Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ": Спасибо антисемитам. Виктор Зонис писателем себя не считает. Он просто написал книгу. "Второе пришествие. Попытка первая"


 – "Второе пришествие" – это первая ваша книга?

– Да, до этого были только рассказы. В студенческие годы писал разные миниатюры, в том числе и для команды КВН, материалы для газет, когда в одесском горисполкоме отвечал за связь с прессой.

– В иммиграции многие начинают писать, а иные просто становятся графоманами. Почему? Неужели только из-за большого количества свободного времени?

– Несомненно, уходит часть забот, связанных с поиском средств к существованию. А кто-то теряет объективное отношение к себе. Уехали ведь не от хорошей жизни, и здесь нужно как-то выделиться. Уже в первом переселенческом лагере в Уна-Массене все почему-то становятся сразу директорами и главными инженерами, у всех все "было", а в Германию приехали так, погулять... Наши люди заниженной самооценкой, как правило, не страдают.

– Не страдают заниженной самооценкой? Но ведь вся система наша советская причесывала людей под одну гребенку. Мне кажется, наши люди зажаты, как никто.

– Не согласен. Если волос жесткий, как его ни стриги, как ни причесывай, он все равно будет торчать. Это только кажется, что все мы там были причесаны под одну гребенку. Мы были разными. Менее амбициозными и более. Многие обивали пороги редакций, но пускали туда не всех. Хотели удивить кого-то и родственников порадовать. А что касается графоманов... Я к ним себя не отношу. Не пытаюсь любой ценой издаваться. Не хочу кокетничать, но от профессиональных критиков в Украине получил хорошие отзывы. Их нельзя заподозрить в любви ко мне, как к человеку. От этого никуда не денешься – тема еврейства, я сам еврей.

– А если бы "не еврей" – вы взялись бы за эту тему?

– Если бы был монголом, точно не написал бы про евреев – мог вообще не знать об их существовании. Потому и взялся, что эта история до сих пор никем не описана. Неужели многотысячелетняя история еврейского народа не заслуживает внимания? Быть может, я плохой читатель, но хорошей литературы об этом не встречал. Поначалу я хотел написать книгу о теперешней иммиграции. Но меня поразила игра цифр. Официально иммиграция евреев в Германию была разрешена в 1991-1992 годах. Я вспомнил, что в 1491-м евреи были изгнаны из Испании. Часть из них попала в Германию. И тогда, ровно 500 лет назад, в Германии появились первые еврейские поселения. Это исторический, и знаковый – для меня – факт. Остальное я просто представил – как могли бы разворачиваться события. В то время Кельном правил герцог. Звали его Герхард или Ханс – неважно. Я не стремился к детальной точности. Даты и имена – самое скучное в истории. Я думал о том, чтобы изменить укоренившееся представление: еврей – торгаш, еврей – ростовщик, еврей – приспособленец. Да, были, есть и такие, как и в каждом народе. Но у меня евреи – мужественные люди, сохранившие чувство собственного достоинства, умевшие защитить себя. А разве иначе выжил бы этот народ в тысячелетних гонениях по миру?

– Ваша книга читается легко – потому что легко написана. Наверное, найдется критик, который припишет эту легкость, простите, недостатку таланта. Чем сложнее произведение, тем легче выдать его за витиеватость писательского ума. Что бы вы ответили такому критику?

– Я – человек сомневающийся и допускаю, что, возможно, в литературном отношении моя книга – не открытие. Я мог бы издать ее за свои деньги. Но что потом? Если книга плоха, какой смысл ее издавать? Порадовать родных? И раздавать ее потом бесплатно в пешеходном переходе? Если книга стоящая, ее заметят издатели, хотелось бы, чтоб заметили. Для меня важно, чтобы она дошла до читателя. И гонорар не самое главное – я на него не претендую.

– А что, если ваших героев из Средневековья перенести в день сегодняшний? Те же интриги, та же внутренняя борьба между порядочностью и честолюбием. Так или нет? Почему бы в герцогском кабинете не повесить на стену портрет президента, а в руки вашему главному герою Иосифу не вложить кожаную папку "К докладу"? Работая над книгой, вы не вспоминали атмосферу советских исполнительных органов, которым вам довелось посвятить часть жизни? И еще, если честно, Иосиф – умный, ироничный, деловой человек – это случайно не вы?

– Наверное, подсознательно я наделил его такими качествами, которые хотел бы видеть в себе. Создавал собирательный образ. В общем, он обычный человек, который умеет делать дело и отвечать за него, грамотный, эрудированный. Папки "к докладу" у него не было, потому что была хорошая память и цепкий ум. Портрет президента в рабочем кабинете герцога? Почему бы и нет? Это только кажется, что с тех пор многое изменилось. Ритм жизни ускорился, она стала комфортнее. Но общий фон остался прежним. Разве люди перестали терять голову из-за денег? И разве сегодня не так же трудно тем, кто на голову выше своего окружения? Королю Испании нужны были деньги, и лучший способ их отнять – изгнать евреев. Испания – тогда царица Европы – так и не смогла подняться. Как оказалось, основной ценностью для нее были не еврейские деньги, а сами евреи. Я сделал вывод: живя в той или иной стране, евреи становятся больше гражданами и патриотами, чем коренное население. Особенно это было заметно в Испании. Врачи, философы, поэты, банкиры – они служили ей на благо. Изгнание евреев имело не религиозную, а очень банальную почву – деньги. В подтверждение этому такой пример: министр финансов Испании – Абарбанель – еврей. И именно в период изгнания евреев ему предложили остаться в Испании. Значит, не могли доверить экономику страны никому другому?

– "Второе пришествие" заканчивается тем, что сильный и мужественный Иосиф, спасая своего маленького сына, бежит из Германии и оказывается в России. Без компаса он мог бы попасть в любую другую сторону света. Россия – это неслучайно?

– Неслучайно, конечно. Ведь именно из России едут сейчас евреи в Германию. И если книга будет продолжена, то почему бы этим евреям не быть потомками того же Иосифа? Он попадет в Россию, что будет делать потом, я еще не знаю. Но точно знаю – вторая часть будет. Мы с Иосифом сейчас "не общаемся". У него сложный период в России, и он пока живет своей жизнью. Но много времени на раскачку он не получит, да это ему и не нужно.

– Вы религиозны? Во что верите, с чем соизмеряете поступки?

– Я верующий человек, но не религиозный в принятом смысле этого слова. Поступки с чем сверяю? С совестью. Когда под ложечкой сосет, если делаешь что-то не так. Иосиф тоже не религиозен. Религиозность предполагает бездумное выполнение требований, обрядов, не оставляет места для сомнений. В этом смысле умный человек не может быть религиозным. Я читал Тору много раз – потрясающая книга. Но эти сложные подпункты, запреты написаны все же людьми. Поэтому я верующий, но не религиозный человек. Я, к сожалению, нечасто бываю в синагоге. Но мне нравится там бывать.

– В России и Украине все громче голоса антисемитов...

– Не удивляйтесь, но это даже хорошо. Что бы они ни придумали, все уже было! Наш народ умеет выживать только тогда, когда ему очень трудно. В детстве я иногда стеснялся того, что я еврей. Как все, очень хотел быть пионером. Мне нравились советские лозунги и атмосфера. И я не считаю, что меня оболванивали: многое было правильным. Для меня, во всяком случае. Поэтому я не понимал тогда, почему, например, мой отец, интеллигентный и образованный человек, старался быть незаметным, отказывался от публичности, осторожничал с вступлением в партию. Он боялся повторения "дела врачей". Я всегда знал, что я еврей и поэтому мне нужно учиться лучше других, чтобы поступить в институт, работать лучше и быть осторожным в словах и поступках. То, что прощалось другому, еврею не могли простить. Я по-своему благодарен антисемитизму. Еврейский народ и выжил потому, что всегда понимал: априори ему сложней, чем тем, кому национальность не помеха. Так было всегда. И всегда были антисемиты. Если в жизни человека ничего не складывается, ему проще и приятнее винить не себя, а других. Кого же, как не евреев? В сегодняшней Германии, по моему мнению, антисемитизма как такового нет, потому что новое поколение ничего о евреях не знает, а старое – навсегда обожгло о них руки. Поэтому в Германии к евреям не относятся никак – принимают как неизбежное зло. Впрочем, мы для них и не евреи – русские, украинцы... Хуже другое – социальной помощью Германия делает то, что не удавалось сделать самым изощренным юдофобам всех времен и народов. Эти подачки просто "убивают" евреев. От праздности человек тупеет, а еврей перестает быть евреем. Но у способного человека должен сработать инстинкт самосохранения, чтобы не потерять самого себя. Он что-то обязательно изменит, вернется на родину или уедет туда, где сможет жить достойно и заниматься тем, что умеет.

Интервью записала
Татьяна Орел

11-17 сентября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования