Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТРАНА.РУ": Русский Апокалипсис. 340 лет назад Православный Собор определил раскол Церкви в государстве


В 1666 году от Рождества Христова европейцы переживали вторую после 999 года волну паники, готовясь к возможному концу света. Европа, истерзанная бесконечными войнами, с ужасом ждала прихода то ли Мессии, то ли Зверя. Российскому государству искусственная истерия не понадобилась: религиозно-историческая ситуация преподнесла вариации на тему "конец света в отдельно взятой стране". В раздираемом церковным расколом обществе в 1666 году состоялись сразу два Собора, первый из который открылся 23 мая.

Хилиазм

К концу первого тысячелетия от Рождества Христова необычайное распространение в Европе получило еретическое учение хилиазм (от греческого chilioi - тысяча) или милленаризм. Его последователи полагали, что перед концом света должно наступить тысячелетнее царство Иисуса Христа. Согласно одной из версий этого лжеучения, тысячелетнее царствие завершалось с исходом 999 года.

Почти на целое столетие в Европе перестали строить каменные дома и сооружения, даже часовни и храмы возводились только из дерева. В последние несколько лет уходящего века богатые старались избавиться от своего богатства, памятуя о том, что "легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому в Царство Божие". В 999 году монастыри и храмы получили самые богатые подарки. Общепринятой стала формула дарения appropinquanto mundi termino - по случаю конца света. Крестьяне перестали заботиться о будущем урожае и стадах. Ремесленники раздавали обувь и одежду за символическую плату. Разбойники приносили церковное покаяние и жертвовали храмам награбленное имущество. Неизбежность конца света, ужас перед Страшным судом, как ни странно, заставили людей снова почувствовать себя христианами.

Последнюю ночь 999 года европейцы встречали в переполненных монастырях и храмах, и только самые развратные предавались пьянству и блуду. Наступил тревожный рассвет 1000 года. Европа медленно приходила в себя: по необъяснимым причинам конец света был отложен на неопределенное время. Но самой интересной стала реакция европейцев на отсрочку: наступило царство магов и чернокнижников, повсеместно началось поклонение сатане, шабаш стал делом обыденным, появились целые династии ведьм, колдунов и астрологов. Казалось, что наступление царства дьявола неизбежно, тем более, что об этом неоднократно со всех углов кричали религиозные фанатики.

Число зверя

По мере приближения 1666 года вновь вспомнили о старинных пророчествах, связывавших этот год с тысячелетием и с апокалипсическим числом зверя - 666. Однако паника была уже не такой, как шестьсот лет назад: Европа чадила дымом массовых аутодафе, сжигая на кострах человеческую плоть ради спасения души.

Ряд средневековых авторов издали научно-богословские трактаты, основной идеей которых был все тот же конец света, приуроченный к этой дате на основании соединения 1000 и 666. Число 1666 присутствует в сочинениях француза Ричарда Русата и голландца-иезуита Корнелия Лапиды. Особая роль в развитии концепций о числе 1666 принадлежит Англии. С момента появления пуританизма (1550-е годы) и до Реставрации (1660 г.) Англия становится главным центром развития эсхатологических тем. Реформа Генриха VIII, преследование и бегство пуритан, тексты которых печатались в Голландии, дали толчок очередному развитию хилиастического учения. Реформационные авторы связали тысячу с ходом революционной войны, а число 666 - с именем Оливера Кромвеля. Ему был предсказан конец света в 1666 году, до которого он, однако, не дожил, умерев в 1658 году. "Великий мор" 1664 году, комета в 1665 и страшный пожар 1666 года в Лондоне подогревали апокалиптические настроения.

И тем не менее, в 1666 году в ряде регионов Европы конца света ожидали так же серьезно, как и в 999 году. Пророчества о числе 1666 принадлежат греческому автору Анастасию Гордиосу. В его трактате число 666 идентифицировалось с римским папой, а 1000 - с разделением Церквей. Таким образом, в его сочинениях апокалипсическая тысяча трактовалась им как подчинение власти антихриста Рима. В Португалии за год до рокового числа было опубликовано сочинение Антонио Вьера, также грозившего концом света в 1666 году.

В ожидании рокового года французский католический священник Исаак Пейер (1596-1676 гг.), обратился к экзегезе посланий апостола Павла о "последних днях". В числе прочих примет Страшного суда апостол Павел (Рим. 9:27) говорил об обращении еврейского народа в христианство. Исаак Пейер в 1642 году отправился в Палестину, как место будущего второго пришествия и "нового мира".

Связь апокалиптизма и еврейского мессианизма отразилась в движении Саббатаи Цви, благодаря которому ожидания конца света в 1666 году захватили Речь Посполитую. За год до предрекаемой даты один из членов еврейской общины объявил себя Мессией, несущим освобождение и избавление от рассеяния еврейскому народу. Число 1666 Саббатаи Цви заимствовал из христианской литературы. Проповедь Саббатаи Цви привлекла значительное число последователей, собрав которых, он осуществил попытку возвращения в Святой Град. Саббатаи Цви направился в Иерусалим, который, в его версии, должен был быть отдан ему как царю иудейскому. Владетель Иерусалима, султан, приказал арестовать бунтовщика. В плену Саббатаи Цви принял ислам, но позже все равно был казнен.

Российский вариант "конца света"

В православной письменности Речи Посполитой откликом на саббатианское движение стало сочинение "Мессия Правдивый", созданное известным украинским автором Иоанникием Галятовским. Западные газеты, пишущие о Саббатаи Цви достигли Московского государства, где с первой половины XVII века существовала практика переводов вестовых писем, газет и памфлетов в Посольском приказе, получивших название "Курантов". Информация докладывалась боярской Думе и государю. Можно предположить, что царь Алексей Михайлович следил за ходом событий, касающихся Саббатаи Цви, интересовался ими и прислушивался к имевшим хождение в Европе толкам.

Трудно сказать, насколько царь, в чье правление и, быть может, при чьем участии, была издана "Книга о вере", верил пророчествам о числе 1666. Во всяком случае, он не побоялся собрать в предреченный год Освященный Церковный Собор, призванный разрешить две проблемы, дестабилизирующие общество: отсутствие главы Церкви и наличие в ней мощной оппозиции. Однако до этого Собора в том же 1666 году состоялся другой Собор, также посвященный проблеме раскола внутри Церкви.

XVII век вошел в историю Русской Церкви как век Патриаршества. Учрежденное церковными Соборами в конце XVI столетия (1589-1593), оно просуществовало немногим более 100 лет и было фактически упразднено с кончиной патриарха Адриана в 1700 году. Исследователи этого периода сходятся во мнении, что учреждение Патриаршества на Руси стало логическим завершением предыдущего этапа развития Церкви.

Наиболее острым эпизодом политической борьбы в XVII столетии было "дело патриарха Никона", где и проявились все особенности положения патриарха в системе церковного и государственного управления, а также сложность взаимоотношений духовной и светской властей. Никон (Минов) был избран патриархом Собором русских архиереев по желанию царя Алексея Михайловича в 1652 году.

Никон был почти на 25 лет старше Алексея Михайловича, и эта разница лет облегчала ему влияние на царя. Это не была дружба сверстников, а влияние очень умного, деятельного и замечательно красноречивого человека почтенных лет на мягкую душу юного царя, прозванного "тишайшим". Став главой Церкви, Никон при согласии царя начал проводить богослужебные и административные преобразования Церкви. Личная близость к Алексею Михайловичу позволила ему оказывать большое влияние, в том числе и на выработку политических решений.

В то же время начался конфликт между патриархом, ближайшим окружением царя и некоторыми епископами, поскольку Никон проводил свою политику излишне прямолинейно, не пытаясь найти союзников и исходя лишь из представления о высоте патриаршего сана, дающего неограниченные полномочия. Очутившись в обидном положении людей отсталых, прежние церковные деятели придирчиво следили за действиями новых и не могли оставаться довольными сложившимся положением дел. К ним примкнули протопопы Аввакум из Юрьева, Даниил Костромской, Логгин Муромский, священник Лазарь Романовский.

В период наибольшего сближения с Патриархом Алексей Михайлович пожаловал Никону титул "великого государя", который не носил официального характера, а лишь подчеркивал высокую степень доверия царя патриарху. Однако это титулование стало формальным поводом для придворной антиниконовской партии обвинить патриарха в особых претензиях на власть, в ответ Никон демонстративно покинул Патриарший Престол и уехал на жительство в 1658 году в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

Произвольное оставление Никоном патриаршего Престола положило основание церковно-государственной коллизии, которая обратила внимание высшего духовенства и двора на проблемы церковного управления и статуса патриарха. В 60-х годах XVII века, раскол явно креп в Москве, и к нему открыто примыкали некоторые иерархи (например, Александр Вятский), и "соблазн" крепчал год от году. В таком положении в 1666 году в Москве решили созвать о расколе церковный Собор. Он состоялся в мае 1666 года. Прежде всего, на Соборе занялись обсуждением предварительных вопросов: православны ли греческие патриархи? Праведны ли и достоверны ли греческие богослужебные книги? Праведен ли Московский собор 1654 года, решивший исправление книг и обрядов?

При обсуждении на эти вопросы Собор ответил утвердительно и тем самым признал правильную реформу Никона, утвердил ее и осудил принципиально раскол. Затем Собор судил известных расколоучителей и присудил их к лишению священных санов и к ссылке. Однако все они (кроме Аввакума и дьякона Федора) принесли после собора покаяние и были приняты в церковное общение.

После суда Собор составил окружную грамоту духовенству с наставлением следовать церковной реформе, а затем рассмотрел и одобрил к изданию ученую апологию церковной реформы, книгу известного киевлянина Симеона Полоцкого "Жезл правления" (Москва, 1666), которая направлена была против раскольничьих писаний и начинает собой ряд последующих полемических сочинений о расколе.

Тотчас после Собора 1666 года, в Москве начался Великий Собор церковный 1666-67 годов с участием патриархов Александрийского и Антиохийского. Собор был созван о деле патриарха Никона. В результате Никон был обвинен в хуле на царя и Русскую Церковь, самоуправстве, жестокости по отношению к подчиненным, лишен сана и отправлен в ссылку. Собор, ставший по сути единственным Всеправославным Вселенским Собором, положил конец межпатриаршеству, а старообрядцы были преданы анафеме и выведены из-под церковной юрисдикции и поставлены вне закона.

Что же касается того, что начался Собор, определивший церковный раскол в России в страшный апокалиптический 1666 год, равно как и идеи, что великий государь не побоялся предсказаний о конце света, необходимо учитывать, что государство Российское жило в то время совершенно по иному летоисчислению, отсчитывая годы от сотворения мира. Таким образом, оба исторических Собора проходили в 5523 год от сотворения мира, на который никто не указывал как на год конца света.

Глеб Борисов

23 мая 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования