Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ELMAGERS JOURNAL": Наш "акт" и перипетии японской епархии


Есть американская пословица о "возвращающемся прошлом", которое не даёт о себе забыть. То же самое, видно, теперь происходит и с "Актом о 'каноническом' общении", который вызывает "духи прошлых лет". Дело касается первой относительно большой "победы" советской церкви—или того, что у них "церковью" называлось—в 1969-70-х гг. Если помните, это касалось судьбы Американской Митрополии Российской Греко-Кафолической Православной Церкви, которая до тех пор пребывала, согласно тому же указу №362 св. Тихона 1920 г. на отдельном независимом положении, поскольку дипломатические отношения между США и СССР были вначале прерваны, а потом СССР продолжало являться атеистическим государством, несмотря на "разрешённую" церковь.

Такое состояние "ни рыбы, ни мяса" особенно тогда заботило приехавших в Америку из парижского св. Сергиевского Богословского Института таких видных в то время православных богословов, как о. Александр Шмеман или о. Иоанн Мейендорф. Они оба, по-моему, уже принадлежали к первому поколению русских эмигрантов, родившихся зарубежом и, видимо, переживали всё происходящее в СССР не так остро, как другие. Пользуясь широким признанием, которое сталинская "церковь" получила от мало разбирающихся в русских делах относительно свободных православных церквей и также "церквей", попавших в советскую сферу влияния, они решили "нормализировать" своё положение, получив от Москвы "автокефалию". Не обращая внимание ни на странное "появление" советской "церкви" в 1943 г., ни на то, что все советские иерархи были проверены и назначены на свои места КГБ, они вошли в отношения с ней, как с обычной церковью. Они в 1970 г. признали её своей Матерью-Церковью, хотя она фактически ею не являлась, и тем, с нашей точки зрения, ушли в "сергиянский" раскол. Но, тем не менее, они получили от неё Томос на свою "автокефалию", т.е. право быть самостоятельными. Эта самостоятельная церковь стала называться Православной Церковью в Америке (ПЦА).

Были и другие аспекты этого дела, например, наши парижские богословы ожидали, что как только Митрополия получит автокефалию, туда устремятся все разрозненные православные церкви в Америке, до сих пор представленные тут экзархами своих национальных церквей или Константинополем. Но этого не произошло, Томос был широко не признан и ПЦА сейчас влачит довольно одинокое англоязычное существование.

В связи с этим, весьма интересно то, что произошло с Японской Православной Церковью, до того окормляемой Американской Митрополией. Не спросясь Японской Церкви, решили, что Япония перейдёт под Московский Патриархат, который "дарует" ей "Автономный" статус. Томос, "дарующий" ей этот статус весьма похож на "Акт 'канонического' общения", который Московская Патриархия никак не может приготовить для РПЦЗ. Рассмотрим его.

(1) Глава церкви, митрополит, избирается местным собором Японской Православной Церкви, но утверждается Московским Патриархом.
(2) Если избранное лицо не обладает епископским саном (?), то его посвящение производится Патриархом Московским или его представителем в Токио, в сослужении с местными епископами.
(3) Если избранное лицо не православного вероисповедания или он как-то не соответствует св.канонам, то он может не быть утверждён Патриархом, и другой должен быть избран.
(4) Митрополит обязан сообщать в Патриархию об открытии новых епархий и назначении новых епископов, анкеты о которых он должен присылать.
(5) Если митрополит совершил какой-либо непристойный акт, то это передаётся на рассмотрение местного японского собора в присутствии представителя Московского Патриархата, который потом утверждает или не утверждает решение местного собора.
(6) "Верховное право аппеляции" принадлежит Московскому Патриарху и к нему надо обращаться, "как к последней инстанции."
(7) Св. миро получается от Московской Патриархии.
(8) "Патриаршее подворие" в Японии находится под патриаршей юрисдикцией и японская церковь должна ему всячески помогать.
(9) Японская церковь обязана сообщать Московской Патриархии обо всех решениях местных соборов.
(10) Патриарх Московский может обращаться к Японской Автономной Православной Церкви с постырскими посланиями.
(ЖМП, 1970, №5, стр.9-10)

Интересно, что сопоставляя этот Томос Японской Автономной Церкви с Актом "канонического" общения для РПЦЗ, выходит, что последний гораздо жёстче по отношению к местным епископам: в Томосе, о них только надо сообщать и присылать их биографии, а в Акте—получать утверждение из Москвы. Кроме того, авторы труда, который я цитирую, считают, что, во-первых, пользуясь своим правом утверждать или не утверждать японского предстоятеля, Москва уже имеет большую силу воздействия на японскую церковь. Во-вторых, поскольку Москва является "судом последней инстанции" для всех дел, возникающих в японской церкви, как и решения, является ли данное дело нарушением веры или канонов, у неё окончательная власть над этой только развивающейся церковью. "Своим недавним решением открыть путь к православным таинствам для римских католиков, как и частой 'экуменической' молитвой с иноверцами, Московский Патриархат показал, как мало он обращает внимания на каноны, которые, ясно, запрещают такие действия."

From the monograph published by St. Nectarios Press "A History Of The Russian Church Abroad And The Events Leading Up to The American Metropolia's Autocephaly 1917-1971", Published 1972, Library of Congress # 72 79507, ISBN 0 913926 04 2, 109 pages.

Др. Е. Магеровский


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования