Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БАБР.РУ": Без крестов. Не станут ли еврейские дети объектом православной пропаганды?


Скажу сразу – я не имею ничего против ведения этого курса. Вообще, я считаю вполне естественным, если в русских школах будут преподавать не то что какие-то невнятные "основы православной культуры", но просто "Закон Божий" в том объеме, в котором он был до Революции.

Конечно, ведение полноценного религиозного образования в российской школе – вещь сложная. Россия для осуществления этого проекта требуется несколько иная. Но это уже, как говорится, уже не моя проблема. Единственное, что меня в этом деле беспокоит, как еврея – что бы еврейские дети не стали объектом православной пропаганды, но, наоборот, получали бы элементарные знания об иудаизме, чтобы им на уроке рассказывали про рабби Акиву и рабби Нахмана из Брацлава. Но все это – вопрос решаемый. Думаю, израильскому правительству и/или российским еврейским организациям можно было бы легко договориться на этот счет сс российским властями и с Патриархией.

Как известно, с курсом "Основы православной культуры" связаны и многие другие проблемы – СМИ о них писали достаточно. Но это уж дело самих русских – пусть сами решают как из них выпутаться.

Конечно, было бы интересно понаблюдать, как "Основы православной культуры" будут вводить, например, в школах российского города Аргуна, где недавно сообщила газета The New York Times, "в здании правоохранительных органов" 23-летней местной девушке "сбрили волосы и брови и выкрасили голову в зеленый цвет, цвет ислама", а на лбу "жирно нарисовали крест" (сотрудники местной милиции заподолрили ее в непозволительной связи с русским).

Интересные проблемы перед энтузиастами "религиозного просвещения" ставит и недавнее заявление президента Татарстана Шаймиева относительно нового школьного предмета: "В Татарстане этого не будет", - заявил татарский президент, не объяснив – чем его субъект Федерации чисто юридически отличается от других субъектов.

Однако сказать, что данная тема меня сильно занимает – было бы преувеличением. Так что я, честно говоря, совершенно не собирался встревать в дискуссию по поводу введения в российских школах курса "Основы православной культуры". Не собирался, пока не увидел статью Дмитрия Ольшанского. Точнее не саму статью, а иллюстрацию к ней – обложку этого самого пресловутого курса. Увиденное привлекло мое внимание. Но я не сразу понял – чем именно. Вроде все обычно: панорама православных церквей – совершенно естественный рисунок для книги "Основы православной культуры". "Очень знакомая картинка", - подумал я. Что-то она мне напоминала. Что-то такое, что диссонирует и с содержанием статьи Ольшанского, приветствующего введение в школьную программу "Основ православной культуры" и самими этими "основами".

И вдруг я сообразил - крестов-то над куполами – нет! Какие-то размытые шпили и непонятное сияние. Такой рисунок вполне мог украшать книжку на иврите для религиозных еврейских детей. Там тоже церкви рисуют так, чтобы крестов не было видно, так как крест, с точки зрения иудаизма – идол, которому поклоняются. Зачем религиозным еврейским деткам видеть лишний раз такое? Вырастут – увидят, если захотят. Вот и рисуют израильские художники палки вместо крестиков. Совсем как на обложке одобренного Московской Патриархией учебника, призванного ознакомить широкие массы русских детей с православием.

Я далек о того, что бы подозревать, что автор учебника Алла Валентиновна Бородина - педагог, филолог, публицист, автор более тридцати публикаций, член Союза писателей России, аудист Московского института открытого образования г. Москвы и прочая, прочая - тайная иудейка или сторонница невесть как дожившей до нашего времени ереси жидовствующих (она же "московско-новгородская ересь").

Но, эта визуальная "оговорка", как говорится, явно "по Фрейду". Сама по себе она достойна отдельного материала…

Энциклопедия определяет культуру так: "Культу́ра - набор правил (часто неформальных), стереотипов и норм поведения, результатов творчества, свойственных некоторому обществу".

Самое первое и исчерпывающее определение этому термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832-1917).

"Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества". В оригинале: "Culture is that complex whole which includes knowledge, belief, art, morals, law, custom, and any other capabilities and habits acquired by man as a member of society" ("Primitive Culture", 1871).

То есть в современном обществе культура – один из многих способов социализации человека. КУЛЬТУРЫ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫЕ – есть культура потребления, есть культура чтения, культура дефекации и мочеиспусканию (с ними знакомятся в самом раннем детстве), культура дорожного движения. И, как выяснилось, есть еще культура религиозная – в данном случае православная (очевидно будет еще иудейская, буддистская, исламская – для соответствующего "контингента школьников"). Она – всего лишь один из многих аспектов "нашей жизни". Причем, далеко не самый важный, ибо важность предмета для школьника определяется количеством потраченных на него учебных часов и отношением у нему родителей.

Между тем, религия же = вера в Бога. Вещь это совершенно тотальная. Вера в Бога – это принятие на себя соучастия в Его делах по управлению миром. Это есть главная и единственная суть религии.

За религию отдают жизнь – и/или берут чужую. Это даже не вопрос жизни и смерти – это вопрос гораздо выше, чем жизнь и смерть. И находиться среди прочих вопросов "культуры" он никак не может...

Впрочем, тут я не прав – религия в "современном" обществе давно уже находится в ряду прочих "проявлений культуры". И оказывает на человека она совершенно соответствующее влияние – то есть, практически никакого.

Возможно, в этом нет трагедии – ведь жили же люди "в современом мире" более-менее счастливо не один десяток лет (почти два столетия, если быть точным). Так что пусть себе учебное и религиозное начальство балуется новыми ставками, отпущенным на это дело финансированием и прочими приятными моментами.

Все так. Вот только вот времена нынче меняются. И те пробелы и уродства, что ранее - еще пару десятилетий назад - были в "антропологической ткани" человечества" незаметны – сейчас начинают выступать наружу. И люди начинают падать в них - в эти пробелы.

Современное общество утратило тотальную идеологию - идеологию, которая могла бы объяснить человеку ВСЁ: зачем он живет, "кто виноват" в этом и "что делать". А ответы на эти вопросы дает именно религия.

Традиционные религии Европы уже давно - с началом Нового времени - согласились на скромную роль "феноменов культуры". Им на смену пришли "религии идеологические" – коммунизм, сионизм, либерализм, нацизм, гуманизм etc. Много их было в ушедшем веке. И вот их время вышло. Образовалась зияющая пропасть.

Что касается России – то современное официальное православие эту пропасть заполнить явно не в состоянии. Оно ее (пропасть) просто не видит, как факта бытия. Официальное православие, само хочет оставаться "феноменом культуры" - испускать некое абстрактное гуманитарно-гуманистическое сияние вокруг церковных куполов (как на нашем рисунке).

Но "природа пустоты не терпит". Есть в современном мире иные религиозные системы,- принявшие вызов времени. Скажем, на территории России наиболее актуальны харизматы-протестанты и салафийский ислам. Именно они, наряду с несколькими экзотическими (пока) сектами, будут вести в ближайшее десятилетие битву за души русских детей. И никакого "гуманитарного сияния" в этой битве не предвидеться.

А Московская патриархия - если продолжит в том же духе - может спокойно позванивать колоколами где-нибудь в сторонке.

Авраам Шмулевич

2 сентября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования