Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Любовь, застывшая в камне. Эротическая скульптура – обычный атрибут индусских храмов


Изображение мужчины и женщины во время полового акта весьма распространены во многих храмах Индии. Изображенные сексуальные позиции трудновыполнимы. Их повторение требует многолетних упражнений по системе хатха-йога.

Томные женские фигуры, налитые мужские торсы, торжество неги и сладострастия… И это не эротический фильм, а скульптурные композиции храмов Кхаджурахо, что находятся в индийском штате Мадхья-прадеш.

Добраться в Кхаджурахо из Дели можно на самолете индийской авиакомпании или поездом до города Джханси, а оттуда – прямым автобусным маршрутом. В автобусе кто-нибудь из индусов непременно расскажет вам историю храмового комплекса…

Возвели его махараджи из династии Чанделла на месте 85 жертвенных алтарей, установленных легендарным правителем Чандраварманом. Он считается основателем династии и сыном бога Луны и земной женщины. Легенда гласит, что однажды звездной ночью дочь брахмана, прекрасная Хемавати купалась в озере. Там ее увидел скучающий бог Луны Чандрама и, очарованный красотой женщины, сошел на берег в образе отважного воина. Под сенью финиковых пальм бог признался Хемавати в любви и обещал своей счастливой избраннице рождение сына, который обретет громкую славу и станет царем.

Своего расцвета государство Чанделла достигло в ХI веке. К этому периоду относится сооружение наиболее известных храмов Кхаджурахо, таких как Кхандария Махадева, Деви Джагадамба, Вишванатха, Лакшмана и других.

Однако в следующем столетии государство Чанделла пришло в упадок и скоро пало под ударами конницы делийских султанов. Окрестности Кхаджурахо обезлюдели. Большая часть храмов была разграблена и разрушена, остальные надолго поглотили джунгли. В 1818 году английский топограф, работавший в этом районе, случайно натолкнулся в лесу на развалины культовых строений. Его находкой заинтересовалось археологическое управление. Были начаты раскопки, увенчавшиеся сенсационным открытием. К сожалению, из 85 храмов сохранилось только 22. После достижения Индией независимости они были объявлены национальным достоянием и занесены в Каталог памятников мировой культуры, составленный ООН.

Сегодня интерес посетителей вызывают прежде всего 12 индусских храмов северной и западной группы, издали напоминающие гигантские термитники. Самый большой храм Кхандария Махадева достигает высоты 31 метра, а его башня (шикхара) символизирует гору Меру – центр Вселенной. От основания до макушки храм усеян горельефными изображениями человеческих фигур, запечатленных в вечном акте творения любви. На храме таких скульптур насчитывается 646.

Никто не может с уверенностью назвать причины широкого распространения "майтхуны" – изображения мужчины и женщины во время совершения полового акта – в средневековой храмовой скульптуре Индии. Ее происхождение обычно связывают с древним культом богини плодородия. Так, на некоторых терракотах и предметах культового назначения она изображена в момент совокупления с одним из богов. Этот божественный акт призван обеспечить существование всего живого, в том числе и человека.

В представлении древних индоариев небо и земля уподоблялись супружеской паре, а дождь – их животворному семени. Впоследствии культ богини-матери эволюционировал в культ Шакти, высшего женского божественного начала, чьим символом считается йони (символическое изображение женских половых органов. – "НГР"). Жена бога Шивы Парвати, известная также как Деви, Кали, Дурга или Ума, стала почитаться как воплощение Шакти.

Демонстрация "единения полов" выполняла также защитно-охранительную функцию. Такая ее особенность основывалась на убеждении в том, что соединение мужского и женского начал позволяет привести в движение скрытую могущественную силу, которая могла обуздать стихийные бедствия, эпидемии и прочие проявления злой воли де-монов. Подобное предназначение майтхуны нашло обоснование в Агни-пуране и Сканда-пуране.

Сканда-пурана, к примеру, убеждает, что помещение изображения сексуального контакта на косяке дверного проема наилучшим способом предохраняет строение от попадания в него молнии. Вера в охранительное свойство майтхуны особенно окрепла под влиянием тантризма, средневекового религиозно-мистического учения, придававшего сексу и сексуальной символике магическую силу.

И, наконец, изображение эротических мотивов на доме Бога содействовало удовлетворению интереса к сексу самых широких слоев населения. В традиционном мироощущении индуса любовь к женщине почитается главным жизненным наслаждением. Познания и умения в технике половой жизни считались в средневековой Индии очень престижными и были непременной составной частью образования аристократической молодежи. Особенно большой популярностью в их среде пользовалась знаменитая "Камасутра" Ватсьяяны. Считается, что в храмовой скульптуре Кхаджурахо запечатлены фактически все 729 любовных позиций "Камасутры" и ее поздних комментариев.

Эротическая скульптура размещается преимущественно вдоль наружных стен храмов. Она рассматривается как отражение светского образа жизни. Боги индусов не выступают непосредственными участниками любовных сцен, хотя появление подобных композиций рядом с фигурами богов отнюдь не противоречило канонам индийского изобразительного искусства.

Во многих случаях демонстрируемые сексуальные позиции представляются технически сложновыполнимыми. Их повторение требует многолетних предварительных упражнений по системе хатха-йоги.

На верхнем косяке дверного проема индусских храмов нередко встречается эротический мотив "салабханджика", или "женщина и дерево". Согласно традиции молодая женщина, прикоснувшись к дереву, способна оживить его и сделать цветущим, как бы передав ему свое желание. В ответ дерево дарует женщине ребенка. Таким образом, их влияние друг на друга считалось взаимным. В ожидании рождения ребенка женщины Индии и сегодня вешают на деревья гирлянды из живых цветов.

Главными действующими персонажами эротических храмовых композиций выступают полубоги, герои эпосов "Махабхарата" и "Рамаяна" или чаще безымянные аристократы, аскеты, куртизанки и танцовщицы. Их скульптуры выполнены с большой виртуозностью. Они искусно выражают в камне живость упругого человеческого тела, полного жизненных сил и страстного желания.

Валерий Кашин

20 сентября 2006 г.

На фото: Соединение мужского и женского начал обуздывает даже злую волю демонов. Скульптура бога Шивы и Парвати


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования