Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА": Остров» - наш ответ «Коду да Винчи»? В субботу фильмом Павла Лунгина завершился Венецианский фестиваль


Лунгина можно поздравить: впервые в истории Венецианского кинофестиваля его официальная программа закрылась показом российской картины. Сам режиссер называет ее этапной в своей карьере. Между тем аскетичный фильм, почти все действие которого разворачивается в затхлые 70-е в мужском монастыре на северном острове, не слишком отличается от его шумных городских романсов, лучшим из которых остается "Такси-блюз". Трагикомические сюжеты Лунгина всегда задавали "проклятые вопросы" - из тех, которыми маялись герои русской литературы. И Лунгину удавалось облечь мифы о "неповторимом российском пути" в форму, понятную международной аудитории.

"Духовная революция начнется с России"

Главную роль в "Острове", как и 15 лет назад в "Такси-блюзе", Лунгин отдал неповторимому, как загадочный "русский путь", актеру и музыканту Петру Мамонову. В новой картине Мамонов играет монаха-истопника, вся жизнь которого - искупление греха, совершенного во время войны. Его персонаж отец Анатолий живет в кочегарке, молится не по уставу, поклоны бьет не в те углы... Но при этом демонстрирует способности и к чтению судеб, и к исцелению людей, и к изгнанию дьявола. Таланты эти недоступны двум другим, "нормальным", монахам. Их у Лунгина сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев.

- "Остров" был готов к Каннскому фестивалю, где показывали многие ваши фильмы. Однако Канны картина не заинтересовала.

- Фестиваль - это тоже "произведение искусства". И если его открывает "Код да Винчи" - фильм, который, в общем, говорит, что Бога не было, то "Острову" там делать нечего.

Потому что мой фильм о том, что Бог есть. Остров в картине - это символ спасения. Этот остров существует, должен существовать в душе человека. Это сознание, знание, чувство того, что Бог есть.

Вообще мне кажется, что Европа сейчас в тупике, она ветшает, становится скучной, плоской. Виной тому отсутствие религиозного сознания. Миром правит хаос всеобщего эгоизма. Свобода выродилась в какую-то примитивную нищету души, когда никто ни для кого не хочет пошевелить пальцем. Думаю, что грядет некий духовный переворот, и начнется он у нас, в России. Когда-то мы обогнали всех с социалистической революцией - обгоняем и сейчас. Такова уж судьба нашей страны - вперед других проходить, проживать исторические этапы. Посмотрите, что происходит сейчас в Америке. После всех постигших ее напастей она тоже начала жить в осознании того, что существует добро и зло.

"Саморазрушение для меня в прошлом"

- Вы явно не сразу пришли к столь далеко идущим выводам.

- Я вообще экстремист по духу. У меня была довольно бурная молодость, я много занимался саморазрушением... Но на каком-то этапе путь внутреннего поиска привел меня к Богу. Я понял, что человек не создан для того, чтобы жить только материальными интересами или лежать на пляже раз в году.

- Эти духовные поиски созвучны тем, через которые прошел Мамонов?

- Конечно. Просто Петя совсем уж доводит все до безумия. Он сильно пил, потом чуть не умер, сейчас живет отшельником. Безумие - это форма его существования. В Пете Мамонове есть этот корень, этот ген. Он - особенный, абсолютно безжалостный к себе человек.

- Мамонова на главную роль взяли явно без проб? 

- Петя был для меня условием существования этого фильма. Он - единственный, кто смог бы это сыграть. Сухорукова привел тот же Мамонов: "Ты не знаешь его, он совсем другой!" И правда, Витя оказался нежнейшим человеком. Он играет всех этих бандитов и психопатов, используя свой темперамент, но это совсем не он. Дюжев тоже, по-моему, актер большого потенциала. Но, как и Сухоруков, однобоко использовался в нашем кино.

- Вы не боялись брать на роли монахов актеров, за которыми долгий шлейф "бандитских" ролей?

- А он не мешает! Разбойники-монахи действительно существовали. Атаман Кудеяр пришел в монастырь...

"Церковь спасла нас от Грабового"

- Как отреагировала на картину церковь? "Остров" ведь в чем-то критичен по отношению к ней. "На голенищах архиерейских сапог больше всего грехов и умещается", - говорит у вас герой Мамонова.

- Иерархи Русской православной церкви картину еще не смотрели, но я показывал ее дружественно настроенным священникам, и у них позитивное к ней отношение. Мне кажется, что церковь достаточно мудра, чтобы понимать, что "Остров" - это фильм-притча. Это вовсе не церковное произведение.

- Храм отца Анатолия находится в кочегарке. Все его существование - укор многим священнослужителям, вконец закосневшим в своей привычке к комфорту. Многие из них ведь и в реальности уже на джипах в храм ездят. Вот персонаж Мамонова и отправляет любимые сапоги отца Филарета (Сухоруков) в огонь.

- Герой Мамонова - экстремист, и я смотрю на это с улыбкой. Если бы мы все пошли до конца по этому пути, то не было бы ни культуры, ни материального мира, ни того же самого кино. Остановить прогресс невозможно. И церковь как система, как институт необходима человечеству, иначе мы все бы погибли от безумных проповедников типа Грабового.

Для меня три героя "Острова" иллюстрируют три способа, три пути веры в Бога. Есть мучительный путь героя Мамонова, проживающего веру как боль. Есть детский - у людей, которые не знали искушения. Для меня персонаж Сухорукова Филарет верит в Бога именно как ребенок. Его вера безоблачна, он не знает мук. И третье отношение к Богу - как к службе. Это герой Дюжева. Бывший офицер, он как будто бы ждет от Бога новую звездочку на погоны. Эти три пути естественно сплелись в моем фильме. Герой его, конечно, Мамонов, но я не уверен, что путь героя Сухорукова хуже. Он просто иной.

"Цыганов сыграет Рахманинова"

- Вам не кажется, что мысли о России, о Боге пришли к вам по причине постоянного проживания во Франции?

- Да, Гоголь за границей писал "Мертвые души", то же самое с Буниным, Достоевским... Я, конечно, не сравниваю себя с ними, но за границей и вправду охватывает какое-то щемящее чувство. Сейчас я уехал из Франции, я уже почти как три года живу здесь. Раньше французы вкладывали деньги в мои фильмы. Теперь мне они не нужны - сегодня мне легче найти их в России. Да и мода на все русское во Франции давно прошла.

- Два слова о фильме, который сейчас снимаете.

- Он называется "Ветка сирени" и посвящен Сергею Рахманинову. Но это не биографический фильм. Скорее фантазия на тему Рахманинова, его отношений с женой. История о русском художнике, о музыке, о тяжести таланта. Рахманинова сыграет Евгений Цыганов, причем и молодого, и зрелого. Его жену - Вика Толстоганова. Еще будут сниматься Алексей Петренко и Вика Исакова, замечательно сыгравшая в "Острове" молодую женщину, одержимую бесами.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Павел ЛУНГИН родился 12 июля 1949 года в Москве, в семье сценариста Семена Лунгина ("Агония", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!"). В 1971 году окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ, а в 1980 году - Высшие сценарные курсы.

Дебютировал в кино как сценарист в 1976 году - фильмом "Все дело в брате". Написал сценарии к фильмам "Конец императора тайги", "Непобедимый", "Все наоборот". В 1990-м снял по собственному сценарию свой режиссерский дебют - фильм "Такси-блюз", за который был удостоен приза за режиссуру на Каннском кинофестивале.

3 самых известных фильма Лунгина:

 "Такси-блюз"

 "Свадьба"

 "Олигарх"

Стас Тыркин,
"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА"

11 сентября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования