Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"DER SPIEGEL": Чжан Цинли: "Далай-лама предал свою родину"


ШПИГЕЛЬ: Г-н Чжан, Тибет традиционно является глубоко религиозной страной, в то время как Китайская коммунистическая партия это светская организация. Маркс называл религию опиумом для народа. Что Вы думаете по поводу этого противоречия?

Чжан: В природе царит многообразие. Различные формы жизни сосуществуют, и это делает мир наполненным красками. Это утверждение верно и в отношении идеологии. Мы стремимся к гармонии, чтобы различные идеологии и идеи могли мирно уживаться. Китайское правительство поддерживает свободу религии.

ШПИГЕЛЬ: С какого времени в коммунистической партии возникло терпимое отношение к религии в его современной форме?

Чжан: Партия и правительство придерживаются в отношении религии очень ясной политики. Во-первых, у нас в стране свобода религии. Во-вторых, религиозные сообщества должны самостоятельно принимать решения без какого-либо вмешательства из-за границы. В-третьих, религиозная деятельность должна вестись в соответствии с законами. И, наконец, мы показываем верующим людям, как вписаться в социалистическую реальность. Вы можете увидеть это на примере Тибета, где люди совершают паломничества в храмы, крутят молитвенные барабаны и молятся Будде.

ШПИГЕЛЬ: Далай-лама является одним из наиболее популярных религиозных деятелей в мире, и народ Тибета питает к нему глубокое почтение. Однако официальный Пекин видит в нем отъявленного сепаратиста. Почему?

Чжан: Мы проводим ясную и последовательную политику в отношении Далай-ламы. После образования народной республики и мирного освобождения Тибета его избрали на руководящую должность на Всекитайском собрании народных представителей. Он оставался членом этого органа вплоть до 1964. В 1956 он возглавил комитет по подготовке создания Тибетского автономного региона. Все это было сделано для того, чтобы гарантировать религиозную свободу, и чтобы Тибет смог войти в великую семью социалистических наций. В 1959 он бежал из страны. Несомненно, в то время он был всеми почитаемым религиозным лидером.

ШПИГЕЛЬ: А сегодня он им больше не является?

Чжан: Он сделал очень много плохого, что противоречит роли религиозного лидера. Главное заключается в том, что каждый должен любить свою родину. Почему же он не любит свою родину? У нас есть поговорка: "Собака не замечает грязи в своем жилье, а сын никогда не скажет, что его мать уродлива".

ШПИГЕЛЬ: Далай-лама не любит Тибет?

Чжан: Тибет это дом 14 Далай-ламы, но его родина Китай. Он предал свою родину. Он поднял восстание в 1950-е, а в 1980-е он вдохновлял акции неповиновения в Лхасе, направленные против народа, правительства и общества. Он дестабилизировал обстановку в Тибете.

ШПИГЕЛЬ: Далай-ламу уважают во всем мире.

Чжан: Насколько я помню с 1959 до середины этого года он совершил 312 визитов в самые разные страны мира, что в среднем составляет по шесть стран в год. В 2005 он посетил даже 12 стран. И что же он делал во время этих визитов? Целью его так называемых официальных визитов было сформировать коалицию с анти-Китайскими силами и вести пропаганду сепаратистских взглядов, противоречащих религии.

ШПИГЕЛЬ: Однако за последние 20 лет в мире произошли многие перемены. Китай стал более открытой страной, произошла глобализация торговли. Вопрос власти на крыше мира разрешился. Далай-лама отказался от требований независимости и согласен на широкую автономию для Тибета. Что мешает Китаю проявить щедрость и уверенность в своих силах и разрешить Далай-ламе вернуться в страну, как он того хотел бы? Разве он все еще представляет для вас угрозу?

Чжан: Мы придерживаемся ясной политики. Дверь переговоров всегда открыта для него, но лишь при условии, что он недвусмысленно и полностью откажется от намерения расколоть свою родину, намерения, направленного против общества и народа. Он должен сперва отказаться от своей раскольнической деятельности и открыто заявить всему миру, что отрекается от требований независимости для Тибета.

ШПИГЕЛЬ: Но разве он уже не сделал этого?

Чжан: Проблема в том, что его действия и его заявления противоречат друг другу. Он говорит: "Я хочу следовать срединному пути и согласен, что Китай един". Но в действительности он ежедневно занимается тем, что подталкивает свою родину к расколу.

ШПИГЕЛЬ: Что Вы хотите этим сказать?

Чжан: Его так называемый срединный путь означает следующее: он хочет, чтобы тибетские поселения в провинциях Сычуань, Цинхай и Гансю вошли в состав Тибета. Он хочет возглавить этот "большой Тибет" и требует вывода народной освободительной армии из региона. Кроме того, он хочет возвращения к прежнему, темному и страшному, теократическому феодальному строю. При этом строе чиновники, знать и монахи правили 95 процентами населения. Он требует для Тибета большей автономии, чем та, которой пользуется Гонконг и Макао. Это сепаратизм.

ШПИГЕЛЬ: Но разве уже не ведутся переговоры между представителями Далай-ламы и Пекина?

Чжан: Его правительство в изгнании незаконно. Наше центральное правительство никогда официально не признавало его. Ни одна страна в мире, включая Германию, не признает его с точки зрения дипломатических отношений. Между Китаем и так называемым правительством в изгнании нет никаких переговоров. В происходящих контактах задействованы лишь несколько частных лиц из его непосредственного окружения. Речь идет о его личном будущем.

ШПИГЕЛЬ: Далай-лама пользуется большой симпатией в Америке, Европе и Азии не в последнюю очередь потому, что КПК не является демократическим институтом.

Чжан: На самом деле количество людей, которые знают Далай-ламу очень мало. Среди его сторонников есть враги Китая, но также и истинно верующие, которые введены в заблуждение этим лже-религиозным лидером. И, наконец, его поддерживают те, кто не разбирается в действительном положении дел.

ШПИГЕЛЬ: Тем не менее, Далай-лама получил Нобелевскую премию мира.

Чжан: Лично я никогда не понимал, как такой человек как Далай-лама мог быть удостоен столь почетной награды. Что он сделал для мира? Какой груз вины перед тибетским народом лежит на его плечах! Какой вред наносит он Тибету и Китаю! Я не могу понять, почему так много стран интересуются им.

ШПИГЕЛЬ: Для многих Европейцев Тибет по-прежнему страна, полная мифов. Недавно была открыта новая железная дорога в Лхасу. Какое значение это имеет для Тибета?

Чжан: Мы очень довольны этой железной дорогой. Все уверены, то, что смогла сделать компартия на крыше мира это настоящее чудо. Это свидетельство силы Китая, его экономического и технического прогресса. Но, что более важно, железная дорога демонстрирует, что коммунистическая партия делает все возможное для того, чтобы улучшить жизнь народов, населяющих приграничные регионы. Отныне Тибет экономически связан с другими провинциями и со всем миром.

ШПИГЕЛЬ: Ходят слухи, что Китай разместил в Тибете свое ядерное оружие. Вы можете это подтвердить?

Чжан: Со всей ответственностью заявляю, что это чистейшая фантазия. В Тибете нет ядерного оружия.

ШПИГЕЛЬ: Далай-ламе 71 год. Он дал понять, что у него может не быть преемника или реинкарнации. Каковы будут ваши действия? Будете ли вы все же искать реинкарнацию?

Чжан: Нынешний Далай-лама четырнадцатый по счету. Мы не знаем, как долго он проживет. Мы верим, что хорошие люди живут дольше, а жизнь плохих людей короче.

ШПИГЕЛЬ: Раз уж Далай-ламе 71 год, он должен быть хорошим человеком.

Чжан: Трудно сказать хороший он или плохой. Но если рассматривать его поступки, то он, скорее плохой человек.

ШПИГЕЛЬ: Если Далай-лама не хочет, чтобы у него был преемник, будет ли это хорошо с точки зрения коммунистической партии? Или вы попытаетесь сами отыскать преемника в Тибете?

Чжан: Поиски преемника Далай-ламы и Панчен-ламы всегда велись по особой системе. В соответствии с историческими правилами и религиозными ритуалами монахи должны путешествовать по стране и тянуть жребий из золотой урны. Но последнее слово остается за центральным правительством.

ШПИГЕЛЬ: Не получится ли так, что будет официальный и неофициальный Далай-лама, один в Тибете, другой в Индии? Ведь с 1995 продолжаются споры вокруг Панчен-ламы, второго после Далай-ламы религиозного лидера Тибета. Далай-лама выбрал одного Панчен-ламу, а официальный Пекин признал другого.

Чжан: Правила поиска нового Панчен-ламы были установлены во время правления династии Цинь в 17 веке. Поиски и утверждение 11 Панчен-ламы велись строго в соответствии с историческими правилами. Именно потому он был признан центральным правительством. Он является законным Панчен-ламой. Далай-лама нарушил исторические правила, проведя собственные поиски. У него даже не было золотой урны, из которой тянут жребий. Далай-лама создает хаос. Однако, здесь, в Тибете, поле его влияния резко сокращается.

ШПИГЕЛЬ: Судя по всему, религия набирает силу во многих частях мира, например в исламских регионах, или в США. Наблюдается ли религиозный подъем и в Тибете тоже?

Чжан: Религия это исторический феномен, который будет существовать еще долгое время. Наша политика в отношении религии очень мягкая и соответствует действительному положению вещей. Но религия не должна конфликтовать с законом, она не должна вмешиваться в сферу правосудия, образования и труда. В Китае люди имеют свободу верить или не верить. Это их частный выбор, в который мы не вмешиваемся.

ШПИГЕЛЬ: Но вы объявили о намерении расширить в монастырях кампанию по так называемому патриотическому обучению, направленную, в частности, против сторонников Далай-ламы.

Чжан: В любой стране мира людей учат любить свою родину. Мы организуем патриотическое обучение повсеместно, не только в монастырях. Те, кто не любят свою родину, не могут считаться человеческими существами. Это вопрос здравого смысла.

ШПИГЕЛЬ: Говорите ли Вы по-тибетски?

Чжан: Я знаю лишь несколько слов. Я в Тибете всего несколько месяцев. Но я хочу выучить язык.

ШПИГЕЛЬ: Г-н Чжан, мы благодарим Вас за интервью.

"DER SPIEGEL"
16 августа 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования