцированная политическими авантюристами война в Чечне, принесшая смерть и горе десяткам тысяч ни в чем не повинных российских граждан различных национальностей. События в Чечне вызвали волну негативного отношения ко всем мигрантам из республик Северного Кавказа. Это отношение во многом формировалось средствами массовой информации и местными органами власти, которые используют постыдный термин "лицо кавказской национальности".

Кроме того, в 90-е годы федеральный центр и региональные власти недооценили внутреннего противостояния в республиках Северного Кавказа. Не секрет, что в каждой из них есть влиятельные кланы и привилегированные группы, в разное время получившие от центра властные функции. Их роль в дестабилизации положения потенциально опасна, поскольку они готовы пойти на все, чтобы сохранить свое положение. Отсюда истоки кумовства, укрывательства преступлений, коррупции.

Кавказский регион исторически был и сегодня остается зоной повышенного внимания со стороны различных государств и международных военно-политических и экономических структур, всерьез заинтересованных в дестабилизации политической и социально-экономической ситуации в регионе. Для достижения своих целей они используют местные сепаратистские силы, вдохновляя, спонсируя и прикрывая их деятельность на международном уровне. Участившиеся теракты и атаки боевиков в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и ряде других республик -- тревожные признаки того, что Северный Кавказ по-прежнему остается бомбой замедленного действия.

Идеологическая среда и почва для взрыва подспудно кипящего кавказского котла -- справедливое недовольство населения, оказавшегося в труднейших социально-экономических условиях. Молодежь, не получившая должного образования, не имеющая работы и лишенная жизненного опыта, попадает под влияние идеологов национализма и сепаратизма. Нельзя не отметить, что терроризм и национализм на Северном Кавказе приобрели одинаковую окраску. Как правило, все террористические акции проходят под лозунгами национализма и превратно понятых религиозных догм.

С момента зарождения цивилизации большая часть человечества живет согласно религиозным учениям. Дело ученых и теологов сравнивать основные постулаты разных конфессий. Важно, чтобы никто не оспаривал право людей исповедовать любую веру или не исповедовать никакой, и их равноправие, не зависящее от принадлежности к той или иной конфессиональной или этнической группе.

Но последние события показали, что есть силы, стремящиеся к переделу мира на основе борьбы конфессий и утверждающие, что именно противостояние мировых религий может привести к новой мировой войне. До сих пор вспышки межконфессионального насилия часто провоцировались правящими группами, а простые верующие оказывались орудием и жертвой. В годы гонений и погромов простые люди, веками, несмотря на разную веру, жившие в дружбе с соседями-иноверцами, спасали их от смерти.

Сегодня мир стали пугать исламом, подводя под это научное обоснование. Широко известна теория о заговоре исламского мира против других религий и цивилизации вообще, которую тиражируют на Западе. Между тем ислам -- одна из великих глобальных религий, и в ее учении нет понятий войны и насилия. Да, исламская культура отличается от других. Но агрессивную окраску исламу придают фундаменталисты, которые пользуются верой в корыстных целях.

Еще недавно наша страна жила в условиях тоталитарного строя, принудительно проповедовавшего атеизм. Но исторически в России мирно уживались самые разные религии. На улицах российских городов можно увидеть рядом православные храмы и мечети, католические соборы и синагоги. В современном российском обществе религиозные свободы стали реальностью. Нельзя не отметить вклад религиозных деятелей в нравственное воспитание населения, в сохранение культурных и исторических ценностей. Получив долгожданную свободу деятельности, конфессиональные объединения играют все более активную роль в общественно- политической жизни. Авторитет их лидеров возрос как никогда ранее. Я и мои коллеги по Совету Федерации от республик Северного Кавказа и других регионов, где компактно проживают мусульмане, с большим уважением относимся к инициативам Совета муфтиев, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, общероссийской общественной организации "Аль-Хак" ("Справедливость"), направленным на борьбу с национализмом, экстремизмом и терроризмом.

Но реальностью стали и межрелигиозные конфликты. Часто при попустительстве властей за них выдаются обычные бытовые противоречия. События последних лет показывают, что в нашей стране появляются реальные силы, разжигающие религиозную рознь. В основе идеологии новых религиозных фанатиков и экстремистов лежат те же опасные постулаты, что и у крайних националистов: расизм, превосходство одной религии над другой, возможность использования силы для достижения своих антигуманных целей. В результате религией оправдывается и прикрывается деятельность сепаратистских и террористических организаций.

В конце 90-х годов на территории Чечни, прикрываясь исламом, хозяйничали религиозные фанатики, воспитанные за границей. Под их влиянием "иноверцами" в республике объявили всех, кто был против разъединения с Россией. Они звали нацию к самоизоляции, к завоеванию соседних территорий, введению шариатского суда, отрицающего цивилизованные нормы права, превращению Чечни в "исламский халифат" и введению арабского языка как государственного. Разве к этому призывает своих истинно верующих Коран? Случись то худшее, к чему призывали наш народ религиозные экстремисты и сепаратисты, мы были бы отброшены далеко в прошлое, на обочину прогресса человеческой цивилизации.

В самое сложное для республики время знамя борьбы против фанатиков-фундаменталистов и реакционеров-сепаратистов поднял именно муфтий -- Ахмат Кадыров. Весь свой авторитет религиозного деятеля он использовал для того, чтобы сохранить нацию, вывести ее из кризиса, чтобы защитить устои и традиции, основанные на дружбе и уважении к другим народам.

Очевидно, что между людьми, исповедующими разные религии, могут быть богословские или научные споры. Но распри на религиозной основе быть не должно: тот, кто не уважает другую нацию, другую религию, не уважает и свой народ, и свою веру. Религия никогда не разделяла жителей России. Лидеры конфессий нашей страны должны сообща участвовать в формировании общественного сознания, демонстрируя взаимное уважение и не забывая о таких важных инструментах, как телевидение и Интернет. Одновременно власть и религия должны совместно делать все возможное, чтобы не допустить использования религиозных догматов экстремистами и террористами.

Внутренняя политика любого развитого государства имеет много векторов. Возможно, на этапе становления новой российской государственности и перехода к новым экономическим отношениям вопросы этнической и религиозной политики оказались на втором плане. Но в случае недооценки их важности или ошибочных решений последствия могут свести на нет любые политические и экономические успехи и в конечном счете привести к катастрофе.

Федеральным органам власти необходимо обратить серьезное внимание на опасность обострения межнациональных и межрелигиозных отношений. Нельзя допускать, чтобы возникающие конфликты перерастали в противоборство. Эти конфликты нельзя гасить только силами правопорядка: необходима совместная серьезная, постоянная разъяснительная и воспитательная работа властей и представителей диаспор. Разумные руководители не гасят конфликты в пожарном порядке, а стараются предупредить их. И в случае возникновения таких конфликтов должны нести самое суровое наказание.

Я благодарен президенту Российской Федерации Владимиру Путину, который первым поднял эту проблему как проблему сохранения федеративного устройства нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Но в целом создается впечатление, что ошибки политического руководства России начала 1990-х годов нынешние власти предали забвению. В жизни страны с тех пор произошло много положительных перемен, но забывать об ошибках прошлого, которые в ряде случаев приводили страну на грань гражданской войны, неправильно и опасно. Необходим серьезный анализ реалий 90-х годов и их возможных последствий. Если не будут проанализированы эти ошибки и просчеты, возникнет высокая вероятность рецидива, причем в совсем других масштабах.

В СССР, пусть с ошибками и перегибами, а в ряде случаев и с применением насилия, формировалась и проводилась официальная государственная политика в области межнациональных отношений. Сейчас ее нет, хотя нам всем очень нужна такая идеология, такое изменение сознания российского общества, которое позволило бы избежать в дальнейшем любых межнациональных и межрелигиозных столкновений.

Необходим законодательный запрет на негативную характеристику целым народам и нациям, к которой все еще прибегают некоторые представители законодательной и исполнительной власти на местах. Такие высказывания следует считать преступлением и наказывать по всей строгости российских законов.

Также недопустимо выпячивание национальной принадлежности в качестве аргумента при предъявлении обвинения в практике правоохранительных органов. Да, мы знаем много примеров, когда мигранты нарушают правовые и поведенческие нормы. Но закон следует трактовать независимо от национальной принадлежности провинившегося.

Необходим отказ от термина "лицо кавказской национальности", оскорбительного для целых народов, населяющих Россию. СМИ должны избегать тенденциозных и однобоких оценок событий, происходящих на Северном Кавказе. В ряде изданий помимо прямой лжи периодически появляются серьезные оскорбления в адрес официальных представителей республик Северного Кавказа, включая Героев России, хотя по закону оскорбление должностного лица должно наказываться.

Недопустима ситуация, когда в СМИ, книгах и кино в течение десятилетия пестуется негативный образ целого народа. Я имею в виду две чеченские войны. История еще рассудит, кто был виновником этой нашей общенародной трагедии. Но нынешние низкопробные детективы и боевики, в которых показывают зверства и взаимную жестокость представителей братских народов, живущих в одной стране, явно не способствуют воспитанию и будущим взаимоотношениям наших детей.

Необходима система воспитания, способная прививать людям уважение к религии и традициям других народов и наций, к особенностям их быта и характера. Для этого должны использоваться все возможности СМИ, культурных, общественных и религиозных организаций, рычаги исполнительной власти и ресурсы правоохранительных органов. Именно сегодня как никогда государство нуждается в целевых государственных программах общефедерального и регионального уровня, ориентированных на решение проблем межнациональных и межэтнических отношений. В рамках этих программ особое внимание должно уделяться вопросам регулирования рынка труда и легализации мигрантов.

Работа эта может быть основана исключительно на терпимости и взаимном уважении. Она требует широких общественных консультаций, отказа от формальных и политически конъюнктурных решений и двойных стандартов, в первую очередь в правовой области.

Муса УМАРОВ, член Совета Федерации от Чеченской Республики, заместитель председателя сенатского комитета по правовым и судебным делам

4 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования