Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПАРЛКОММ": Комитет по безопасности провел "круглый стол" по проблемам законодательного обеспечения противодействия проявлениям экстремизма и ксенофобии в РФ


В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Госдумы, представители субъектов РФ, федеральных министерств и ведомств, научных учреждений, общественных объединений, основных конфессий, средств массовой информации.

Открыл и вёл заседание "круглого стола" председатель Комитета Владимир Васильев. Он привёл данные официальной судебной статистики, согласно которой в 2003 году по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) было осуждено 8 лиц, в 2004 году – 11 лиц, в 2005 году – 40 лиц. По части первой статьи 282.1 УК РФ за организацию экстремистского сообщества в прошлом году осуждено одно лицо, по части второй этой же статьи за участие в таком сообществе осуждено два лица. По части первой статьи 282.2 УК РФ за организацию деятельности экстремистской организации в 2005 году осуждено одно лицо, за участие в такой организации по части второй этой статьи – 17 лиц. До 2005 года в судебной практике отсутствовали случаи осуждения по статьям 282.1 и 282.2 УК РФ.

В.Васильев отметил, что возникновению и росту числа подобных преступлений способствовали, в частности, социально-экономическая нестабильность, падение культурного и духовного уровня населения, неконтролируемая иммиграция в течение 15 последних лет.

С мнением председателя Комитета солидаризировался заместитель Генерального прокурора РФ Владимир Колесников, добавив, что первые демократические правительства не уделяли внимание социально-экономическим проблемам общества, воспитательной работе, искоренению бюрократизма и коррупции.

Участники заседания констатировали, что экстремизм, особенно в его крайних формах, выражающийся в приверженности к насильственным методам достижения целей и связанный с культивированием агрессивного поведения, представляет серьёзную опасность для личности, общества и государства. При этом они отмечали, что уголовное преследование лиц, совершивших такие общественно опасные деяния, связано со значительными трудностями, поскольку доказательная база по делам этой категории в существенной части относится к сфере умысла, то есть субъективной стороне состава преступления.

По мнению участников "круглого стола", в большинстве случаев экстремистская подоплёка проявляется во многих хулиганских действиях групп социально дезориентированной молодёжи, возглавляемой более взрослыми носителями "убеждений" расового превосходства, заимствованных из литературы фашистского или национал-социалистического толка. Такие идеи охотно воспринимаются лицами с низким культурным и образовательным уровнем, не имеющими твёрдых моральных принципов и нашедших адекватного применения своим способностям в современном обществе.

Участники "круглого стола" считают, что прямую угрозу конституционному строю и территориальной целостности российского государства представляет собой тенденция переплетения политического и религиозного экстремизма с сепаратизмом. Отсутствие в законодательстве РФ ответственности за публичную пропаганду идей этнотерриториального обособления (сепаратизма) и последующего выхода из состава РФ, в том числе путём юридического закрепления в нормативных правовых актах субъектов РФ таких понятий, как "независимость", "суверенитет", и т.п. влечёт за собой прямую угрозу федеративной целостности российского государства.

Анализ действующей нормативной правовой базы в сфере противодействия экстремизма и ксенофобии выявил ряд проблем и недостатков, связанных с несовершенством действующего законодательства. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" и другие федеральные законы, как представляется участникам "круглого стола", ещё не позволяют эффективно противодействовать экстремизму во всех его формах.

По итогам обсуждения участники "круглого стола" приняли рекомендации.

Исходя из того, что преодоление таких опасных общественных явлений, как экстремизм и ксенофобия, требует комплексного подхода и целенаправленных усилий общества и государства, в первую очередь в политической, экономической и социальной сферах, участники "круглого стола" считают необходимым принять меры, направленные на дальнейшее развитие антиэкстремистского законодательства и на совершенствование нормативно-правовых и организационных механизмов противодействия экстремистской деятельности.

Государственной Думе ФС РФ было рекомендовано внести конкретные поправки в закон "О противодействии экстремистской деятельности" и дополнить закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" нормой, обеспечивающей соответствие деятельности религиозных объединений действующему законодательству и их уставным целям. Предложено предусмотреть в законе "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" возможность запрета на проведение каких-либо публичных мероприятий, финансирование которых осуществляется за счёт организаций экстремистской или террористической направленности.

Рекомендовано разработать и внести в закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" дополнения, направленные на повышение качества выполнения экспертных исследований экстремистских и ксенофобских материалов и усиление контроля за частными экспертами и негосударственными экспертными учреждениями. Участники предложили также рассмотреть целесообразность возврата к прежней норме уголовного законодательства, увеличив максимальное наказание за преступления, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти, предусмотренное частью 1 статьи 282 УК РФ, с двух до четырёх лет лишения свободы.
Правоохранительным органам, в частности, рекомендовано придать системный характер работе по исполнению требований действующего законодательства о противодействии экстремизму, в том числе в части пресечения сепаратистских тенденций.

"ПАРЛКОММ"

18 мая 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования