Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"TIMES OF INDIA": Ислам и экономика. "Делающий деньги приятен Аллаху", - говорил пророк Мухаммед


Охватившая сегодня наш мир исламофобия даже и не утруждает себя попыткой понять, что либерализм органично присущ мусульманскому образу жизни. Пророк Мухаммад, бывший в свое время купцом, говорил: "Делающий деньги приятен Аллаху".

Ислам вполне совместим со свободной рыночной экономикой, поскольку свод правил, которыми руководствуется мусульманин в своей повседневной жизни, включает в себя и особое признание частного и личного права на собственность, а также указывает на недопустимость получения несправедливой прибыли (риба).

Некоторые исламские ученые, вкусив прелести "социализма" и "cекуляризма", прежде всего, в Турции и Египте, принялись усердно изыскивать те элементы в учении ислама, которые, по их мнению, могли бы помочь мусульманам найти пути к выживанию в нынешней свободно рыночной цивилизации. Они определяют религию и моральные ценности, из нее проистекающие, и полагают, что если акцентировать внимание на либеральные аспекты исламской доктрины, то мусульманам станет жить лучше, чем приходится ныне.

Некоторые из таких ученых, как, например, турок Атилла Яйла и египтянин Имад Ахмад в своих изысканиях обращаются к трудам средневекового арабского мыслителя Ибн Хальдуна с тем, чтобы подчеркнуть либеральный подход ислама именно в экономике. Но нам достаточно даже примера жизни пророка Мухаммада, чтобы это доказать.
Пророк и его первая жена Хадиджа оба были торговцами. Мекка и Медина были, прежде всего, городами торговцев, имеющими давнюю историю свободной торговли. Сподвижники Пророка также были торговцами, и религия ислама распространялась купцами, прежде всего, в таких регионах, как Гуджрат и Керала.

Это ложь, что идеи ислама распространялись мечом, в то время как Европа прозябала во тьме средневековья, именно исламский мир являл собой средоточие цивилизации. Географ Ибн Батута пишет, что ислам распространился от Северной Африки до Индии и Китая. Мусульмане занимали лидирующие позиции в астрономии, химии, медицине и хирургии.

Совершенно очевидно, что такие успехи достаточно обширной, но весьма разнообразной внутри себя группы человечества стали возможными именно потому, что они руководствовались в своем поведении сводом правил, находящихся в гармонии с изначальным мироустройством.

Точно также, как рывок Англии из феодализма в капитализм сопровождался всеобщим законом, гарантировавшим частную собственность и действительность уже заключенных контрактов, так и средневековый взлет исламской цивилизации был обусловлен наличием "законов справедливого управления", дозволявшего самым различным людям свободно торговать и на этой основе процветать.

Англии удалось избежать церковного запрета ростовщичества, что, с другой стороны, позволило банкам развиваться. Сегодня многие исламские страны стоят перед подобной ситуацией, хотя бы потому, что и мусульманские торговцы вынуждены продавать и покупать в кредит. Поэтому сегодня и в исламском мире должны появляться новые законы, отражающие ранее неизвестные экономические реалии.
Если мы взглянем на основополагающие ценности, которыми руководствовались первые мусульмане, то увидим, что главным среди них был принцип справедливости (адль). Англичане руководствовались совершенно схожими принципами за всю долгую историю общего права. Но характерно, что мусульманский правитель подчиняется тем же самым законам, что и его подданные. Принцип, что правитель подчиняется законам, не им самим изданным, полностью соответствует принципу "суверенитета закона", которым руководствовался средневековый феодальный христианский мир (?) (знак вопроса наш – "Портал-Credo.Ru"). Только тогда, когда власть правителя ограничена законом, может появиться гражданское общество. Ислам абсолютно не исповедует тоталитаризм, а, наоборот, родственен идее счастливого и процветающего гражданского общества, созданного на основе свободной рыночной экономики.
Исламская концепция знания не апеллирует к авторитетам, но считает, что прогресс и истину можно обрести и через дискуссии между учеными (принцип илм). Пророк Мухаммад, сам будучи неграмотным, очень ценил знание и призывал мусульман искать знания даже в Китае.

Идея о том, что любое человеческое знание является неполным и фрагментарным, типична для ислама. Так же, как и европейское общее право, исламское право подлежит изменениям, установленным компетентными учеными, судьями и юристами. Принципы централизованного экономического руководства и централизованного законотворчества вполне можно обозначить как неисламские.

В одном из хадисов пророк Мухаммад говорит, что единственный способ определить справедливую цену товара - активно торговаться, таким образом отметив, что механизм ценообразования, лежащий в основе рыночной экономики должен быть свободен от влияния властей. Все эти факты должны четко показывать мусульманам, что они легко могут, оставаясь мусульманами, мирно участвовать в глобализации мировой экономики. которая медленно, но верно пробивает себе дорогу.

Сауфик Чакраверти, экономист

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования