Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТАРОВЕРЫ": Эстонские староверы – это "наши русские". Интервью с Председателем Союза старообрядческих общин Эстонии и Общества культуры и развития староверов Эстонии Павлом Григорьевичем Варуниным


 – Павел Григорьевич, что представляют собой русские староверы Эстонии сегодня?

– На сегодняшний день староверов Эстонии можно рассматривать как этноконфессиональную общность объединяемую не только общим вероисповеданием, но и диалектом, культурными традициями, родственными связями и компактным проживанием на определенной территории в течение длительного времени. Сегодня многие люди идентифицируют себя "староверами" только в связи с происхождением из старообрядческой среды.

Исторически сложившийся ареал проживания староверов на побережье Чудского озера, сохраняется до сих пор. Но наряду с ним есть две городские общины в Таллинне и Тарту, где прихожане в основном также выходцы из Причудья.

– Какова численность староверов?

– Общая численность староверской диаспоры Эстонии составляет около 15 000 человек. Еще раз напомню, что данная цифра подразумевает, как людей верующих, так и их потомков, которые также называют себя "староверами". Согласно последней республиканской переписи населения, где был вопрос о конфессиональной принадлежности, староверами себя определило 2 500 человек.

– Как можно охарактеризовать современное положение русских староверов в республике?

– Так как староверы являются коренным населением, то проблемы гражданства и всех вытекающих отсюда обстоятельств у нас нет. Кроме того, у нас есть как представители, так и руководители в органах местного самоуправления.

Определенные напряженность существует в вопросе образования на русском языке, в связи с готовящимся переходом преподавания ряда предметов на эстонский язык.

Более уместно обозначить проблемы экономические. Здесь и сокращение рыболовства в связи с установлением границы по Чудскому озеру, и утрата российского рынка для местной сельскохозяйственной продукции, и, наконец, общее сокращение производства в регионе.

– Насколько хорошо староверы интегрированы в эстонское общество?

– О степени интегрированности в эстонское общество сказать что-либо сложно. По своей сути процессы интеграции произошли, наверное, лет 250 тому назад. На сегодняшний день, эстонское общество – это соседи, коллеги по работе, знакомые и прочее. Какой либо конфронтации нет, как и не было раньше. На мой взгляд, такое же отношение и у эстонского населения к староверам. Наверное, в качестве примера можно привести такое определение, как "наши русские", которое часто используется в эстонских СМИ.

– Изменилось ли положение русского религиозного меньшинства с вхождением Эстонии в Евросоюз?

– При референдуме о вхождении Эстонии в ЕС, большинство жителей Причудья проголосовало "против". Основной причиной этого было введение различных европейских норм и требований в области производства, торговли и остальных сфер трудовой деятельности населения, накануне проводимого референдума.

После вхождения в ЕС изменения произошли в области финансирования. Был запущен и воплощается ряд проектов по реставрации книг, икон, ремонта храмов. Наряду с этим, от русских организаций Эстонии только организация староверов была приглашена и является членом Европейского "Бюро языков национальных меньшинств в Эстонии (EBLUL)". На сегодняшний день, каких-либо негативных явлений для староверов от вхождения в ЕС, я не вижу.

– Как складываются отношения русских староверов и протестантов – доминирующей эстонской конфессией?

– Это простые соседские и уважительные отношения. Никакого вмешательства с их стороны, как и с нашей. Нас неоднократно приглашали войти в состав Совета Церквей Эстонии. На что мы всегда вежливо отказывались, в связи с экуменистической идеологией данной организации. К слову сказать, Православная Церковь Эстонии, как Московского, так и Константинопольского патриархатов входят в этот Совет.

– Что можно сказать об эстонском законодательстве в сфере религии?

– Законодательство крайне лояльное по отношению ко всем традиционным для Эстонии конфессиям.

– Благодарю за беседу!

Александр Трифонов,
"СТАРОВЕРЫ"

1 сентября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования