Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТРУД": Отец Тихон: "Без православия Россия невозможна"


Одна из самых ярких фигур в Русской Православной Церкви - наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов). Он проповедник, организатор, духовный наставник множества людей, в том числе и очень известных.

Родился я не в церковной семье. Родители мои были ученые и к церкви относились нейтрально. Крещение я принял после окончания сценарного факультета ВГИКа. Главным для меня событием в жизни стало посещение Псково-Печерского монастыря в 1982 году, где я познакомился со своим духовником - отцом Иоанном Крестьянкиным. И сам монастырь, и отец Иоанн произвели на меня потрясающее впечатление. Пробыл там послушником до 86-го года. Послушания были самые разные: и работа на коровнике, и колка дров. Плюс к тому - большие монастырские службы, ранние подъемы. Для москвича, совершенно не приспособленного к такой жизни, выросшего единственным ребенком в семье, конечно, все это тяжеловато. Но ничего более счастливого в жизни у меня не было.

Я почувствовал, во-первых, совершенно поразительные отношения между людьми, основанные на евангельских заповедях любви к Богу и ближнему. А во-вторых, самое главное, что есть в монастыре: здесь место, где люди познают Бога. Монашество - это особый путь познания Бога через покаяние, через изменение самого себя, через новое духовное рождение. То, что открывает душе монашеский путь, - это настолько потрясающая картина, что все остальное в сравнении с этим просто меркнет. "Отдай кровь и прими дух", - говорили древние отцы, но понять эти странные слова можно только личным опытом.

* * *

У меня есть один близкий друг - иеромонах в Псково-Печерском монастыре. Когда-то его пытался забрать из монастыря отец - сотрудник советского торгпредства в то время, долго живший в Америке ... Он приехал, помню, на черной "Волге", чтобы вытащить сына "на свободу", а сын категорически не желал этого. Хотя ни отец, ни многие другие не могли поверить, что это всерьез. Мальчишка вырос в Америке, долгие годы прожил там. И уже думал по-английски. Потом приехал в Москву, поступил в институт и прошел примерно тот же путь, что и я. Помню, как он появился у нас. Это было в воскресенье после службы - единственное время, когда нам, послушникам, удавалось отдохнуть. И вот, когда мы лежали на своих кроватях в келье, где было нас человек 15, вошел Саша Швецов. Такой "крутой", в каких-то очень модных джинсах. Огляделся: "Ну, вообще, мне здесь нравится! Я, пожалуй, останусь". Мы переглянулись: сейчас, мол, посмотрим, как поставят тебя чистить коров... Но он действительно остался. Так вот отец его разговаривал с архимандритом Нафанаилом, и тот говорит: "Да вы так не кручиньтесь. Пройдет время, сынок ваш монахом будет, Богу послужит..." И тут мы услышали совершенно истошный вопль: "Никогда!"

Потом этот отец спустя многие годы долго работал у меня в монастыре.

* * *

Бывают совершенно особые ситуации. Ведь мы жили в то время, когда храмов просто не было вокруг, и люди познавали Бога как могли. Если в человеке нет сознательного противления истине, и он живет физически вне Церкви в силу обстоятельств, как было в советское время, то Господь управит его - его жизнь, и смерть, и спасение. У меня был старший друг, человек необыкновенный- епископ Василий (Родзянко). Он всю жизнь прожил в эмиграции, и вот как-то раз, в начале девяностых годов, когда в очередной раз приехал в Россию, священник из деревни в Костромской области попросил его послужить в сельском храме. Владыка был очень добрый человек и согласился. По дороге, в глуши Костромской области, прямо перед ним на шоссе произошла авария: мотоцикл, на котором ехали отец и сын, столкнулся с грузовиком. Отец разбился насмерть. Сын в шоке стоял над погибшим. Владыка вышел из машины и обнял молодого человека: "Я священник. Если ваш отец был верующим, я могу совершить отпевание". Молодой человек отвечал: "Да, он был верующим, только в церковь не ходил, храмы все закрыты вокруг. Но у него был духовник". Владыка удивился: "Как это - церкви закрыты, а духовник был?" - "А он каждую неделю много лет слушал по Би-би-си религиозные передачи отца Владимира Родзянко и считал его своим духовным отцом". Владыку Василия (Родзянко) до монашеского пострига звали отцом Владимиром. Владыка заплакал и опустился на колени перед своим духовным сыном, к которому Господь привел его по неисповедимым Своим путям, чтобы от имени Церкви проводить его в последний путь.

* * *

Непостижимые, поразительные силы, которые нам невозможно представить, приводит в действие истинная молитва. Об этом может рассказать каждый православный человек, живущий христианской жизнью. Вот одна недавняя история. Поступивший в семинарию при нашем монастыре молодой человек (из алтайских немцев, ставший гражданином Германии) украл в монастыре из сейфа 180 тысяч долларов. Эти деньги мы долго копили, издавая книги, чтобы купить зерноуборочные комбайны для подъема разрушенного хозяйства, взятого нашим монастырем в Рязанской области. Так вот он украл эти деньги и уехал в Германию. Уголовное дело в Генпрокуратуре завели, но сказали: "Батюшка, забудьте. Вора не найдут никогда. Он уже, как гражданин Германии, уехал через "зеленый коридор". А если даже найдут, Германия его России все равно не выдаст и деньги не отдаст". Мы сказали: "Тогда мы будем молиться". И стали молиться Матери Божией, Покровительнице нашего монастыря. Мы же не для себя просим вернуть эти деньги, не дачи себе строить, а чтобы людям помочь. Через две недели нам сообщают: воришку арестовали на немецкой границе! Его обыскали только потому, что он пересекал границу через три дня после 11 сентября 2001 года, после нападения на Нью-Йорк. Тогда немцы обыскивали всех подряд -и в "красном коридоре" и в "зеленом". Деньги он не смог декларировать, и их отобрали до суда. Но от суда вор скрылся. Мне говорят: "Пока не будет суда, вам деньги не вернут, а суда не будет, пока он не явится в суд". Мы опять молимся, просим.

В связи с диалогом с Зарубежной церковью я через год полетел в Мюнхен. В Германии 82 миллиона человек. Знаете, кого я первого там встретил?! Этого субчика! Я его схватил за руку и запер в местном православном монастыре. Звоню в Москву прокурору: "Я его поймал!" Он долго не мог поверить, но когда понял, что все серьезно, говорит: "Срочно отпустите его! Вы задержали гражданина Германии, вас сейчас посадят в соответствии с немецкими законами!" Я ему отвечаю: "Не знаю насчет немецких законов, но мне его Господь в руки послал. Какие тут еще законы?" Созвонились с немецкой прокуратурой, с Интерполом. Полиция приехала. Все допытывались, как я его нашел. А я его не искал, это промысел Божий. Состоялся суд, и произошло так, что деньги нам вернули в наш престольный праздник - Пресвятой Богородицы, которой мы и молились. Работники прокуратуры и Интерпола были тогда под сильным впечатлением от всего случившегося и очень нам помогли.

* * *

Россия вообще невозможна без Православия. Конечно, никто не будет всех загонять в храм общими шеренгами - этим любят покошмарить обывателя сознательные недруги Церкви. Но я не сомневаюсь, народу, чтобы выжить, необходимо найти самое эффективное и естественное для себя мировоззрение. В случае с Россией его не надо выдумывать - его надо вспомнить. И это случится, может, с задержкой, но случится обязательно.

Так же как - рано или поздно - нам придется к тем вопросам вернуться, которые мы пока стараемся обойти, которые мы даже не понимаем, потому что наше общение здесь, в Москве или в больших городах, оно неадекватно самой России.

* * *

Кажется, легче перечислить в Европе страны, в которых не преподается Закон Божий как обязательный школьный предмет: Россия, Франция, Чехия, ну и еще несколько стран. Закон Божий для верующего человека - конечно, это необходимый предмет. А для остальных... Что сказать, очень жаль, что люди, противящиеся этому, страшно обкрадывают не только сами себя, но и своих детей. Данте писал: "Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства, самое глупое, самое подлое и самое вредное верить, что после этой жизни не будет другой".

Коновалов Валерий, Сердюков Михаил
"ТРУД"
14 сентября 2006 г.

Фото: Труд 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования