Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Нефть течет, колокола звонят...Много денег и храмов - ханты-мансийская модель светлого будущего России?


Такой была Москва примерно 500 лет назад - семь холмов и 64 тысячи жителей. И такой Москва станет (если станет вообще) не скоро: размеренная обеспеченная жизнь посреди роскошных офисов футуристической архитектуры в обрамлении величавой тайги. Это Ханты-Мансийск - столица российской нефти, на глазах превращающаяся в Клондайк, в эдакий Дубай посреди Восточно-Сибирской низменности. Далекий "город русской мечты" стал в этом году столицей Дней славянской письменности и культуры - официального церковно-государственного праздника РФ.

24 мая православная церковь отметила память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, как их называют в церкви, "учителей словенских". По традиции, возникшей в 1991 году, один из русских городов становится в этот день столицей торжеств. Как же в столь почтенный список попал город, на месте которого 75 лет назад стояла дремучая тайга, город почти без истории, существующий не в прошлом, а в будущем?

Столь неожиданный выбор сделал год назад министр культуры Александр Соколов. Открывая торжества в Ханты-Мансийске, он заявил, что сибирский Клондайк успешно совместил несовместимое - высокий уровень материального комфорта с насыщенной духовно-культурной жизнью. В таком совмещении, не характерном для русской православной традиции, обычно противопоставляющей земной успех и вечное блаженство, министр видит модель будущей России, пресловутую "национальную идею". Протестантская этика успеха, привитая на православную почву Югры (древнее название Ханты-Мансийского автономного округа, ХМАО), - главное открытие Дней славянской культуры 2006 года.

Жить "по максимуму"

За последние несколько лет радикально изменился облик города, хотя покосившиеся деревянные бараки здесь еще прячутся за сверкающими офисами и мраморными дворцами. Но гораздо больше изменилась идеология жизни в ХМАО. В округе не осталось временщиков с их стремлением побыстрее вернуться "на большую землю". А потоки нефтедолларов помогают пустить корни на необыкновенно богатой сибирской земле со всем возможным комфортом и даже роскошью. Под комфортом ханты-мансийская власть понимает не столько материальное благополучие, сколько "культурный образ жизни" и непременно "по мировым стандартам".

Вот картинная галерея, созданная Фондом будущих поколений местного правительства. На аукционе "Сотбис" и у частных коллекционеров эксперты Русского музея покупают специально для нее полотна знаменитых русских художников. В галерее есть уже и Репин, и Левитан, и Айвазовский, и Шишкин. Сотрудники с гордостью рассказывают, как им удается приобретать работы, которые "не по карману" Третьяковке. Да, собственно, эта галерея и есть современная Третьяковка - коллективный купец-меценат в лице правительства ХМАО, закупает все, что представляет художественную ценность. И надо отдать должное политическому мужеству галереи - при входе красуется благодарность почившему ЮКОСу, который в ХМАО вообще вспоминают с исключительной теплотой.

Центр искусств - не менее впечатляющее достижение югорской культуры. Это учебное заведение трех ступеней, где учат на средства окружного бюджета художников, музыкантов, танцоров, архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Здесь тоже все "по максимуму": если рояли, то "Стейнвей", если оркестр - то лауреат международных конкурсов. Жизнь и учеба в центре оставляют ощущение полной самодостаточности: свои общежития, концертные и выставочные залы, роскошный зимний сад, а преподаватели - бывшие выпускники. В России больше нет музыкально-художественного учебного заведения "полного цикла".

Официальная часть

На открытии торжеств 23 мая большой зал местного Театрально-культурного центра, напоминающего летающую тарелку и египетскую пирамиду одновременно, был заполнен почти исключительно священникам в рясах, тобольскими семинаристами в черных кителях и девушками в белых платочках - активистками местного церковного просвещения. Московскую делегацию возглавлял митрополит Ювеналий. Накануне он прилетел в Ханты-Мансийск на самолете, предоставленном губернатором Подмосковья Борисом Громовым.

Дольше всех на торжественном собрании выступал губернатор ХМАО Александр Филипенко. В основном, как и подобает губернатору, говорил Филипенко об успехах округа в духовной сфере. Еще пара академических докладов - и дисциплинированные семинаристы, как по команде, уснули; батюшки и барышни держались более мужественно.

Сонливость в комфортном зале вмиг разогнал ансамбль песни и пляски воспитанников православных школ Тобольско-Тюменской епархии. Изобразив под вывеской "Международная научно-практическая конференция" довольно смелый вальс с участием избранных семинаристов, воспитанники прочитали трогательный стих, прославляя Богоспасаемую Югру: "Из недр твоих потоки нефтяные // Навеки возвеличили тебя!" Затем на сцену попарно вышли девушки в сарафанах. Пары несли разноцветные плакаты: "Россия", "Югра", "Христос", "Воскресе", "Славяне", "2006". Плакаты долго перемещали по сцене, а затем сплели из них какой-то причудливый узел о шести концах. Расплетя узел, девушки подпоясались плакатами словно кушаками и под колокольный звон удалились со сцены. Церемония официального открытия Дней завершилась.


Избаловался народ...

На самом высоком из семи ханты-мансийских холмов возвышается местный храм Христа Спасителя (ХХС). Организаторы строительства этого крупнейшего храма Сибири не скрывают, что вдохновлялись московским прототипом. Строительство продолжалось пять лет, обошлось в 780 млн. рублей. Губернатор методично призывал жертвовать на храм каждого нефтегазового магната, приезжавшего в округ. Многие жертвовали "не глядя", но вот, например, г-н Гуцериев, человек с бухгалтерским складом ума, спросил: "А сколько надо?" Ему ответили: "Ну, тысячу долларов, например". Вскоре в фонд храма было аккуратно переведено по тогдашнему курсу 28 154 рубля.

К собору ведет парадная лестница, от подъема по которой можно получить немалую пользу - душевную и телесную. Миновав очередной пролет (всего их 20), благочестивый прихожанин оказывается перед металлическим свитком с одной из десяти заповедей. Заповеди, правда, даны в облегченном изложении: так, вместо долгого перечисления жены, дома, вола и осла ближнего, которых нельзя возжелать, выгравировано коротко и ясно: "Не завидуй".

Конечно, модель идеальной России, богатой материально и духовно, заманчива. Но жизнь, даже в Ханты-Мансийске, подтверждает банальную истину: эти два вида богатства слишком уж неуживчивы. Едва ли сотня местных жителей собралась на освящение памятника, еще меньше пошли на всенощную, начавшуюся в роскошном соборе несколько минут спустя. В отличие от горожан министр Соколов решил отстоять все службы в храме "от звонка до звонка". "Я же на работе", - объяснил он. Кроме него, губернатора Филипенко и многочисленного духовенства, в храме молились дети и молодежь. Обойдя храм, я встретил лишь трех традиционных "бабушек" - представительниц господствующего церковного класса. Гимназисты и кадеты выделялись форменными зелеными френчами в стиле "ретро-милитари". В храме было шумно, так что маленький женский хор "Анастасис", сопровождавший вечерню древними знаменными распевами, старался изо всех сил, но оставался почти неслышим. После молебна перед университетом началась вереница концертов. Ее открыл мощный хор Тобольской семинарии, удививший публику разудалым исполнением песни "Надо, братцы, нам жить красиво" - с присвистами и притопами. Тем временем митрополит Ювеналий с духовенством, прямо в парчовых облачениях, погрузился в автобус и отбыл на обед. Когда на сцену поднялся духовой оркестр местного филиала Института имени Гнесиных, площадь была почти пуста. Один местный чиновник заметил: "Избалован наш народ... Нет такой московской звезды, которую они не видели бы в Ханты-Мансийске".

Можно, наверное, говорить о некоем "ханты-мансийском социальном чуде". Конечно, напрашивается самое банальное объяснение этого чуда: "Если б у нас было столько нефти и денег, то мы бы..." Естественно, ХМАО повезло с недрами, кто бы спорил. Но России много где и много в чем повезло, однако чудес на душу населения что-то не хватает. Не хочется льстить ханты-мансийской власти, но, похоже, ей удалось не опьянеть от нефтедолларов. Почему-то здесь все делается качественно и основательно - даже дороги, эту национальную беду России, не латают каждые полгода. Но самое удивительное - огромные средства инвестируются в культуру, что с точки зрения господствующей в России "логики быстрых денег" вообще не поддается объяснению. Может, и нет ничего необычного в том, что Праздник славянской культуры решили провести в далеком Ханты-Мансийске? А где его, собственно, еще проводить?

Александр Солдатов

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"

26 мая 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования