Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": С Новым 7514 годом!
В разгар бабьего лета в России празднуется «церковное новолетие»


Вчера, за три с половиной месяца до встречи 2007 года от Рождества Христова, для православных и просто уважающих обычаи предков наступил 7514 год от Сотворения мира. Сентябрьские новогодние богослужения, впрочем, не мешают пастырям повторять их 31 декабря. А некоторые, особо рьяные, служат праздничные молебны и в канун старого Нового года.

Как это ни странно, ассоциировать новогодний праздник со снегом, елками и привозными мандаринами россияне стали всего 307 лет назад. Петр I, рубивший во всю ивановскую окно в Европу, издал тогда указ о начале нового года 1 января в соответствии с юлианским календарем. За два столетия до него такое новшество ввел во Франции Карл IX, его примеру последовали и другие монархи. Россия в который раз оказалась "позади планеты всей". Зато Новый год у нас до сих пор отмечается дважды, а то и трижды в году. 1 сентября 1699 г. Петр, сидя посреди Соборной площади в Кремле, принимал от патриарха Адриана благословение и кричал "Многая лета!" подданным. Совершался крестный ход, звонили колокола – в последний раз. Однако традиция отмечать в храмах "начало Индикта, сиречь новаго лета" не прервалась.

Сентябрьский Новый год, говоря строго, не столько церковный, сколько бюджетный. При византийском императоре Константине Великом с 1 сентября 312 г. началось исчисление лет по индиктам (от лат. indictio – объявление).

Подразумевалось объявление суммы налогов, которые следовало собрать в этом году после завершения сбора урожая, то есть речь велась о почитании не столько Бога, сколько кесаря. До этого на Востоке (с легкой подачи египтян) практиковалось весеннее летоисчисление – с 1 или 25 марта, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. На Руси мартовский Новый год просуществовал аж до XV века.

Между прочим, и начало церковного новолетия связано с почитанием Божьей Матери. 15 августа (28 августа по новому стилю) – праздник ее Успения, а 13 (21) сентября – ее Рождество. Столь нами любимое бабье лето – чудесный дар природы перед наступлением дождей и холодов – можно сказать, некий провал в ходе времени, между жизнью и смертью. И празднование Нового года посреди бабьего лета исполнено особого смысла. В этот день в церквях читается то место из Евангелия от Луки, где повествуется о начале открытого служения Христа после крещения и искушения дьяволом. Это произошло в первый день иудейского праздника жатвы. Потому в храмах звучат и строки из ветхозаветной книги пророка Исайи о наступлении "лета благоприятного".

В России новогодние молебны совершаются дважды – из уважения к традициям и лояльности к властям. А некоторые пастыри служат их и в канун старого Нового года. Учитывая моду последних лет на восточный календарь, мы вправе гордиться тем, что на сей раз "впереди планеты всей" – никто, кроме нас, не может поздравить с Новым годом друзей четырежды в году.

Что мы сегодня, дорогие читатели, с удовольствием делаем!

Михаил Поздняев
"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ"
15 сентября 2006 г.

Фото: Владимир Машатин


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования