Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Житие железной леди. Первое исполнение оперы "Боярыня Морозова" состоялось под авторским присмотром Родиона Щедрина


Первое исполнение оперы "Боярыня Морозова" состоялось под авторским присмотром Родиона Щедрина. В Большом зале консерватории можно было встретить Майю Плисецкую, никогда не пропускающую премьеры супруга, а также иные семейные дуэты - Беллу Ахмадулину и Бориса Мессерера, Александру Пахмутову и Николая Добронравова...

Премьера стала открытием традиционного, 28-го по счету фестиваля современной музыки "Московская осень", который редко рождает интерес, выходящий за узкопрофессиональные рамки. Однако Родион Щедрин — автор опер "Не только любовь", "Мертвые души", балетов "Кармен-сюита" и "Чайка", некогда украшавших афишу Большого театра, — современный классик. Он может похвастаться любовью публики и популярностью национального масштаба.

Поддавшись на настойчивые уговоры своего старого друга Бориса Тевлина, руководителя Камерного хора Московской консерватории, Щедрин, житель больше Мюнхена, нежели Москвы, герой громких европейских премьер и клиент престижного музыкального издательства Schott, за два месяца титанической работы наконец сделал то, о чем мечтал 20 лет. Образ боярыни Морозовой стал оперным и совсем не похожим на знаменитый портрет работы Сурикова.

Либретто, составленное самим Щедриным, основано на текстах "Жития протопопа Аввакума", "Жития боярыни Морозовой" и писем Аввакума к Морозовой, монахине Феодоре. Морозова — самая богатая женщина при дворе Алексея Михайловича, имевшая чин верховной боярыни и разъезжавшая по столице в серебряной карете в сопровождении трех сотен слуг, ради своей веры и возможности осенять себя крестом двумя пальцами проходит трагический путь до конца. От "Анафемы" сквозь "Угрозы", "Убийство сына", "Плач", "Пытки", "Заточение в темницу" к "Смерти". Последнее слово, растворяющееся в воздухе, — "аминь".

Прима столичного "Геликона" Лариса Костюк очень хороша в роли Морозовой. Есть в ее шикарном голосе и обаяние, и воля, и какое-то фатальное предчувствие трагедии. Сестра заглавной героини, княгиня Урусова, в исполнении певицы из Новосибирска Вероники Джиоевой получается лирической и нежной. Царь Алексей Михайлович вышел у Михаила Давыдова не "тишайшим", а крайне громогласным самодержцем. Аввакум — этакий евангелист-комментатор — воплощен австралийским тенором Эндрю Гудвином умно и красиво.

В "Боярыне Морозовой" нет оркестра. Только труба, литавры и ударные. Музыкальное полотно создается хором, отчего все происходящее напоминает не оперу, а молитвенную ораторию. Кстати, монахиня Феодора почитается старообрядческой церковью как святая...

Мария Бабалова

1 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования