Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Эстетика мутантов. Estethic Education: буддисты-космополиты


Затея этих хлопцев, возникшая еще два года назад, — "эстетически образовывать" — начала наконец достойным образом воплощаться. Если прошлой осенью про киевский гибрид бывших музыкантов "Океана Эльзы" с иностранцем-фронтменом Луи Франком говорили: неформатная, хотя и яркая диковинка, нынче у Esthetic Education — лидерство в радиочартах. Захват, что называется, аудитории. Музыкой красивой и ни на что не похожей.
Басист Юра Хусточка интеллигентно-флегматично сидит за столом с чашкой кофе. Луи ходит вокруг и взахлеб рассказывает о премьере "Парфюмера". О том, как не мог писать потом в туалете рядом с людьми, тупо ржавшими в зале в самых болезненных и пронзительных местах. Про закомплексованную здешнюю ментальность ему объяснять не надо — в России бельгиец с британским паспортом много всего повидал (Луи — путешественник, фотограф, художник, режиссер, муж русской актрисы Дины Корзун). Жить же захотел в Киеве. Этот город открыл в нем музыку.

— Я уже начал путаться в языках: надо отвечать на английском — говорю по-русски, и наоборот…
— А ты на скольких говоришь-то вообще?
— На трех: английский, русский, французский.
— А украинский?
— Нет, украинский очень смешной, птичий язык.
Хусточка:
— Вообще-то украинский — самый певучий язык в мире!
Луи:
— Спасибо тебе за наш опыт на "Мегахаусе" (Esthetic Education принимали участие в фестивале "Мегахаус-2005" в "Лужниках"). Это очень яркие воспоминания: когда толпа орет: "На х…, на х…" Когда я смотрел на этих людей, я думал: откуда такая злоба? Я же им желаю только счастья, любви.
— А как вообще относиться к негативу, к агрессии, возникающей у людей?
— На концертах мы с этим никогда больше не сталкивались. (На том же "Мегахаусе" "эстетики" попали на фанатов "Агаты Кристи". — К.Д.) Я гораздо меньше сталкиваюсь сейчас с агрессией в людях в принципе. Раньше на улицах Москвы было много неприятного, озлобленного. Я не понимал, как можно бесконечно грубить друг другу, толкать друг друга. Все были такие мрачные. А сейчас по-другому. Я думаю, это зависит от твоей собственной энергии, от того, как ты ее выплескиваешь на людей, отражаешь, снимаешь эту агрессию. Я могу перебороть отрицательную энергию, преобразовать ее в положительную.
— Специально учился этому?
— Да, конечно. Это буддизм.
— Ты буддист?
— Уже пять лет. Это началось, когда я снимал свой неудачный фильм "Марфа" с Диной (Корзун. — К.Д.). Тогда я встретил одну женщину. Очень трезвая женщина, очень сильная. У нее буддийский центр здесь. Я интересовался буддизмом много лет, пробовал разные тибетские школы, но как-то не затягивало. А она стала первым человеком, через которого я получил контакт. Практически стала ламой для меня.
— А чтобы приобщиться к буддизму, обязательно нужен учитель, что ли?
— Сначала можешь сам, но в конце концов тебе будет нужен учитель. Все зависит от целей. Если ты пришел к буддизму с эгоистичными целями, чтобы делать хорошо себе, — это одно. Если ты стремишься к освобождению, хочешь действительно помогать людям, — тебе нужен учитель. Потому что тибетский буддизм — это средство передачи. Ты должен найти подобных людей. Тебе нужен свой учитель. Я ищу очень активно, но до сих пор не нашел.
— А как же эта женщина?
— Она может многое посоветовать, она многое знает. Но учитель — это тот, кто относится к тебе как к сыну. Ты и он — едины. Такого человека я не нашел. Либо пока не готов, либо время еще не пришло.
— А что за фильм "Марфа"?
— Я написал сценарий про девушку, которая искала веру, но нашла счастье. Эта очень верующая девушка жила в российской глубинке. Ее отец, известный художник, уехал в деревню, чтобы писать там иконы, чтобы замкнуться в своем мире. И он навязывает ей такую псевдодуховность. Однажды она видит по телевизору модное ток-шоу, на котором выступает канадский художник, такой паразит. Который вовремя понял, что в России сможет заработать денег, производить на всех впечатление, нажимать на какие-то кнопки. Он придумал особую форму искусства, связанную не с объектом, а с использованием чувств людей. У него есть грандиозный план: создать собственный клон и растить его как предмет искусства. А потом убить себя и жить заново в этом клоне. Чтобы осуществить этот план, ему нужна дура, которая согласится на все, и страна, в которой есть современные биотехнологии. И в которой за бабло все это можно осуществить. И он решает: ага, Россия, здесь я могу воплотить свой гигантский план. Девушка видит его по телевизору, невероятно впечатляется тем, что он говорит про искусство и новую веру. И она пешком уходит из своей деревни в Москву. Появляется здесь в валенках, замотанная в платок. Кстати, почему мы так назвали кино? Я снимал сцену нелегально в метро, скрытой камерой. Ходит Дина (играющая главную роль) по станции в этом платке и валенках, и вдруг кто-то кричит истерично в ее сторону: "Марфа, Марфа!" Отличное старое русское имя.
Ну так вот: Марфа приезжает в Москву, попадает в квартиру к одному русофильствующему богачу, приведшему ее с улицы. Переодевается из своих лохмотьев в богатую одежду его жены, как Золушка превращается в принцессу. К нему на день рождения припирается типа модная тусовка, в том числе и этот канадский художник. Начинается большой бардак, все бухают, нюхают кокаин — ну типичная московская тусовка. Марфа видит, что здесь ее кумир. Он тоже обращает внимание на довольно странную девушку. Предлагает ей быть у него домработницей. Ну она много всего насмотрелась в его доме: как он там проводит время со своими любовниками. А он хоть и гомосексуалист, начинает думать: вот она меня сильно любит, молится прямо на меня. В общем, решает ее использовать, они идут в генетический институт, он отдает свои клетки, она беременеет. Потом он погибает в аварии вместе со своими голубыми мальчиками. А тот добрый богатый дядя отправляет ее в Канаду, чтобы она там родила ребенка. И в конце фильма мы видим, как она в Канаде играет с этим маленьким мальчиком, который один в один как этот художник. Ему 4—5 лет, но он уже говорит те самые вещи, которые говорил художник. В общем, суть — божественное (или дьявольское) перерождение. В конце фильма возникает картинка: Мадонна с младенцем-клоном на руках…
— Сумасшедшая история. Это ты все выдумал или все-таки были какие-то реалистичные источники?
— Мне было важно разбомбить какие-то русские клише: про русскую душу, про православие. Мне очень интересно развенчивать всякие клише. Вот, например, когда Esthetic Education выступают на Западе, люди спрашивают: откуда группа, из Украины? Начинают смеяться. После концерта перестают, у них меняется выражение лица, они качают головой: очень интересная музыка. Или наоборот: здесь на радиостанции нас не знают, как представить, — вроде в разделе русской музыки, но в группе ни одного русского. Или вот я участвовал здесь в телепрограмме вместе с Диной: про иностранных мужей русских женщин. И там был один фашист, который орал: русские женщины не должны выходить замуж за иностранцев! И по ходу программы он мне говорит: вы же очень хорошо по-русски говорите и понимаете? Я отвечаю: да. Он: так вы никакой не иностранец! Так что сложно сказать, что на самом деле русское, что нерусское. Это для Путина большая тема — национальная гордость, национальная идея. А что такое Россия на самом деле?
— Ну а ты как думаешь?
— А я не знаю. Я думаю, что ее нету. Это как хазары. Знаешь историю хазар? Они жили на территории Югославии. У них было государство — такой мощный экономический перекресток, зажатый между Византией и Римской империей. Им нужно было выбирать: либо будешь христианином, либо ортодоксом. Либо там, либо там. Они сказали: хрен с вами, мы вообще будем евреями. Не будем принадлежать никому. Откуда вообще взялись евреи? Есть сефарды-евреи: выходцы из Северной Африки, из Эфиопии, из Египта. И есть ашкенази-евреи: блондины с голубыми глазами. И есть такая версия: ашкенази-евреи — это как раз бывшие хазары. И вот они как раз расселились потом по территории России и по всей Европе. А исход из Египта народа, который Моисей водил по пустыне и привел в Святую землю, — это сефарды. Испанские евреи — тоже сефарды, выходцы из Марокко.
— А Иисус почему был с голубыми глазами?
— А я в этом как раз не уверен. Это его уже таким на картинках рисовали. Это тоже все клише. Когда я только познакомился с Диной много лет назад, все мои знакомые на Западе думали: ах, русская проститутка нашла себе иностранца. Даже мама моя говорила: понятно, нашла способ убежать из своей жуткой нищей России. Мне было очень обидно и больно все это слышать. Теперь все эти люди совсем по-другому воспринимают русских: теперь Россия богатая. Запад — это проститутки. Для них главное, чтобы были деньги. Когда Абрамович купил "Челси" за много миллионов фунтов и множество русских купило дорогущую недвижимость по всей Европе, отношение молниеносно изменилось. Русские стали модно одетыми, с хорошими манерами и при деньгах — главное. Вот и Esthetic Education люди слушают и не верят, что это группа из Украины. Саунд для этого слишком неожиданный.
— А вы сами-то себя какой группой считаете, украинской?
— Ну наверное. Песни-то мы пишем все на территории Украины.
Я тут как-то спросил у одного вашего известного музыканта: почему ни одна русская группа не становится реальной звездой на Западе? Кроме "Тату" — абсолютно искусственного образования, в которое влили на какой-то отрезок времени деньги. Он говорит: здешний рынок очень маленький, и нет интереса развиваться. А почему Сезария Эвора — темнокожая женщина с крошечного африканского острова — становится всемирной звездой? Я считаю, все это связано с культурой. Я был на концерте Земфиры. Она очень талантлива. Но для международной арены у нее слишком закрытый мир. То, что она делает, — только для своих, для тех, кто в этом варится.
— А что нужно сделать, чтобы быть для всех?
— Нужно быть такой группой, как мы. Нужно мутировать. Быть космополитами. В Esthetic Education все участники очень открыты, они жили в другом мире. Юра Хусточка (бас-гитарист) жил во Франции, Дима Шуров (клавишник) жил в Америке. У них уже был перелом в сознании.
— Ну а Лагутенко тоже жил в Лондоне, а западной группой "Мумий Тролль" так и не смог стать.
— Но Лагутенко, хоть и жил в Лондоне, все равно не англичанин. Нужно, чтобы либо фронтмен, либо кто-то из музыкантов был иностранцем. Тогда будет привнесена другая культура. Надо, чтобы музыканты забывали о своей национальности.
Хусточка:
— Вот есть такая новая певица — Регина Спектор. Когда ее увезли из России в Америку, ей было 8 лет. Сейчас это человек без комплексов. Она выпустила две потрясающие пластинки. Она поет по-английски, и нет ни малейшего подозрения, что она родом из России. Но в одной песне со второго альбома она вдруг переходит на русский язык, и получается русский романс, и возникает очень русское ощущение. Удивительная гибкость: и так, и так, и по-русски, и по-английски замечательно получается.
— В чем же ваш интерес выпускать альбом в России и делать здесь пиар?
— Мы не хотим выходить на Запад, пока не будем иметь некоего конкретного успеха, допустим, в Украине. После Украины нас, конечно, интересует Россия. Потому что здесь другой масштаб. Но новый альбом мы, безусловно, будем писать уже в Лондоне. Мы нашли отличную студию в Ист-Энде, где записывалась даже Мадонна. Это на Брик-Лейн, в очень ярком районе, где живут пакистанцы, черные, латиносы. Очень интересное культурологическое место. На этой студии есть дух.
— Ты произнес фразу "конкретный успех". Вот что это такое? Первое место на модной радиостанции?
— "Конкретный успех" — это то, что ты сам для себя намечаешь. Вот у меня были такие цели: я очень хотел выступать в Симферополе. Получилось. Я очень хотел выступать на майдане (центральная площадь Киева). Уже два раза выступили. Один раз — на президентском концерте, в числе трех топовых украинских артистов (кроме нас были Руслана и Ани Лорак). Потом я хотел, чтобы мы выступали в Киевском дворце спорта. Уже три раза там выступали. Потом я хотел, чтобы у нас был тур по всем городишкам: Донецк, Одесса… Тур был.
— А в России?
— А здесь пока еще все только началось. А еще для меня показатель успеха — то, что люди в Украине подпевают нам на концертах на английском. Хотя официально в Украине 2 процента населения знает английский. И вот это очень круто.
— А для тебя Esthetic Education уже не би-сайд-проект? Не параллельная деятельность? Ты же кинорежиссер, фотограф.
— Теперь я только музыкант.
Хусточка:
— Мы с самого начала так договорились: Луи бросает свое кино, мы бросаем "Океан Эльзы". Для того чтобы серьезно заняться группой, нужно было от чего-то отказаться. И люди, которые чем-то пожертвовали, сейчас с нами. А те, кто не стал, — отвалились.
— Ну да, это энергетически объяснимо. Надо, конечно, концентрироваться. Ну а вот клип для Esthetic Education ты сам не хочешь снять? Все-таки снимал когда-то "Океану Эльзы".
Луи:
— Нет, пока не хочу. Я должен слишком многому научиться в музыке сейчас.
— Поэтому ты от кино отказался?
— От "Марфы"? От "Марфы" Дина отказалась. У нас из-за этого почти ломалась семья. Я в этом фильме был одновременно и продюсер, и местами оператор, и звукач, и режиссер. И поскольку меня разрывало на сто частей, в какой-то момент я не смог толком объяснить Дине, что надо делать на площадке. И она мне сказала: Луи, я больше не буду сниматься. Если ты не можешь как режиссер объяснить мне, что надо делать, что ты от меня хочешь. Это было ужасно. Но я стал буддистом с помощью этого кино. Я понял, что на самом деле происходит что-то более важное в этот момент, более важное, чем кино. Я стал лучше понимать людей, с Диной мы стали гораздо ближе после этого. Она очень помогает мне сейчас со всеми моими музыкальными историями, я тоже помогаю ей в ее актерских решениях. Наши отношения перешли на новый уровень. В общем, все это было очень правильно.
— А ты в Тибете-то был?
— Нет.
— А Дина нам рассказывала, как она ездила в Непал, работала там с больными детьми.
— Туда нужно ехать, чтобы найти учителей. Но на самом деле буддизм везде существует. В Лос-Анджелесе можно найти удивительного буддийского монаха. Но чтобы найти четкость — мне не нужно куда-то ехать, я хочу внутри себя все это объяснить.
— А ты не ходил в Москве на Мадонну?
— Нет, вообще не был на ее концертах. Но она крутая.
— От нее исходит масса продуманных посылов: о соединении всех религий и вообще о новом смысле веры. И непонятно, то ли у нее хороший учитель, то ли она сама уже им стала.
— У нее всегда был посыл. Она с самого начала проповедовала — о том, как быть свободной женщиной. Ломала стереотипы: женщина, занимающаяся сексом налево-направо, вовсе не является проституткой. Теперь она перешла на духовный уровень, она изменилась. Она понимает свою миссию. Из поп-музыки она самый серьезный музыкант.
— То есть Мадонна, распятая на концерте на кресте, — это не жесткая провокация?
— Конечно, нет, а почему Христос должен быть обязательно мужчиной с бородой?!

Ведущая - Капитолина Деловая

20 сентября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования