Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕСТНИК": Безполезная победа. "Судьбоносность" подписания Aкта о каноническом общении сильно преувеличена


От Редакции Карловчанина :

Сергей Владимірович Волков, ставший в 1989 г. чуть ли не самым молодым доктором исторических наук, крупнейший современный специалист по Белому Делу, прославившийся своими уникальными исследованиями о Русском Офицерстве, лишний раз свидетельствует нам о том, что Белый Дух дышит идеже хощетъ. Не являясь, в принципе, специалистом по церковным вопросам, тем не менее в своей краткой, замечательной статье "Безполезная победа" он предлагает на всеобщее размышление один из самых глубоких анализов создавшегося в церковной области положения, связав с таким же мастерством как и Владыка Дионисий, судьбу Церкви с судьбой Белого Движения. Для С.В. Волкова, Зарубежная Церковь и не структура, и не организация, а духовная сущность. Какое созвучие с приснопамятным Митрополитом Виталием, утверждавшим : "Наша эмиграция не политическая, а сугубо духовная". Во всём созвездии отдельных Православных Церквей, Зарубежная Церковь всегда занимала особое место, определяемое её совершенно особым происхождением, как противостояние разбушевавшемуся міровому, сатанинскому злу на Святой Руси. Когда весь міръ, в том числе и все Церкви, отвернулись от исторической, поруганной, замученной России и все как один приветствовали советскую действительность – одна Зарубежная Церковь продолжала вещать свою незыблемую Истину. Ровно 25 лет назад, 1 ноября 1981 г., она поставила дерзновенный акт, прославив свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Для всего міра этот промыслительный акт считался сумасшествием, но сегодня это "сумасшествие" всем православным міром принято, даже Московской Патриархией, не постыдившись "прославить" св. Царя-Мученика Николая. Два года спустя на весь міръ прогремела анафема экуменической всеереси. Пока РПЦЗ противостояла богоборцам и всем силам зла, МП, вольно или невольно, им служила. Вне этого противостояния – нет Зарубежной Церкви, и не может и не должно быть. Когда читаешь безцветное и безхребетное выступление архиеп. Кирилла Сан-Францисского, чуть ли не оправдывающего экуменизм и не возражающего против сергианства, то становится понятным, что это "духовное явление", каковым была РПЦЗ, приказало долго жить. Миссией Зарубежной Церкви было донести до Русского народа церковную Истину и ею возродить страну, а произошло противоположное : советский аппарат, в лице МП, заманил и проглотил сегодняшнюю "Зарубежную Церковь" – пустую скорлупу от славной былой Церкви. Мы не раз писали, что Зарубежная Церковь пала, и окончательно пала, когда согласилась вступать в диалог с нераскаянной МП и что нет никакого смысла гадать или ожидать, когда подпишется или не подпишется Акт. Ведь эта Церковь уже добрых пять лет выеденного яйца уже не стоит ! Остаётся надеяться, что трезвый, научный голос С.В. Волкова, истинного русского витязя, наконец убедит всех несогласных с сvнодальной линией, но не порывающих с ней. От Зарубежной Церкви остаётся дух, продолжает она существовать островками, которых необходимо объединить в одно хоть малое целое.

Безполезная  победа


Подписание акта о каноническом общении, наверное, опять вызовет всплеск эмоций, много будет выражено восторга с одной стороны и негодования с другой. Мне же кажется, что "судьбоносность" этой акции сильно преувеличена. Во всяком случае, теперь ничего существенного на самом деле не происходит.

Что такое, собственно, "Зарубежная Церковь" прежде всего? Организационная структура? Совокупность верующих? Определенное количество собственности? Некоторая духовная сущность?

А вот что до сущности, то истоки создания и смысл существования Зарубежной Церкви заключались в том, что это была церковь свободная в отличие от церкви в СССР, находящейся под контролем богоборческого режима, церковь, противостоящая коммунизму в отличие от церкви, ему служащей, если угодно – "белая" церковь в отличие от церкви "красной" (если только бывает вообще красная церковь).

И даже в новых исторических условиях, когда прямое противостояние коммунизму исчезло (хотя вопрос спорный) Зарубежная Церковь сохраняла нечто (по крайней мере, отношение к сергианству и экуменизму), что отличало ее от МП, то есть, следовательно, и составляло смысл ее существования.

Зарубежная Церковь, если понимать под этим не некоторую совокупность людей и храмов,  а историческое и духовное явление, существует только до тех пор, пока она остается самой собой. Объединиться же с носителем сущности противоположной, не утратив собственную, невозможно.

Подобно тому, как, например, можно перестать быть белым и стать красным (или наоборот), но объединиться с красными, оставаясь белым, невозможно: смысл белого движения состоит в противостоянии красной власти, и вне этого противостояния белые просто не существуют.

Поэтому, если бы Зарубежная Церковь оставалась тем, чем была со времени своего возникновения, то объединяться с определенно не разделяющей ее принципов Московской Патриархией ей бы и в голову не пришло.

И если такое стало возможно, то это значит, что никакой Зарубежной Церкви просто нет. Вот этот факт и следует констатировать.

Она перестанет существовать не тогда, когда станет "автокефальной" частью МП, и не сейчас, когда подписан акт о каноническом общении. Она перестала существовать в тот самый момент, когда мысль о самой возможности предательства своих устоев и объединения с теми, кто враждебен ее принципам, овладела ее возглавителями. То есть уже несколько лет назад. Вот тогда и исчезло то, что привыкли называть "Зарубежной Церковью". Осталась "структура", готовая объединиться с другой однопорядковой структурой, и только.

Коль скоро так случилось, то все остальное – совершенно нормально, более того, было бы просто странно и нелогично, если бы объединение не состоялось. Отказавшись от своих принципов и приняв принципы МП, РПЦЗ перестала от нее отличаться – и что в этом случае может быть естественнее их объединения?

Почему так случилось – говорили разно: шантажировали, подкупили, соблазнили… Пожалуй, дело проще – просто за вымиранием эмиграции к власти пришли люди  "ненастоящие", к которым звучавший столько лет термин "белый эмигрант" как-то не прикладывается (не говоря уж о каком-нибудь гэдээровском Марке). "Настоящие", конечно, еще есть, но не составляют не только большинства, но и "критической массы".

Но именно поэтому повода для совкового торжества я не усматриваю. Если б удалось "перевоспитать" былых возглавителей РПЦЗ – было бы, чем гордиться, а этих-то… В том-то и дело, что тогда, когда эффект от поглощения РПЦЗ мог быть действительно большим, такого случится не могло, а теперь он минимален.

От слияния структур ни по ту, ни по эту сторону границы РФ православных людей, отрицательно относящихся к сергианству и экуменизму, меньше ведь не станет (полагаю, что численно их в МП даже больше). Вопросы совести в административном порядке не решаются.

Да и разделений в результате объединения будет только больше. Если и не организуется какая-то новая РПЦЗ, немало разбежится по другим юрисдикциям. Но главное - пройдет новое разделение уже внутри МП, которая и так не отличается внутренним единством. И монопольного положения от поглощения РПЦЗ она все равно не приобретет.

Одним из главных результатов, станет, надо полагать, существенный рост значения Катакомбной церкви. Пока в качестве альтернативы Патриархии существовала Зарубежная Церковь и притягивала к себе оппозиционные элементы, она находилась как бы в тени, теперь же может рассчитывать на роль основного альтернативного центра. А когда главный оппонент переместится из зарубежного далека внутрь страны, проблем у Патриархии станет больше, а не меньше.

До тех пор, пока не будет изжито наследие большевицкого режима, противостояние по вопросу отношения к нему никуда ведь не исчезнет. И если сама МП будет продолжать упорствовать в приверженности тому, что разделяло ее с РПЦЗ, то всегда должна быть готова к существованию альтернативной позиции, рано или поздно принимающей форму оппозиционных структур.

Интересно, полагают ли всерьез нынешние объединители, договорившиеся до отождествления православной монархии с богоборческим режимом большевистской шайки (обе власти, видите ли, стесняли церковь), что будущее все-таки за теми, кто вынудил в свое время Церковь стать Зарубежной?  Ведь в противном случае советское наследие, несмотря на происходящие рецидивы, все-таки неминуемо будет ликвидировано, и те, кто его кощунственно оправдывал именем Божьим, забыты не будут.

С. В. Волков

Наша Страна - № 2804 от 30 сентября 2006 г.

Опубликовано на сайте журнала "ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕСТНИК"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования