Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АНН": Анализ религиозной жизни в России за 11-15 сентября


Эта неделя завершилась конфликтом, подобным "карикатурному скандалу": джихад, по мнению папы Римского Бенедикта XVI, противоречит разуму и божественной сущности. Мусульман такие заявления не оставили равнодушными.

Судьба украинских храмов: политика Ющенко и заявление митрополита Владимира

На этой неделе митрополит Киевский и всея Украины Владимир заявил, что существование раскольнических организаций в стране объясняется политическими причинами. "Уже больше десяти лет власть не хочет выполнять решения высших судебных инстанций Украины о возвращении нам захваченных боевиками кафедральных соборов в Ровно и Луцке", - посетовал владыка.

По его словам, государственная власть многое могла бы сделать для единства православия на Украине, "если бы просто выполняла законы и обязательства, принятые перед европейскими структурами по возвращению репрессированной Церкви экспроприированного имущества, снятию всевозможных препон для социального служения Церкви, возвращению ей статуса юридического лица и так далее".

"Однако упорно этого не делает. Зато нас постоянно пытаются "соединить" с отлученным от Церкви Михаилом Денисенко (глава УПЦ КП – прим. АНН), хотя с ним не только наша, любая Православная церковь даже переговоров вести не может. Об этом говорится и в июльском обращении иерархов большинства Православных церквей мира к президенту Украины", - напомнил первоиерарх Украинской церкви.

Ситуация с храмами в Ровно и Луцке повторяется и в случае с храмом в Чернигове. 12 сентября раскольники из "киевского патриархата" вновь попытались проникнуть в Екатерининский храм, около которого уже несколько недель разбит лагерь верующих УПЦ и активистов Прогрессивной социалистической партии Украины.

Руководство УПЦ КП морально поддерживает своих активистов. Управляющий делами Хмельницкой епархии УПЦ КП архиепископ Антоний еще в августе заявил, что УПЦ КП "должна переходить к активным методам сопротивления антиукраинской деятельности Украинской православной церкви Московского патриархата".

В пятницу, по случаю юбилея Петра Ющенко, старшего брата президента Украины, Филарет наградил его орденом архистратига Михаила (I степени) "за значительный личный вклад в возрождение духовности в Украине, восстановление храмов, содействие становлению поместной Украинской церкви". При этом Денисенко особо отметил "поддержку, которую юбиляр предоставляет утверждению единства и независимости Православной церкви в Украине".

Но президент Украины Виктор Ющенко закрывает на все глаза и постоянно выслушивает жалобы Филарета, который обвиняет УПЦ МП в разжигании религиозной вражды.

"Трудно говорить о национальном единстве, не имея единой поместной православной Церкви", – сказал в своем выступлении на IV Всемирном форуме украинцев Виктор Ющенко. При этом президент обратился к представителям СМИ с просьбой не писать, что, он, "якобы тянет кого-то в определенную церковь". "Я буду уважать выбор каждого. Но мне трудно смотреть на вражду между православными конфессиями в Украине", - подчеркнул Ющенко.

Нельзя забывать и о том, что Универсал национального единства, подписанный Виктором Ющенко, не предусматривает создание единой поместной церкви. Так что рассчитывать на то, что прозападный украинский президент "отдаст" храмы, не приходится.

Как говорил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, если украинские власти будут продолжать использовать политику, чтобы "поддерживать раскольников и бороться с канонической Православной Церковью, это будет беда для Украины".

Митрополит Кирилл считает, что это приведет "только к большему расколу украинского народа". По его мнению, "поскольку раскол был организован политическими, а не церковными силами, то, как он был совершен в одночасье, так он может в одночасье и прекратиться".

Высказывания Бенедикта XVI: мусульмане негодуют

Мусульманские религиозные лидеры резко отреагировали на высказывания папы Римского Бенедикта XVI во время визита в Германию, когда понтифик процитировал высказывания византийского царя о негативной роли ислама. От Бенедикта потребовали извинений "мусульманскому народу за клевету на пророка Мухаммеда и ислам".

Выступая в университете Равенсбурга, Бенедикт XVI говорил об исторических и философских различиях христианства и ислама, а также о связях между насилием и верой. Понтифик призвал задуматься об исламской концепции джихада, которую назвал противоречащей разуму и Божественной сущности.

Бенедикт пересказал слова императора Мануила II Палеолога - византийского монарха XIV века, которому приходилось противостоять Османской империи. "Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие, как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал", - процитировал Бенедикт XVI слова Мануила II. При этом понтифик дважды сказал "я цитирую", чтобы эти слова не были приписаны ему лично.

Организация Исламская конференция (ОИК) опубликовала заявление, в котором выражается сожаление "относительно высказываний понтифика и других фальсификаций, оскорбляющих ислам". Она выразила надежду на то, что эти слова "не отражают новую тенденцию в политике Ватикана по отношению к исламской вере".

В Турции даже засомневались в целесообразности визита Бенедикта XVI в страну, который запланирован на конец ноября. "Я не вижу смысла визита в исламский мир человека, который придерживается подобных взглядов на святого пророка ислама, - сказал председатель Турецкого совета по религиозным делам Али Бардаколгу. - Сначала ему следовало бы избавиться от чувства ненависти". Он также напомнил, что крестоносцы в средние века совершили множество зверств по отношению к православным христианам, иудеям и мусульманам.

Мусульманские лидеры Кувейта потребовали публичного извинения. Генсек объединенной исламской партии эмиратов Хакин Мутаири и руководитель шиитской ассамблеи "Улема" Саид Бакир аль-Махри увидели в высказывании понтифика "вытекающую связь между "джихадом" и терроризмом

"Мы требуем его (Папы) публичных извинений. Атака Папы Римского на ислам и на пророка Мухаммеда противоречит его же призывам к диалогу между цивилизациями", - сказал аль-Махри, который считает, что "утверждения понтифика открывают дорогу к конфликту между религиями".

Представители религиозных организаций, правительственных и общественных структур Египта, Алжира, Марокко и других мусульманских стран также потребовали извинений и объяснений от руководства католической церкви.

К протестам против высказываний папы Римского присоединился палестинский премьер-министр Исмаил Ханийя. "От имени палестинского народа мы осуждаем высказывания папы. Они противоречат истине и затрагивают сущность нашей веры", - заявил он по окончании традиционной пятничной молитвы. Папа Римский должен "пересмотреть свои заявления" по поводу "религии, которую исповедают полтора миллиарда человек", добавил Ханийя.

Ватикан со своей стороны распространил заявление, в котором говорится об уважении понтифика к исламу. "Папа не намеревался задеть чувства верующих мусульман", - отмечается в документе. "Папа Римский Бенедикт ХVI заинтересован в создании климата уважения и диалога в отношении других культур, в том числе ислама, - заявил новый директор службы печати Святого Престола отец Федерико Ломбарди. - Святому отцу было важно подчеркнуть ясное и недвусмысленное отрицание религиозной мотивации насилия".

Реакцию представителей исламского мира на высказывания папы Бенедикта XVI профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев назвал неадекватной.

"Когда речь идет о диалоге двух культур, важно помнить, как одна культура выглядит в глазах другой", - сказал Кураев. - Папа и напомнил, как сарацины выглядят в глазах византийцев, но при этом он не призвал к тому, чтобы перенести эту точку зрения в XXI век".

По его мнению, понтифик в своем выступлении "отметил проблемные точки восприятия мира ислама в других культурных мирах". "В христианстве и исламе существуют разные концепции священной войны. Если в христианстве священная война может быть только оборонительной, то с точки зрения ислама высшая цель войны - это распространение идей Корана по всему миру, в том числе и боевыми средствами", - отметил известный православный публицист.

Негативная реакция исламского мира на лекцию папы Римского представляет собой, по мнению отца Андрея, "ведение джихада другими способами". "Такая неадекватная реакция некоторых исламистских публицистов и организаций подобна реакции сектантов - "о нас или восторженно, или никак". Спокойный и объективный тон по отношению к ним обычно воспринимается сектантами как чрезвычайная обида", - заявил богослов.

Тем не менее, Бенедикт XVI уже не раз изъяснялся подобным образом в отношении мусульман. В январе иностранные СМИ сообщали, что, по словам папы Римского, ислам, в отличие от других религий, несовместим с демократией из-за неспособности к реформированию. Мнение понтифика в интервью итальянскому радио передал отец Иосиф Фессио, ректор университета Девы Марии в Неаполе.

По словам Фессио, Папа убежден, что демократия потребует от ислама "радикального пересмотра религиозных установок, что противоречит духу истин Корана в его понимании мусульманами". В 2005 году Бенедикт XVI отказался объявить ислам "религией мира".

Встреча представителей мировых религий завершилась декларацией

Второй Съезд лидеров мировых и традиционных религий "Религия, общество и международная безопасность", проходивший во вторник и среду в Астане, завершил работу. По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, выступившего на пресс-конференции, посвященной итогам форума, центральное место на нем заняла "тема развития межрелигиозного партнерства с целью сохранения и упрочения ценностей современной цивилизации".

Речь идет о таких ценностях, как гуманизм религиозного сознания, культурное наследие религий, многообразие, принципиальное равенство и уважение религиозных традиций, духовное воспитание и наставничество. "Все эти важнейшие тезисы получили отражение в принятой декларации Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий, - сказал президент. - В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене "идеологии противостояния" – "культурой мира".

В заключительной речи Назарбаев еще раз отметил "основополагающую роль религиозных лидеров в достижении общей цели – обеспечении достойного настоящего и безопасного будущего". Глава страны выразил признательность главам делегаций и всем участникам за "вклад в благородное дело сближения людей и активную поддержку форума".

Делегаты съезда приняли проект Декларации - главный итоговый документ религиозного форума.

"Этот документ отражает и укрепляет наши усилия по воплощению принципов нравственной ответственности во всех сферах человеческой жизни - политике, экономике, образовании, науке, культуре и СМИ", - резюмировал Назарбаев. Он предложил также создать под эгидой съезда лидеров мировых и традиционных религий Международный центр культур и религий.

Представители ведущих мировых религий утвердили Принципы межконфессионального диалога. Он должен основываться на взаимоуважении и толерантности, говорится в документе. Подчеркнута необходимость равноправия всех партнеров этого диалога, свободного выражения мнений и развития всех культур, языков и традиций.

Президент Международного исламского университета Пакистана доктор Махмуд Ахмад Гази предложил выдвинуть кандидатуру президента Казахстана на присуждение Нобелевской премии за вклад в сохранение мира.

Следующий, III съезд лидеров мировых и традиционных религий состоится в Астане в 2009 году.

Аналитическая группа АНН
"АНН"
15 cентября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования