Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": Брат Алоис из Тэзе: История общины и моя личная история встретились


- Брат Алоис, вы возглавляете общину Тэзе практически ровно год. Известно, что своим преемником вас назначил сам брат Роже еще много лет назад. Скажите, было ли страшно в тот момент, когда вы узнали, что вам предстоит служение приора, и в тот день, когда приняли на себя это служение?

- Впервые брат Роже сказал, что я должен стать настоятелем общины, когда я был еще совсем молодым человеком. Это было в 1978 году, мне было всего 24 года. Первое, что я подумал: "Это совершенно невозможно". Конечно, я колебался, но все-таки я не стал бы называть свои чувства страхом. Я почувствовал, что нужно дерзать, нужно преодолеть боязнь. Но всё это относится не только ко мне лично – все наши братья здесь находятся в борьбе: они постоянно преодолевают страх, доверяя себя Богу.

Что касается второй части Вашего вопроса, то в тот самый день, когда был убит брат Роже, меня не было в Тэзе – я находился в Германии, где шла подготовка к Всемирному дню молодежи. Когда мне рассказали по телефону о том, что произошло, сначала я просто не мог поверить услышанному. К счастью, нашлись люди, которые посадили меня в свою машину и привезли в Тэзе. На следующее утро я был уже здесь, я приехал к началу утренней молитвы. И один из братьев сказал: "Ты должен начать прямо сейчас". А после молитвы я обнялся со всеми братьями, присутствовавшими в церкви, и это дало мне смелость приступить к служению.

- Насколько я мог заметить, после убийства брата Роже в Тэзе ничего не изменилось в плане обеспечения безопасности: у настоятеля нет личных телохранителей, у входа в церковь нет металлодетекторов… Значит ли это, что и в этом вы не испытываете страха?

- Мы не можем менять обычаи открытости и гостеприимства, сложившиеся в Тэзе. Конечно, мы должны следить за тем, что происходит в церкви. И это очень важно. Но мы не можем использовать такие методы, которые могли бы отпугнуть молодых паломников.

- А какова судьба той несчастной женщины, которая убила брата Роже?

- Она находится во французской тюрьме, следствие еще продолжается. Мы должны набраться терпения и ждать результатов.

- Изменилось ли что-нибудь в жизни общины Тэзе за последний год?

- Конечно, со смертью брата Роже изменилось всё. Нам его очень не хватает. В последние годы, несмотря на свой преклонный возраст, брат Роже оставался в самом центре жизни общины. Я бы сказал, что у брата Роже было как бы две стороны. Первая – это его динамизм и решимость, он был человеком сильной воли. В то же время ему было свойственно подлинное смирение, гибкость, умение менять что-то в зависимости от той или иной ситуации. Но в последний период его жизни на первое место вышло такое свойство души брата Роже, как его доброта. И можно сказать, что эта доброта задавала тон всей нашей жизни в общине.

Но в то же время можно сказать, что не изменилось ничего. При жизни брат Роже призывал нас жить доверием Христу – и он продолжает призывать нас к этому и сейчас. Внутри общины царит единодушие, никто из братьев не покинул общину за прошедший год. Молодежь по-прежнему приезжает в Тэзе – более того, паломники становятся даже многочисленнее.

Всё это подтверждает, что брат Роже звал людей не к себе самому – подобно Иоанну Крестителю он указывал на Христа. Молодые люди поняли это – поэтому они продолжают приезжать сюда. И мы продолжаем вместе с ними это паломничество доверия на земле, начатое братом Роже.

Этой осенью мы проводим встречу молодежи в индийской Калькутте – и это продолжение наших традиций. В свое время брат Роже сам организовал несколько подобных встреч в Индии, на Филиппинах в ЮАР.

- Брат Алоис, вы родились в Германии в семье судетских немцев, депортированных после второй мировой войны с территории нынешней Чехии. Позже, уже будучи членом общины Тэзе, вы отвечали за установление контактов с чешскими верующими. Не испытывали ли вы, общаясь с чехами, чувство горечи и обиды за то, как их соотечественники обошлись с вашей семьей?

- Нет, совсем нет. Я никогда не испытывал отрицательных чувств по отношению к представителям чешского народа. С раннего детства я слушал рассказы родителей о том, как жила наша семья до войны. И я понял, что с одной стороны, было нанесено много обид – да это так. Но, с другой стороны, я понял, как сильно любили они эту землю – Судетскую область. Впервые я поехал в Прагу в 1974 году из Тэзе – в то время я еще не принес обетов и не был полноправным членом общины, – и я получил огромные впечатления от того, что мне довелось увидеть. Я смог встретиться с христианами, которые отсидели за свою веру в тюрьме, со священниками, подвергшимися суровым гонениям. Это были очень трудные годы для Церкви. И вскоре я понял, что это в наших силах – исцелить раны истории. И говоря лично о себе, я могу сказать, что тот факт, что мои корни в Судетах, сыграл определенную роль в выборе жизненного пути. Я видел, что община Тэзе делает так много ради создания взаимопонимания и доверия между Востоком и Западом – и, можно сказать, история общины и моя личная история встретились… Думаю, это стало одной из важнейших причин того, что я остался в общине.

- Вам удалось побывать в родных местах ваших предков?

- Да, я был в судетской деревушке, где жил мой отец. Получилось так, что отцу удалось сохранить связи с односельчанами-чехами. Меня приняли в доме друга детства моего отца. Более того, я был на кладбище и видел могилу моего прадеда, за которой этот человек всё время ухаживал. И я воспринял это как еще один знак того, что обиды прошлого могут быть исцелены.

- Могли бы вы в нескольких словах сформулировать главную задачу Тэзе?

- Своей жизнью в общине мы стараемся быть образом Евангелия. Мы бедные, несовершенные люди, у нас много недостатков. Но мы можем обратиться ко Христу и попытаться стать своего рода образом того единства, которое заповедовал Христос. Вот и всё.

- В ходе истории Бургундия часто становилась духовным центром христианской Европы – совсем близко от Тэзе находилось знаменитое аббатство Клюни, немного дальше – Сито. Но сегодня в нескольких десятках километрах отсюда действует крупный буддийский монастырь. В больших городах Франции и других европейских стран появляется всё больше мечетей. Кажется ли вам, что христианская идентичность Европы находится сегодня под угрозой? И в чем причины этой угрозы?

- Мне кажется, что основная проблема заключается сегодня в том, что родители разучились передавать свою веру детям. Они не знают, как рассказать им о своей вере. Молодежь подвержена такому количеству влияний извне, что это порой приводит к формированию индифферентности. Я бы не сказал, что сегодня молодые люди настроены против Церкви – они принимают ее, даже восхищаются ею, но при этом говорят своим родителям: "Ты ходи в свою церковь, а я пойду в другой клуб". Это принципиально новая ситуация, и мы должны не предаваться отчаянию, а думать, каким образом можно найти из нее выход. Мы должны помочь людям заново открыть Евангелие. И в этом огромную роль может сыграть живой диалог.

К счастью, большинство молодых людей, которые приезжают в Тэзе, укоренены в церковной жизни, и это делает возможным диалог между представителями молодежи. Я думаю, такой диалог очень важен, потому что в его ходе удается поделиться чем-то очень важным. Верующая молодежь может повести за собой своих сверстников. А мы должны говорить с ними о Евангелии, мы должны проповедовать Евангелие молодым людям – и они готовы слушать. Мне кажется, что та неделя, которую они проживают вместе в Тэзе, помогает им раскрыть сердца.

Мы говорим всем нашим молодым гостям: возвращайтесь в свою родную церковь – и мы видим, как они углубляют свои связи с церковью. Возьмем для примера паломников из России. Они приехали из страны, имеющей богатую историю, в которой уже много веков существует христианская Церковь. Но находясь в Тэзе, они видят других верующих, которые стараются следовать за Христом – в чем-то не так, как они… И одно не противоречит другому. Мы видим, что как раз возвращение к своим собственным корням делает возможным подлинную открытость по отношению к другому. Мне вспоминается евангельская притча о дереве: лишь имея крепкие корни, оно могло стать таким, чтобы птицы небесные укрывались в его ветвях. А если нет корней, то не может быть и настоящей открытости. Да, может быть терпимость – но ведь часто под этим словом скрывается безразличие…

- В этом году вы впервые посетили Россию. Каковы ваши впечатления от этой поездки?

- Лично для меня это был самый настоящий подарок от Бога, потому что я смог лучше понять то глубокое доверие, которое существовало между Русской Церковью и братом Роже. Он всегда говорил нам, что испытывает безграничное уважение к Русской Православной Церкви, которая вынесла такие страдания.

Я также был глубоко впечатлен тем, что увидел в русских храмах во время богослужений. Во время этих молитв я буквально ощутил дух особого преклонения перед Богом, Который неизмеримо больше, чем мы, но в то же время – через Свое милосердие – находится рядом с нами.

Мы очень надеемся, что молодые христиане из России, приезжающие в Тэзе, смогут передать нам этот дух, которым они живут в своей Церкви, – дух молитвы, дух поклонения. Ведь одно из самых драгоценных сокровищ православной веры – это ощущение тайны Бога и тайны Человека, осознание величия человека пред лицом Божиим. Это богословие, сформулированное великими греческими Отцами, было развито и сохранено Русской Церковью. И молодые верующие из России могут поделиться этими сокровищами со своими сверстниками из других стран. Вот почему для нас очень важно, чтобы русские приезжали в Тэзе.

Алоис Лёзер родился 11 июня 1954 года неподалеку от Нёрдлингена (Бавария) в семье судетских немцев, депортированных из Чехии. В 1974 году вструпил в братию Тэзе. 6 августа 1978года принес вечные обеты. В этом же году основатель общины брат Роже Шютц назначил его своим преемником. В августе 2005 года, после убийства брата Рожэ, вступил в права настоятеля.

Беседовал Дмитрий Власов
"БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
5 сентября 2006 г.
Фото: Благовест-Инфо


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования