Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВАЯ.RU": Пропаганда рока в церкви и проповедь на рок-концерте - совсем не одно и то же... Беседа с игуменом Сергием (Рыбко), настоятелем храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище


Правая.Ру: Отец Сергий, за небольшое время состоялось так много событий, в которых Вы принимали непосредственное участие: встреча рок-музыкантов с митрополитом Кириллом, вручение премии Православного пресс-клуба им. свят. Гермогена Московского, форум "Православная Русь", в рамках которого прошла насыщенная музыкальная программа, в том числе и Круглый стол по вопросу отношения Православия и рока. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Игумен Сергий (Рыбко): Форум "Православная Русь" — это миссионерский проект Русской Православной Церкви, как и ее музыкальная часть. Ранее основной задачей для Церкви было возрождение: открывать храмы, печатать литературу, рукополагать священство. На сегодняшний день эта задача решена. Сейчас уже стоит другая цель – преумножить нашу паству, привлечь именно молодежь. И здесь нужны активные проповедники. Греческие миссионеры, например, успешно работают в Африке, в Корее, других регионах. Но у них не хватает всеобъемлемости русского духа. Митрополит Вениамин (Федченков) очень хорошо говорил: "Откуда мы знаем, может быть, и Новая Зеландия и Австралия дадут нам новые Киево-Печерские Лавры, а Китай и Япония – новых Антониев и Феодосиев Печерских". Наша миссия началась активно только в XIX веке. И мы преодолеваем стереотипы, учимся прямо сейчас. Поэтому отдельные люди занимаются миссионерством на свой страх и риск.

- Например, Вы?

- Что касается меня, то я выполняю свое монашеское послушание. Мне бы, конечно, хотелось именно монашеской жизни: подвизаться, восстанавливать храм... На той ниве, где я сейчас работаю, есть много препятствий. Нет обширной базы – несколько наработок, небольшой опыт и всё. К тому же, внутри Церкви появляются критики. Так, отец Александр Шаргунов пишет, что пропаганда рока в Церкви — недопустимое дело. Но ведь есть существенная разница – пропаганда рока в Церкви и проповедь на рок-концерте. Священник везде должен проповедовать, куда бы его ни приглашали: на рок-концерте, в тюрьме, в борделе, в самолете и так далее. Неважно, зачем люди собрались – надо идти и говорить. Тем более, если люди слушают. Ведь я ничего сам не организовываю – меня зовут, и я иду и говорю.

Такого рода непонимание создает свои трудности. Вносят свою лепту и журналисты, которые довольно цинично все это описывают. Видимо, профессия у них такая – по-другому они не могут, во всем им видится негатив. Конечно, я здесь не говорю о православных журналистах. Это и понятно – мир может не принимать. Но когда тебя критикуют твои собратья – это уже труднее понять.

- Изменилось ли что-нибудь за последнее время после встречи митрополита Кирилла с рок-музыкантами? В отношении священноначалия, например.

- Прошло еще очень мало времени. Но думаю, что архиереи, которые связаны с миссионерской деятельностью, это должны понимать в отличие от приходского священника, у которого масса своих дел. Процесс, слава Богу, пошел – и это главное. Проповеди на концертах — только один из видов миссии. Есть множество своих субкультур, с которыми надо учиться работать. Вот, например, профессор Михаил Дунаев пишет, что, мол, мы, православные, такие хорошие, а молодежь – она такая сякая, проклятая! Если тем более, гитару взял или волосы длинные отпустил. Все знают, что отец Валериан Кречетов запретил мои книги продавать. Я специально издавал книги о рок-музыке отдельно. На основании чего – они же вполне православные, никакой ереси! Говорю в них о том, что только Православие спасительно, цитирую святых отцов. Когда я пытался узнать о причине такого отношения, мне ответили, что еще неизвестно, почему он не в Оптиной. Отвечаю: потому что перевели меня сюда настоятелем.

- О музыкальном фестивале несколько слов скажите, пожалуйста.

- К сожалению, очень мало информации. О выставке много информации, а о фестивале – мало. Отсюда и людей сравнительно мало пришло. Со временем, надеюсь, все наладится.

- А что-то положительное Вы видите в прошедшем фестивале?

- Если дело от Бога – оно останется и продолжится. Те же апостолы – они безо всякой рекламы шли к людям, проповедовали, терпели и побои, и лишения. Это трудно. И пока, к сожалению, людей мало – я да отец Андрей Кураев. Хотя, отец Андрей считает, что рок-музыка – это плохо. Я же считаю, что это явление культуры, данность. Она есть и будет. И есть вещи гениальные. Как и классическая – есть плохая, есть и хорошая. И еще надо понимать, что работа с этой субкультурой никак не сталкивается с догматикой, это абсолютно иное. Это миссия. Трудно судить, какие будут результаты. Но работа будет вестись и дальше, хотя она крайне тяжела. Неизвестно, что будет – кинут ли в тебя бутылку, будут ли слушать. На рок-концертах вообще тяжело, душно. Хочется в храм, но надо идти и говорить. Надеюсь, что за этот труд мне сколько-то грехов моих простится...

- Расскажите, пожалуйста, о Круглом столе "Разговор с молодежью о музыке и не только…"?

- Было около тридцати человек. Побеседовали о рок-музыке, о современной культуре. Были я, Андрей Селиванов и диакон Михаил Першин. Андрей замечательно играл, рассказывал. Так он сказал, что первым "рокером" был пророк Давид. "Рок — рождается на стыке добра и зла, настоящий рок – это та неустроенность, которая рождает поиск". В пророке Давиде все это было. Необходимо отметить и атмосферу – всем было интересно. Причем были-то как раз одни православные. Один молодой человек, преподающий в православном колледже, рассказал, что в школьной литературе к року относятся отрицательно. А он сам в душе настоящий рокер. Вот он и спрашивает: как ему быть? Думаю, нужно жить не по лжи. Говори, как чувствуешь, как считаешь правильным. Если же будешь пытаться говорить не свои мысли – никто тебя слушать не будет, понимая твою фальшь. Например, я, выступая на "Радонеже", иногда ляпну такое, что после уверен – больше не позовут. Но вот уже 10 лет, как зовут. И оказывается – именно за эту искренность. Потому, кстати, у меня хорошие отношения со старообрядцами. Они очень ценят, когда человек говорит то, что думает. Ещё на Круглом столе активно обсуждали тему "скинхедов".

- Каков же был вердикт стола о скинхедах?

- Я, например, против так называемых "нелегальных мигрантов", "мультикультурализма" и прочих инструментов разрушения Христианской цивилизации. Другое дело, если приезжие примут Крещение и станут братьями во Христе. Но для этого надо с ними работать. Миссия должна охватывать их – воцерковление мигрантов поможет решить непростую задачу их социальной адаптации.

Михаил Тюренков,

"Правая.RU"

6 июня 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования