Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"NEWSWEEK": О Бенедикте XVI, Иоанне Павле II и отношении к евреям в Польше. Эксклюзивное интервью главного раввина Польши Майкла Шудриха


Майкл Шудрих родился в Америке, но сегодня является главным раввином  на родине своих предков - в Польше. Раввин, которому сегодня пятьдесят лет, впервые посетил Польшу в 1973 году спустя десятилетия после того, как его предки покинули эту страну, спасаясь от ужасов войны и антисемитизма. "Тогда я постоянно задавал себе вопрос, - говорит раввин, - а что же осталось в этой стране?  Все утверждали, что не осталось ничего. Ну, может быть, несколько тысяч старых евреев... Но я чувствовал, что так не может быть, что-то должно остаться..." За этим визитом последовали другие, и сегодня Шудрих возглавляет варшавскую синагогу "Ножик", единственную в Варшаве.

Связываете ли Вы какие-либо надежды с папой Бенедиктом XVI  в смысле Его отношений к иудеям. Станет ли он в этом вопросе продолжателем Иоанна Павла II ?

Поскольку нынешний Папа был очень близок к Иоанну Павлу II, то я очень надеюсь, что он будет действовать также как и его предшественник. Как известно, предыдущий Понтифик называл иудеев старшими братьями по вере. Что реально нужно, чтобы сейчас произошло, так это углубление наших взаимоотношений. Нужно, чтобы это послание Папы дошло до умов и сердец как можно большего числа католиков, которые должны осознать, что в их Церкви происходят фундаментальные  изменения. У Папы Бенедикта еще до вступления на престол существовали довольно длительные взаимоотношения с иудеями, и это дает основание надеяться, что он не только продолжит курс своего предшественника, но также углубит и усилит его.

Что Вы ожидали от визита папы в Польшу...

Безусловно, центральным событием для нас стало посещение Освенцима, где Понтифик прочел специальную молитву...

Наверное, ожидалась какая-то специфическая рефлексия Папы на это событие?

Да, ведь в Польше крайне чувствительно воспринимается то, что Папа родом из Германии, и особенно то, что во время войны, подростком, он был мобилизован в гитлерюгенд. .. И когда человек вырос в фашистской стране, был частичкой того режима, который нес людям все ужасы оккупации, но при этом он смог преодолеть все это и стать моральным лидером одной из мировых религий, то перед ним невольно начинаешь испытывать благоговение. И такая "несовершенная биография" подчас лучше, нежели "совершенная", поскольку демонстрирует, что человек может развиваться в позитивном ключе, может становиться альтернативой собственному же прошлому.

Вы планировали встречу между Бенедиктом XVI  и праведниками мира - католиками, которые спасали евреев во время войны.  Почему не удалась эта встреча?

Когда я услышал, что к нам приезжает Папа, то стал думать, какой подарок духовного свойства можно сделать тем людям, которые рисковали своими жизнями ради евреев. И мы решили, что лучшим таким подарком будет благословение от Папы. Изначально мы предполагали, что это произойдет, когда Понтифик остановится возле монумента героям варшавского гетто. Там выстроилось около 30 праведников, большинству из которых уже за 80. Папа поприветствовал их жестом, но не остановился, а поехал дальше. Это крайне огорчило людей, особенно этих, для которых такое разочарование ощущается очень болезненно.

Как Вы можете оценить отношение Иоанна Павла II к иудеям?

Я должен сказать, что Иоанн Павел II cделал для борьбы с антисемитизмом больше чем кто-либо еще за последние 2000 лет. Еще Второй Ватиканский Собор перевел отношение к евреям из негативного в, так скажем, нейтральное.. А Иоанн Павел II во многом изменил отношение евреев к Церкви с нейтрального на позитивное. Он четко обращал внимание на то, что антисемитизм - это грех, изменивший наш мир отнюдь не к лучшему. Церкви нужно стремиться к тому, чтобы как можно больше людей знакомилось с этим учением Иоанна Павла II, пропускали его через свое сердце, стремились жить по нему. Когда Иоанн Павел II скончался, мы прочли по нему поминальную молитву в Варшавской синагоге. Я думал соберется пара сотен верующих... Пришло около тысячи, причем только несколько сотен из них иудеи, остальные - поляки-католики. Таким образом, мы продемонстрировали обществу, что мы иудеи также скорбим, и что синагога - это то место, куда может прийти каждый.

Обращаются ли сейчас многие поляки к своим еврейским корням?

Да. Перед войной в Польше было около трех с половиной миллионов евреев. Девяносто процентов из них погибли. После войны осталось около трехсот пятидесяти тысяч. Это было достаточно большое количество, сравнимое с нынешним числом евреев в Великобритании. Тогда же после войны те из евреев, кто стремился  сохранить свою еврейскую идентичность, уехали. Те же, кто остались, предпочитали не говорить своим детям и внукам. Это становилось страшной семейной тайной. Так было вплоть до 1989 года, когда падение коммунизма позволило открыто говорить о том, о чем раньше люди молчали.

И как много поляков обратилось к своим еврейским корням?

Начиная с 1989 года, можно говорить о тысячах и даже десятках тысяч поляков, открывших для себя, что у них еврейские корни. Многие активно воспользовались этим открытием, и поэтому еврейская община в Варшаве и Польше количественно выросла за последние 15 лет. На службах в нашей варшавской синагоге я в свои пятьдесят лет самый старший. Субботу встречают от 80 до 100 молодых людей. Кроме того, на службе присутствует от 15 до 17 детей. Десять лет назад не было ни одного ребенка.

Как в Польше удалось сохранить еврейскую идентичность в послевоенные годы?

Эта идентичность сохранилась у очень маленькой группы людей. Большинство же еврейство тщательно скрывали.. Опыт Холокоста, затем советской оккупации, погромов - все это не прошло даром. Людьми двигало не стремление к ассимиляции, а обыкновенный страх. Период  разрушения длился 50 лет, а период восстановления - только 16. Но прекрасно уже и то, что нам удалось сделать, это свидетельство реальной демократии в Польше.

Каковы сейчас взаимоотношения иудеев и католиков в Польше.?

Благодаря тому учению, что оставил после себя Иоанн Павел II они достаточно позитивны. Но существуют и проблемы.. Есть радиостанция, проповедующая расизм и антисемитизм. Хотя это получило осуждение из Ватикана, радиостанция по-прежнему в эфире. Антисемитская литература продается на ступеньках главных варшавских храмов. Кроме того, имеют место и обстоятельства политического характера. Нынешней правящей партии не удалось собрать большинства в парламенте и она вынуждена была пригласить в правительство представителей крайне левой и крайне правой партии, общим для которых является открытый антисемитизм. Это вызывает только сожаление...

Какой итог можно подвести?

Возрождение еврейской общины, еврейской жизни в Польше - это своеобразный завет для последней. Одновременно это и свидетельство силы духа. В том месте, где казалось бы уже невозможно было возрождение еврейской жизни, она возродилась. Воистину, сказано у Псалмопевца: " Я не умру, но жить буду".

"NEWSWEEK"

Перевод (с незначительными сокращениями) "Портала-Credo.Ru".

Фотография: AP


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования